Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:33, реферат
Современное состояние российской экономики диктует настоятельную необходимость наведения строгого порядка в хозяйственных отношениях. Значительными возможностями в этом отношении располагает судебная система государства в целом и ее составная часть – система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ. Поддержание стабильного правового порядка, демократизация экономических отношений предполагают активные усилия арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики. На это постоянно нацеливает арбитражные суды руководство Высшего Арбитражного Суда РФ1.
Вопрос №1………………………………………………………………....3
Список литературы………..…………………………………………….12
Вопрос №2………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………….....19
Список литературы:
1) Жуйков В.М.
Реализация конституционного
2) Загайнова
С.К. Судебный прецедент:
3) Лучин О.В.,
Мойсеенко М.Г. Формирование
4) Орлов Б.М. Судебная система в Российской Федерации // Тюменский юридический институт. Тюмень, 1996. С. 17.
5) Пирумова Ю.А. Место и роль арбитражных судов в системе организации судебной власти в России: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 51, 52.
6) Смирнов
Л.В. Деятельность судов
№2 Конституционный суд Российской Федерации как гарант конституционного строя и демократии.
В Конституции России нормы о Конституционном Суде включены в главу 7 «Судебная власть», где говорится об осуществлении судебной власти посредством конституционного и иных видов судопроизводства (ч. 2 ст. 118) и имеется специальная статья о нем (ст. 125). Тем самым подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной ветви государственной власти. К федеральным судам относит Конституционный Суд и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (п. 3 ст. 4). Статьи Конституции об институтах власти обычно начинаются с определения, характеризующего в краткой форме юридическую природу, функциональную направленность и место в системе власти соответствующего органа (см.: ст. 80, 94, 110, 126 и 127).
Как видно, само по себе отнесение Конституционного Суда к органам судебной власти не является достаточным для раскрытия его правовой природы, так как он существенно отличается от других судебных органов по своей компетенции, организации, процедуре деятельности, характеру рассматриваемых дел и принимаемых решений, механизму их исполнения. Он осуществляет особый вид правосудия - конституционное правосудие, применяя при этом особую правовую процедуру - конституционное судопроизводство. Конституционный Суд не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, арбитражные, административные дела, не применяет правовые нормы к конкретным случаям как иные суды. Он наделен функцией конституционного контроля21.
Правда, в конституционном контроле в пределах своей компетенции и в присущих им формах участвуют (должны участвовать) и другие органы - Президент, Федеральное Собрание, Правительство, законодательные и исполнительные органы субъектов Федерации, обычные суды, прокуратура. Однако для них это не основная, не единственная, а дополнительная функция. К тому же сама основная деятельность органов законодательной и исполнительной власти, их нормативные решения являются объектом специального конституционного контроля - судебного.
Своеобразие конституционно-юрисдикционной деятельности привело некоторых авторов к выводу, что ее неправомерно определять как конституционное правосудие. Понятие правосудия они связывают только с деятельностью судов общей и арбитражной юрисдикции по разрешению в особом процессуальном порядке споров о праве и иных правовых конфликтов, в которых стороной являются граждане, предприятия и организации. Конституционный же контроль, осуществляемый судами, - особая функция судебной власти, отграниченная от правосудной деятельности.
Конституционный Суд является
стержневой, главной и самостоятельной
частью механизма конституционного
контроля в государстве, не поднадзорен
никаким инстанциям, его решения
обязательны для всех субъектов
права, в том числе других высших
институтов законодательной, исполнительной
и судебной власти, он связан при
осуществлении судопроизводства только
федеральной Конституцией и Федеральным
конституционным законом о
Предназначение
Самостоятельность и правовая независимость Конституционного Суда в механизме государственной власти, его неподотчетность каким-либо другим органам, включая парламент, не означает, что иные ветви власти вообще лишены возможности влияния на Конституционный Суд. Правда возможности эти в определенной мере ограничены, что не снижает их значения.
Законодатель может влиять
на Конституционный Суд
Отлаживание механизма равновесия
различных ветвей власти процесс, конечно,
сложный и противоречивый особенно
в переходный период становления
новой государственности и
Таким образом, главная особенность
и важное отличие Конституционного
Суда РФ от судов общей юрисдикции
и арбитражных судов в том,
что Конституционный Суд РФ - это
не только судебный орган, но и такой
конституционный орган, которому предоставлено
право в установленных
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционном законом о КС РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в своей деятельности руководствуется исключительно Конституцией; подчиняться только ей клянутся судьи Конституционного Суда, принося присягу при вступлении в должность. Именно Конституция, в соответствии с ч. 1 ее ст. 15, имеет высшую юридическую силу, ей не могут противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время, согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17); эти принципы и нормы, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; при этом международный договор имеет приоритет перед законом в случае их коллизии.
В соответствии с ч. 2 ст. 118
Конституции РФ конституционное
судопроизводство является самостоятельным
способом осуществления судебной власти.
Закон о Конституционном Суде
РФ не предусматривает возможности
применения в конституционном
Конституционное судопроизводство является процессуальной формой деятельности конституционных судов, применяющих и интерпретирующих конституционные нормы и решающих юридические дела, им подведомственные. Результатом конституционного судопроизводства является устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта или договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции РФ. Конституционное судопроизводство - это регламентированная Законом о Конституционном Суде (и законами субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах) деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями.
Цели и задачи конституционного судопроизводства определены в Законе о Конституционном Суде (ч. 1 ст. 3). К их числу относятся защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации24.
Общая характеристика полномочий
Конституционного Суда РФ содержится
в ст. 125 Конституции РФ. В рамках
конституционного судопроизводства решаются
исключительно вопросы права. Конституционный
Суд РФ при осуществлении
Список литературы:
1) Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция - 2002 - N 1.
2) Брежнев О.В. Проблемы законодательного обеспечения исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Законодательство - 2006 - N 4.
3) Кажлаев С.А. О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. – 2004. - № 9,
4) Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. - ОАО «Издательский дом «Городец»; «Формула права», 2003.
1 Смирнов Л.В. Деятельность судов Российской Федерации как источник права // Журнал российского права. 2001. № 3. С. 51.
2 Пирумова Ю.А. Место и роль арбитражных судов в системе организации судебной власти в России: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 51, 52.
3 Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. М., 2002. С. 154; Загайнова С.К. Судебный прецедент: историко-правовой аспект: Дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 147.
4 Лучин О.В., Мойсеенко М.Г. Формирование правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам конституционного права // Теоретические проблемы российского конституционализма. М., 2000. С. 58.
5 Часть 2 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
6 Жуйков В.М. Реализация конституционного права на судебную защиту: Автореф. дис. … доктора. юрид. наук. М., 1996. С. 18.
7 Смирнов Л.В. Деятельность судов Российской Федерации как источник права // Журнал российского права. 2001. № 3. С. 52.
8 Орлов Б.М. Судебная система в Российской Федерации // Тюменский юридический институт. Тюмень, 1996. С. 17.
9 Вас защищает закон. Судоустройство и судопроизводство Российской Федерации. Законодательные и нормативные акты, современные образцы документов, комментарии // Библиотечка «Российской газеты». 1997. Выпуск № 7. С. 161.
10 Черников В.В. Судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. М.: Велби, Проспект, 2006. С. 37, 38.
11 СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
12 СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
13 Статья 28 Закона РФ от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде».
14 В Научно-консультативном совете. Поиск ответов на новые вопросы в судебно-арбитражной практике // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. № 2. С. 82.
15 Пирумова Ю.А. Указ. соч. С. 56.
16 Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. М., 2002. С. 154; Загайнова С.К. Судебный прецедент: историко-правовой аспект: Дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 147.
17 Участвующий в заседании Пленума Генеральный Прокурор РФ либо его заместитель вправе давать заключения.
18 Яковлев В.Ф. Предисловие // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение. 2001. № 1. С. 7.
19 Вопленко Н.Н. Толкование права // Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 381.
20 Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1979. С. 153.
21 Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. - ОАО «Издательский дом «Городец»; «Формула права», 2003.
22 Брежнев О.В. Проблемы законодательного обеспечения исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Законодательство - 2006 - N 4.
23 Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция - 2002 - N 1.
24 Кажлаев С.А. О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. – 2004. - № 9,