Роль России в урегулировании южноосетинского конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 22:25, реферат

Описание работы

На сегодняшний день ситуация в кавказском регионе продолжает оставаться конфликтной. Переплетение национальных интересов, современная политическая ситуация и расстановка сил в мире, а также нерешённость важнейших проблем нацменьшинств в этом регионе остаются одними из главных дестабилизирующих факторов. Каждый из них чреват опасностью дальнейшей дестабилизации ситуации. Учитывая сложный национальный состав большинства стран региона, существующей в этой связи опасность сепаратизма, конфликты, начавшиеся в одной стране, могут затронуть и другие государства, подрывая и без того хрупкую ситуацию в соседних странах1. Южноосетинский конфликт наглядно показывает взаимодействие этих факторов на Кавказе.

Файлы: 1 файл

Russia_osetian_conflict_settlement.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

В.А.Упоров

Студент 1 курса

 факультета международных

 отношений УрГУ, 2006 г.

 

Роль России в урегулировании южноосетинского конфликта

 

1.Актуальность проблемы

      На сегодняшний  день ситуация в кавказском  регионе продолжает оставаться  конфликтной. Переплетение национальных интересов, современная политическая ситуация и расстановка сил в мире, а также нерешённость важнейших проблем нацменьшинств в этом регионе остаются одними из главных дестабилизирующих факторов. Каждый из них чреват опасностью дальнейшей дестабилизации ситуации. Учитывая сложный национальный состав большинства  стран региона, существующей в этой связи опасность сепаратизма, конфликты, начавшиеся в одной стране, могут затронуть и другие государства, подрывая и без того хрупкую ситуацию в соседних странах1.           Южноосетинский конфликт наглядно показывает взаимодействие этих факторов на Кавказе.

     России в этом конфликте, прежде всего, необходимо поддерживать  интересы своих граждан. По последней переписи, в Южной Осетии проживает около 80 тыс. жителей, из них до 90% всего населения Южной Осетии имеют российское гражданство. Но на этом интересы России не исчерпываются. Противостояние в этом регионе стратегически очень важно, т. к. здесь усиливается присутствие Запада, общеизвестно присутствие войск НАТО в Грузии.

   

    Для более детального  ознакомления со всеми противоборствующими  сторонами  надо рассмотреть все  стороны, участвующие в южноосетинском  конфликте.

 

2.  История  развития конфликта

       Современный  конфликт в Южной Осетии имеет глубокие исторические корни. Очень важно в понимании сути конфликта его предыстория и история взаимоотношения народов.

       На протяжении  многих веков грузинский и  осетинский народы мирно соседствовали  друг с другом. Оба народа исповедовали  провославие. Осетины помогали грузинским единоверцам отражать кровопролитные набеги турок. Со временем Грузия добровольно уступила Осетии небольшую часть своей гористой территории. Это было сделано для своевременного оказания помощи даже в зимнее время, когда разделявший Осетию и Грузию хребет Кавкасиони становился непроходимым для осетинской конницы2.

      Со временем, когда натиск Турции усилился, Грузии пришлось обратиться за  помощью к России. Осетия же, имея  особые отношения с Россией, была  присоединена в её состав в 1774 году, раньше, чем это сделала Грузия. Присоединившись к России по Георгиевсеому трактату в 1783 году, грузинские территории были отныне надёжно защищены от дальнейших набегов.  Возможность находиться в едином сильном государстве лишь усилила дружеские отношения грузин и осетин. Осетинское население стало селиться в городах Грузии, сельских районах Алазанской долины и Боржомского ущелья3.

      После распада  Российской империи  Грузия под  влиянием меньшевиков вышла из  состава России. Южная Осетия же  отказалась выходить из состава сильного государства по причине населения осетинским народом единого государства. Это вызвало ответную реакцию со стороны националистического меньшевистского руководства Грузии. Для расправы с непокорной  Южной Осетии были использованы грузинские армии, снятые с армянского и азербайджанского фронотов. Меньшевики жестоко расправились с Южной Осетией. Однако вскоре осетинские партизанские части при поддержке красноармейцев освободили Южную Осетию, а потом и всю Грузию от меньшевиков4.   

       В советский  период, постепенно преодолев раны, нанесённые Гражданской войной, мирная жизнь в республике  продолжилась; нормой стали смешанные  браки между осетинами и грузинами.  С 1922 года Южная Осетия входила  на правах автономии в состав Грузии. Осетины формально оказались разделённым народом, поскольку имели два административно оформленных этнотерриториальных очага - автономную область в Грузии и автономную республику в РСФСР. В составе единого Советского Союза эта разделённость не приводила к конфликтным ситуациям5.  

По мере ослабления влиния центра на окраины, проходило постепенное усиление роли национальных идеей в отдельных республиках. В 80-х годах в Грузии стала набирать силу волна шовинизма по отношению к малым национальностям в её составе. Параллельно с этим в Цхинвали проходили процессы  нарастания националистических настроений. Воздействия на Южную Осетию в грузинских средствах массовой информации  привели в результате к ответной реакции. Было принято решение местными органами власти о преобразовании её в автономную республику в составе Грузинской ССР (10 ноября 1989 г.)6. С восстановлением Конституции 1918 года Тбилиси отменил автономию Южной Осетии. В ответ на несогласие осетин с этим решением Грузия прибегла к силовым методам, развернув военные действия в мятежной республике7. Для предотвращения митинга в Цхинвале отправился 20 тысячный отряд представителей неформальных общественных организаций, который был остановлен 23.11.1989 г. вооружёнными осетинами. Начавшиеся первые вооружённые столкновения продолжались до начала 1990 года8.

  С 1990 года наступила кульминационная фаза конфликта. В ответ на проведение выборов в Юго-Осетинской автономной республики было принято решение председателем Верховного Совета Грузии З. Гамсахурдиа об упразднении Юго-Осетинской автономной области. 12 декабря в Цхинвальском и Джавском районах  Южной Осетии было введено чрезвычайное положение9. В Цхинвале с декабря 1990 г. - июль 1992 года проходила многомесячная осада и энергетическая блокада. Страдания испытывали не только осетины, но и грузины, русские, армяне10. Боевые действия продолжались с перерывами на протяжении большей части 1992 года. Иногда создавались весьма опасные ситуации, способные вовлечь в конфликт другие республики и народы Северного Кавказа и тем самым дестабилизировать положение во всём регионе. Особенно опасен был инцидент  20 мая 1992 года, когда неизвестные вооружённые люди расстреляли автобус с осетинскими беженцами из города Цхинвале в районе грузинского села Кехви. Все политичекие контакты были разорваны, и Северная Осетия перекрыла газопровод, снабжавший Грузию российским газом11.

    Через 1,5 года после  борьбы, закончившись безрезультатно, начались мирные переговоры между  конфликтующими сторонами при  посредничестве России.

    С приходом  к власти в Грузии в марте 1992 года Э.Шеварнадзе был отвергнут  шовинистический курс З. Гамсахурдиа. 24 июня 1992 года в Дагомысе (Сочи) состоялась  встреча Б.Н.Ельцина с Э.Шеварнадзе, в результате которой было  подписано Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. Статья 3 Соглашения предусматривала учреждение Смешанной контрольной комиссии вовлечённых в конфликт сторон и создание при ней "смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка".  14 июля 1992 года началась миротворческая операция в Южной Осетии. В зону конфликта были введены российские, грузинские и осетинские батальоны12.

    Конфликт в  Южной Осетии привёл к гибели  более 1 тыс. человек; 93 дотла сожжённых  деревни, от 40тыс. до 100 тыс. беженцев13.   

 

3. Грузинская позиция  в Южноосетинском конфликте 

     Одной из  важнейших целей в политике  Грузии   является     сохранение  территориальной целостности государства. Для этого она готова использовать  все   меры    противодействия, вплоть  до силовых для      абсолютного     подчинения     государственных     окраин.  Российских   же    миротворцев    грузинская    сторона    считает необходимым   вывести,   так   как   они,   с этой   точки   зрения, не  способствуют  урегулированию  конфликта,  а наоборот лишь  усугубляют ситуацию.

     Особенно ярко  грузинское руководство отреагировало  на сентябрьские события 2005 года. В  празднование     15-й        годовщины         независимости  самопровозглашённой    республики  Южная Осетия 20.09.2005   года   жилой микрорайон  в  Цхинвале  был  обстрелян   из миномётов.   Три   мины   угодили   в   частный   дом   и   дворы пятиэтажек,  ранив  десять  человек,  среди которых двое детей. Грузинские  власти  не  признали  со своей стороны этот обстрел. Присутствие  же российских  чиновников,  среди  которых были официальные   представители   Северной   Осетии,   Карачаево-Черкесии, Кемеровской области, а  также  депутаты Госдумы от фракций   "Единая Россия"   и  "Родина"    вызвало    негативную реакцию   в   Грузии   и    поводом      для     обвинения    России14. Государственный     министр   по   урегулированию   конфликтов  Георгий Хаиндрава    заявил,  что  "делалось это с целью сорвать процесс   урегулирования... подтверждаются    слова   Михаила Саакашвили   о   том,   что   происходит   аннексия     грузинских территорий"15.   Особенно  вызывает  недоумение у этой стороны наличие новейшей военной техники на параде войск  в Цхинвале. В   осуждение  этого  ставится  под  вопрос  роль      российских миротворцев   министром   Грузии:   "Мы поставим  вопрос о том, чтобы в  зонах  конфликтов для  поддержания  мира   находились международные   миротворческие силы"16.  Этим  самым   Грузия хочет  привлечь  в   посредничество   в   зону   конфликта    США, Евросоюз и даже НАТО. "Вопрос об участии США практически стоит в повестке дня, и мы надеемся, что это будет реализовано" 17 - заявил Георгий Хаиндрава.

       В  начале февраля 2006 года напряжение в республике  Южная Осетия  усилилось. Поводом  для этого стало ДПТ у грузинского села Ткеави (Южная Осетия), где грузовик российских миротворцев ночью в снегу на горной дороге столкнулся с "Жигулями" местного жителя, совершенно случайно оказавшегося дядей министра обороны Грузии. К месту инцидента подтянулись около 500 грузинских военнослужащих, представители властей Грузии и журналисты. На следующий день недалеко от зоны конфликта грузинскими полицейскими был обнаружен переносной зенитный комплекс "Игла", который, однако, предъявлен не был; этого стало достаточно для обвинения Россию в намерении сбить вертолет Саакашвили. За день до этого грузинское руководство обвинило Россию в подрыве собственных газопроводов и линий электропередачи с целью давления на Грузию.  Парламент Грузии рассматривал постановление о выводе российских миротворцев из зоны грузино-осетинского конфликта. В случае не подчинения решению грузинского парламента российским военным грозило  выдворение силой как оккупантов.18

   Грузинское  руководство  проводит  политику   по   выведению российских баз и миротворцев с территории Грузии, однако по некоторым оценкам грузинских официальных лиц роль России в миротворческом процессе, скорее, ограничивается. Со слов министра иностранных дел Грузии в интервью газете «Время Новостей» Гела Бежуашвили Тбилиси настаивает на международном формате миротворческой операции в Южной Осетии, но не исключает российского участия в ней. «Мы только за то, чтобы это была международная миротворческая операция. В ней совершенно не исключено участие российской стороны».

Президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая с ежегодным отчетом перед парламентом, заявил: «В 2008 г. мы станем кандидатом в члены НАТО, а в 2009 г. у нас есть все шансы стать полноценным членом этой организации. Мы создали свою армию и с ней войдем в НАТО». Численность грузинской армии, по его словам, составляет сегодня порядка 20 тыс. военнослужащих, поэтому она является самой оснащенной в регионе.19

Очевидной демонстрацией  Грузии   своей   приверженности  к  Западу является визит М. Саакашвили в США на саммит ООН в сентябре 2005 года, где было выделено 295 млн. $ Вашингтоном своему южнокавказскому стратегическому    партнёру    в    рамках     программы      "Вызов тысячелетия"20.  Хотя  предполагается  потратить   эти   финансы на приватизацию    газопровода   и    развитие       инфраструктуры   в Джавахети,   идёт   экономическая   поддержка   политики   Грузии Западом. Президент Грузии сказал по этому поводу следующее: "Дело в том, что мы маленькая страна, которая имеет большие проблемы... мы будем дружить со всеми, кто нам поможет проблемы  решить"21.  А экс-президент Грузии Эдуард  Шеварнадзе  прямо  заявил   следующее: "Разумеется,  США  хотят   обосноваться   в  этом  регионе,  который стратегически очень важен"22. Главным в политике США в отношении России в этом регионе является "курс на ослабление влияния России на   постсоветском   пространстве   и,   параллельно  этому,  усилие американского   проникновения   в   данные  регионы"23. В отношении  решения конфликтов позиция Вашингтона: "Мы должны работать, чтобы укрепить полную независимость Грузии, добиться её расцвета и территориальной целостности"24.  Эти цели  преследуются  США  ещё с 1993 года с концепций "расширения"  и  "вовлечения".  В  практической помощи Тбилиси  со  слов  Э. Шеварнадзе  "Грузия, если рассчитывать эту помощь  на  душу  населения,  занимает  в  списке  поддерживаемых США стран третье место"25. 

      Особого   внимания  требует  миссия ОБСЕ  в  Грузии  развёрнутая в Тбилиси 3 декабря 1992 года. В целом, не смотря на  первоначальную склонность этой организации к прогрузинским позициям, в период с 1992-1999 гг. были достигнуты определённые цели в процессе урегулирования". Однако в последнее время эта  организация  становится  на грузинские позиции. Действия республики Южная Осетия и  Россия резко критикуются; одна из резолюций ОБСЕ называет правительства Северной и Южной Осетий "преступными диктаторскими режимами", с которыми должно быть покончено26. Российский МИД отверг проект этой резолюции, назвав её "провокацией"27.  К работе ОБСЕ имеются претензии с южноосетинской стороны. Так газета "Южная Осетия "на события 20 сентября 2005 года обрушивается с гневной критикой в адрес международной организации, обвиняя её в нереагировании должным образом на факт обстрела Цхинвале28.

      По сообщению южноосетинской стороны Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию конфликта некоторые государства-участники ОБСЕ поставляют на грузинскую сторону военную технику, вооружения и боеприпасы, в том числе и запрещенные международными конвенциями. В число этих государств относятся Болгария, Румыния, Чехия, Македония, Украина29. 

     ОБСЕ действует по  принципу двойных стандартов: "с  одной стороны ОБСЕ выступает  за урегулирование грузино-осетинского  конфликта, а  с другой стороны, страны ОБСЕ продолжают вооружать Грузию"30.

      Что касается отношения  грузинского этнического большинства  к национальным меньшинствам  Грузии, то подавляющее большинство  опрошенных (72,2%)  считают, что решить  проблему нацменьшинств возможно  лишь их выдворением из страны. 8,8% считают, что данную проблему можно решить путем их ассимиляции, и только 18,5% предлагают создать такие условия, при которых нацменьшинства сумели бы сохранить культурную и религиозную самобытность и стать полноправными участниками созидания грузинского государства.31 

      Грузия фактически, обобщая её действия на Кавказе и широкую поддержку Запада, стремится подчинить себе Южную Осетию, пренебрегая национальными интересами этой республики. На официальном же уровне продолжает вести переговоры и поддерживать политику мирного решения конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      4. Российская  позиция в Южноосетинском конфликте

      Официальное    руководство   России   в   Южноосетинском конфликте  поддерживает  Грузию   в   стремлении сохранить  территориальную целостность этого государтсва. Официальная позиция МИДа заключается в мирном урегулировании  конфликта путём переговоров. План решения этой проблемы включает в себя следующее: демилитаризация зоны грузино-осетинского конфликта, социально-экономическая реабилитация края, полномасштабное политическое урегулирование".   Стремление России к поддержанию мира в Южной Осетии вполне объяснимо  приоритетным российским планом на Кавказе по поддержанию безопасности в этом регионе.

Информация о работе Роль России в урегулировании южноосетинского конфликта