Роль римского права в истории права и его рецепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 02:57, контрольная работа

Описание работы

В Римской Республике была разработана трёхэтапная законотворческая процедура. Правом законодательной инициативы обладал каждый магистрат. Законопроект вывешивался им на Римском форуме, где римляне могли ознакомиться с ним и обсудить его. Все предложения по изменению законопроекта могли быть переданы самому магистрату. Затем народное собрание всеобщим голосованием принимало или отклоняло законопроект. Сенат, как исполнительный орган Рима, осуществлял проверку процедуры принятия, при отсутствии нарушений закон вступал в силу. Некоторое время эта процедура с той или иной долей фикции сохранялась и в Римской империи. Затем законотворческая функция укрепилась в руках императора при некотором участии сената.

Файлы: 1 файл

Ленинградский государственный университет им.docx

— 41.63 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Первые указания на форму  обычного права Рима и его правовых институтов могут быть найдены в  дошедших до нас заключениях по судебным делам. Первые дошедшие до нас источники  писаного права Рима — законы римских царей. Один из наиболее значимых — Свод законов двенадцати таблиц , перенесший многие положения Законов Солона, относится к середине V века до н. э. К III веку до н. э. римское право уже чётко отделялось от религиозных норм.

В 367 году до н. э. законом Цивилия Цекса была введена должность претора. Претор избирался ежегодно, кандидаты на эту должность составляли преторские эдикты, описывавшие их отношение к правоприменению и понимание его принципов. Претор мог в меру необходимости восполнять пробелы в источниках права и признавать старые законы несоответствующими современным реалиям. Преторское право внесло большой вклад в развитие Римской системы права.

Единственным памятником полной древнеримской научной системы  права являются Институции Гая (II век н.э.). В 426 г. н.э. император Валентиниан III признал его мнения наряду с суждениями Папиниана, Ульпиана, Модестина и 

Павла источником права, которым надлежало пользоваться судьям при вынесении решений.

Дигесты Юстиниана на долгое время стали основным писаным источником права в Риме. Институциональная консервативность права в период Римской империи позволила развить чрезвычайно разработанную юридическую технику и составить высоко-систематизированные источники права, оказала благотворное влияние на правовую науку. Рецепция римского частного права сыграла ключевую роль в развитии романо-германской и производных правовых семей и позволила укрепиться европейской правовой науке.

Основным принципом Римского права является утверждение, что  государство есть результат установленной  договорённости между гражданами государства  в целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим консенсусом правилам. Этот принцип Римского права лёг в основу такой формы власти как Республика, которая является на сегодняшний день самой распространённой формой власти.

Римское правосознание рассматривает  справедливость, яблоко равноправия, как  основной принцип правореализации. «Право есть искусство (наука) доброго и равного»— гласит изречение Цельса-младшего, а не справедливого, вопреки расхожему мнению. Казуистичность Римского права основывается на осознании высокой роли судебной власти; «Я имею иск — значит я имею право» — описывает это отношение римское изречение. Утилитаризмом названо рассмотрение пользы как смысла права, свойственное римскому отношению к праву: «Польза — мать доброго и справедливого».

В Римской Республике была разработана трёхэтапная законотворческая процедура. Правом законодательной  инициативы обладал каждый магистрат. Законопроект вывешивался им на Римском  форуме, где римляне могли ознакомиться с ним и обсудить его. Все предложения  по изменению законопроекта могли  быть переданы самому магистрату. Затем  народное собрание всеобщим голосованием принимало или отклоняло законопроект. Сенат, как исполнительный орган  Рима, осуществлял проверку процедуры  принятия, при отсутствии нарушений  закон вступал в силу. Некоторое  время эта процедура с той  или иной долей фикции сохранялась  и в Римской империи. Затем  законотворческая функция укрепилась в руках императора при некотором  участии сената.

Закон имел постоянную структуру  и состоял из:

Предписание — вводной  части, описывавшей мотивы принятия, имя составившего закон магистрата и дату принятия.

Законопроект — основной части, содержавшей функциональную часть закона.

Договорная статья — санкции, указывавшей ответственность за нарушение норм, установленных законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История римского права.

Перед всяким историческим рассмотрением, в первую очередь  возникает проблема периодизации. Достаточно распространенной периодизацией является разделение римской истории на 4 периода:

1. архаический – 6в.  до н.э.- серед. 5в. до н.э. или 754-367 до н.э.

2. предклассический - серед. 5в. до н.э.-1 в. до н.э. или 367-27 до н.э.

3. классический – конец  1 в. до н.э.- 3в. н.э. или 27 до  н.э. – 284 н.э.

4. постклассический – 3 в. н.э. – 6 в. н.э. или 284 – 565 н.э.

Однако такая периодизация не вполне удовлетворительна с точки  зрения эволюции римского частного права. Наиболее подходящей, как считает Ч. Санфилиппо является периодизация, основанная на последовательности «великих кризисов и трансформаций римского общества»

Таким образом, в ходе эволюции римского частного права выделяют 3 главнейших этапа:

1) От основания Рима (754 до н.э.) до разрушения Карфагена  и Коринфа (146 до н.э.)

В этот период право целиком  основывается на обычаях предков, а  законы XII таблиц являются кодификацией, которая собирает главнейшие нормы  частного, публичного, уголовного, процессуального  права.

Этот правопорядок называют «квиритским гражданским правом». Этот порядок проникнут требованиями устности, торжественности. Ошибка в употреблении одного слова используемой формулы лишает юридической силы совершенное действие.

Внутри отдельной семьи  какие-либо разногласия тоже отсутствуют, а если и возникают, то тотчас же гасятся властью отеца семейства. Женщины, дети, рабы – это подвластные лица, лишенные личной и имущественной самостоятельности. Лишь отец семейства обладает абсолютным господством.

2. От разрушения Карфагена  и Коринфа (146 до  н. э.) до  прихода к власти Диоклетиана  (284 н. э.)

Квиритское гражданское право –удовлетворявшее условиям примитивной римской земледельческой общины, становится совершенно неподходящим ввиду новых требований общественной жизни.

После Пунических войн и  победы над Карфагеном Рим стремительно превращается в центр и столицу  обширнейшей организации народов, представляющих все расы, языки, культуры. В итоге общество превращается из аграрного в товарное, расцветают промышленность и торговля.

Такие изменения в социальной жизни Рима не могли не вызвать  и изменения права. Наряду с существованием гражданского права, появляются преторское право право народов.

Преторское право.Должность претора введена с 367 до н.э. Претор при своем вступлении в должность издает эдикт. В эдикте содержится программа, которой будет следовать претор при исполнении своей судебной функции. Претор не является законодателем и потому не может изменять нормы гражданского права. Однако, пользуясь данным ему верховной властью претор в своем эдикте останавливается на следующих вопросах:

-  на вопросах, которые  недостаточно регулируются гражданского права

-  на вопросах, вообще  не предусмотренных в гражданского права, в отношении которых он обещает защиту или санкции

-  на вопросах, приводящих  при условии применения гражданского права к последствиям, которые воспринимаются новым общественным сознанием как несправедливые. Здесь претор обещает поступить образом, не предусмотренным нормой права из соображений справедливости.

Юрист Папиниан очень четко обобщает все сказанное: « Преторское право – это право, которое введено преторами для общественой пользы, с тем, чтобы усилить цивильное право, дополнить его или исправить»

Право народов.

Наряду с городским  претором в 240 г. до н.э. была учреждена  вторая должность – претор по делам  чужестранцев-перегринов. На него возлагалась судебная функция в связи с разногласиями, возникавшими между римскими гражданами и чужеземцами либо между чужеземцами различных национальностей.

Претор по делам чужестранцев-перегринов основывает разбор тяжбы не на принципах, присущих отдельным национальным правовым системам, а на тех, которые являются общими для всех, то есть основаны на естественном разуме.

Спорным является выделение  в римском праве, наряду с гражданским правом, преторским правом и правом народа, также частное право.

«В большей части произведений юристов классического периода  мы не обнаруживаем даже следа этой трихотомии - пишет Ч. Санфилиппо. Еще в «Институциях» Гая (II в н.э.) право народов и естественное право отождествлялись. Просто право народов основывается на  естественных отношениях. Трихотомия возникает только в юстиниановском своде, где естественное право проявляется в качестве третьего правопорядка. Однако, согласно фрагменту Дигест 1.1.1.3. – «Естественное право – это такое право, в котором природа наставила все живые существа. Ибо оно не является свойственным лишь роду человеческому, но совместно присуще всем живым существам, обитающим как на суше, так и в море, а также и птицам».

«Всякому бросается в  глаза неюридический характер представления  о правопорядке, присущем одновременно людям, животным, рыбам и птицам»,- пишет Ч. Санфилиппо.

Появление этой третьей категории  отвечает требованиям скорее не юридическим, а философским. Возможно, что это  или интерполяция, или личное пристрастие  Ульпиана.

Таким образом, естественное право не есть отдельная, изолированная система. Естественное право – часть и цивильного права, и права народов, « оно как бы растворено в них, пронизывая их своими принципами» (М.Х.Хутыз Римское частное право М.,2002 с.21)

Павел считает, что естественное право входит в общее понятие  права: «Слово «право» употребляется  в нескольких смыслах: во-первых «право»  означает то, что всегда является справедливым и добрым,- каково естественное право» .Римские юристы говорят о праве, как о нравственном явлении.

«Изучающему  право,- пишетУльпиан,- надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое название от «справедливость», ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом» .

3.От Диоклетиана (284 н.э.) до Юстиниана (565 н.э.)

В послеклассическую эпоху осуществляется процесс упрощения различных классических правопорядков.

Исчезли классические магистраты, которые заменило равное им число  имперских чиновников, чьи полномочия непосредственно исходили от императора.

Сливаются гражданское право и преторское право с преобладанием принципов, введенных преторским правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники римского  права.

 

Источником в широком  смысле слова может оказаться  всякое свидетельство, относящееся  к Риму (археологическое, художественное и т.д.)

Однако в более специальном  смысле « источником римского права» следовало бы называть те документы, которые более или менее сообщают нам римские юридические нормы. Здесь может идти речь о так  называемых литературных источниках таких  как, надписи, сочинения историков, ораторов, землемеров, поэтов. Но речь может идти и о так называемых юридических источниках таких как, надписи с текстами законов, сочинения  юристов, официальные кодексы, частные  документы (папирусы, восковые дощечки  и др.).

С хронологической точки  зрения  юридические источники  подразделяются на доюстиниановские и юстиниановские. Первые были собраны и опубликованы в различных изданиях, среди которых в Италии шире всего используется трехтомное собрание, озаглавленное «Fontes iuris romani anteiustiniani» (издатели Риккобоно, Бавьера, Феррини, Фурлани). Оно охватывает нормативные распоряжения, фрагменты юридических произведений, юридические акты частных лиц).

Юстиниановские источники – это не что иное как так называемый «Свод гражданского права» Юстиниана, т.е. знаменитое обширное собрание, исполнение которого было возложено императором на специально назначенные законодательные комиссии. Первые три части этого труда, называемые соответственно Digesta, Institutiones и Codex, были созданы с 530 по 534г., между тем как от­дельные законы Юстиниана продолжали выходить с 535 по 565 г. и были собраны усилиями частных лиц в четвертой части Корпус, называемой Новые(т.е. новые уложения).

Дигесты представляют собой  антологию систематически расположенных  по темам отрывков (фрагментов), извлеченных  из сочинений римских юристов  в 50 книгах.

Институции представляют собой небольшое сочине­ние упрощенного характера в 4 книгах, имеющее как законодатель­ное, так и учебное значение. И они также составлены главным образом из отрывков, заимствованных из Институции римских юристов, особенно из Гая.

Кодекс является собранием законов, изданных императорами классического и послеклассического периода, а также и самого Юстиниана в 12 книгах.

Наиболее современное  и важное издание Корпус гражданского права было осуществлено Моммзеном, Крюгером, Шёллем, Кроллем ,изданное Феодосией II в 438 г.

 

 

 

Роль  римского права в истории права.

 

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую  ступень в развитии права в  античном обществе и древнем мире в целом.

Оно отличается прежде всего необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства  право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном  строе Рима. Но, будучи связанным  и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством.

Информация о работе Роль римского права в истории права и его рецепции