Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:33, реферат
Современное состояние российской экономики диктует настоятельную необходимость наведения строгого порядка в хозяйственных отношениях. Значительными возможностями в этом отношении располагает судебная система государства в целом и ее составная часть – система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ. Поддержание стабильного правового порядка, демократизация экономических отношений предполагают активные усилия арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики. На это постоянно нацеливает арбитражные суды руководство Высшего Арбитражного Суда РФ1.
Вопрос №1………………………………………………………………....3
Список литературы………..…………………………………………….12
Вопрос №2………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………….....19
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос №1………………………………………………………
Список литературы………..………………………………………
Вопрос №2………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………
№1 Роль и значение постановлений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в деятельности арбитражных судов.
Современное
состояние российской экономики
диктует настоятельную необходи
Высший Арбитражный Суд РФ и сам является активным проводником этих идей. Практически во всех крупных регионах страны проводятся семинары по проблемам гражданского законодательства с участием судей, представителей власти, руководителей хозяйственных органов и юридических служб. Руководители и судьи Высшего Арбитражного Суда РФ активно сотрудничают со средствами массовой информации2.
При осуществлении своих полномочий Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе своих структурных образований: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений3.
Пленум
Высшего Арбитражного Суда РФ решает
важнейшие вопросы, связанные с
деятельностью системы
- рассматривает материалы
- решает
вопросы об обращении в
- избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного суда РФ, секретаря пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ;
- утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ;
- утверждает место постоянного пребывания Федеральных арбитражных судов округов;
- утверждает по представлению Председателя Федерального Арбитражного Суда, судей федерального арбитражного суда, судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;
- утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ судей арбитражного суда субъекта РФ, входящих в состав президиума арбитражного суда РФ;
- утверждает регламент работы арбитражных судов РФ, а также решает иные вопросы организации деятельности арбитражных судов.
Результаты работы Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ отражаются в его актах (постановлениях и разъяснениях), обязательных для арбитражных судов России5. Пленум решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой.
Особое место занимают постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики в виде постановлений, обязательных для арбитражных судов в России6. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в отличие от Закона РФ от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде», не наделяет Пленум правом судебного толкования законодательных актов7. Тем не менее его разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении и разрешении дел имеют исключительно большое значение для совершенствования правоприменительной практики арбитражных судов, обеспечения ее единообразия на всей территории России8. Но, поскольку разъяснения Пленума не носят всеобщего характера, их нельзя отнести к источникам права9. Знание соответствующего законодательства помогает определить роль арбитражных судов в судебной системе России, место Высшего Арбитражного Суда РФ в системе государственных органов и его взаимоотношения с нижестоящими арбитражными судами10. Анализ законодательства об арбитражных судах позволяет сделать вывод о важной роли Высшего Арбитражного Суда РФ, поскольку основные положения, касающиеся его организации и деятельности, содержатся в правовых актах самого высокого уровня – в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»11 и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»12.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Прежнее законодательство устанавливало, что Пленум созывается не реже одного раза в квартал13. По вопросам, вынесенным на рассмотрение Пленума, представляются материалы в виде проектов постановлений по вопросам судебной практики. По поручению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ к подготовке материалов могут привлекаться члены Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ, специалисты и научные работники учреждений и организаций по согласованию с их руководителями14. Кворум для Пленума – наличие не менее двух третей его состава; голосование в Пленуме открытое, постановления принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в России, действуя в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда РФ15. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» по сравнению с ранее действовавшим Законом РСФСР «Об арбитражном суде» расширил круг лиц, обладающих правом принимать участие в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ и министр юстиции РФ вправе принимать участие в заседаниях Пленума не только по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, но и по собственной инициативе. Таким же правом обладают члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане16.
Материалы
на Пленуме докладывают
Пленум
по результатам обсуждения может
образовать редакционную комиссию из
числа членов Пленума с целью
доработки проекта
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ обобщает практику применения законов и иных нормативно-правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данные разъяснения принимаются в виде постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, которые, в силу ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», обязательны для арбитражных судов.
В.Ф. Яковлев подчеркивает, что значение постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ состоит в выработке на основе анализа судебной практики единственно правильного толкования применяемого судами закона: «Выработанные Пленумом подходы к применению нормативных правовых актов имеют важное значение не только для судов, но и для участников экономических отношений, которые должны организовать свою работу по определенным, предсказуемым правилам, в том числе и по тем, которые подвергаются толкованию. Разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ представляют собой его официальную позицию по тому или иному вопросу судебной практики…»18
Представляется,
что особые юридические свойства,
присущие, в частности, постановлениям
Пленума Высшего Арбитражного Суда
РФ по вопросам применения законодательства,
проявляются также в том, что
арбитражные суды могут использовать
их наряду с нормативно-правовыми
актами в качестве правовых оснований
(норм материального и
Закон закрепил
еще одну форму обеспечения единства
судебной практики арбитражных судов
– информационные письма Президиума
Высшего Арбитражного Суда РФ, в
которых рассматриваются
Восприятие постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в качестве обязательных для арбитражных судов, на наш взгляд, на этом не заканчивается. Таковыми их нередко считают органы государственной власти и субъекты предпринимательской деятельности. Аргументируя свою позицию в судебных спорах, стороны наряду с нормативно-правовыми актами обращаются к постановлениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики. Тот факт, что разъяснения законодательства, содержащиеся в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, определяют поведение не только судов, но в силу специфики судебной деятельности и поведение неперсонифицированных участников имущественного оборота, свидетельствует именно об общем, нормативном характере данных актов.
Следовательно, в соответствии с вышеуказанными нормами законов можно сделать вывод, что постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативно-правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят обязательный и соответственно общий, нормативный характер и для судов, и для субъектов экономических отношений. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства и могут применяться, в частности, арбитражными судами в качестве нормативного обоснования при принятии решений. Подобные разъяснения «обладают государственной обязательностью» и оказывают «регулирующее воздействие на всю судебную практику»19.
Однако судебная практика как источник права не относится к категории закона, поскольку не обладает признаками такового. Формулируемые, в частности, в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики судебные правоположения направлены главным образом на устранение пробелов в законе и выявленных в правоприменительной деятельности противоречий, разъяснение действующих норм закона. Судебные правоположения формально действующую норму не изменяют и не ставят перед собой задачу заменить действующую норму закона на другую, но наполняют ее конкретным содержанием, например расширяя сферу ее применения, уточняя механизм ее реализации или, наоборот, устанавливая границы ее действия. Устраняя противоречия, высшие суды разрешают юридически тупиковую ситуацию. При этом судебная практика исходит из приоритета закона.
Поскольку «дача
нормативных разъяснений