Роль России в урегулировании южноосетинского конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 22:25, реферат

Описание работы

На сегодняшний день ситуация в кавказском регионе продолжает оставаться конфликтной. Переплетение национальных интересов, современная политическая ситуация и расстановка сил в мире, а также нерешённость важнейших проблем нацменьшинств в этом регионе остаются одними из главных дестабилизирующих факторов. Каждый из них чреват опасностью дальнейшей дестабилизации ситуации. Учитывая сложный национальный состав большинства стран региона, существующей в этой связи опасность сепаратизма, конфликты, начавшиеся в одной стране, могут затронуть и другие государства, подрывая и без того хрупкую ситуацию в соседних странах1. Южноосетинский конфликт наглядно показывает взаимодействие этих факторов на Кавказе.

Файлы: 1 файл

Russia_osetian_conflict_settlement.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

      С 14 июля 1992 года в Южной Осетии находятся  российские миротворческие батальоны (тогда же были введены грузинские и осетинские батальоны). За это время ситуация в республике изменилась, силовое воздействие с какой-либо стороны предотвращалось, однако добиться полного решения проблемы не удалось. Причиной этого стало не только неудовлетворение южноосетинской стороны по вопросу о статусе республики, но и определённые амбиции грузинской стороны о полном подчинении всех национальных меньшинств. Для этого, прежде всего, Грузии необходимо выдавить российских миротворцев, что может происходить только с поддержкой Запада. Вообще миротворческие операции России на постсоветском пространстве не вызывали положительных эмоций на Западе.  Некоторые западные эксперты оценивали российские миротворческие акции даже как "инструмент реставрации империи "32. В оценки российских миротворческих акций важно также и мнение южноосетинской стороны, которая против вывода российских миротворцев.

       Российское  руководство пресекает любые  обвинения в свою сторону по  поддержке сепаратистских устремлений Южной Осетии. Однако грузинская сторона в этом плане доходит даже до обвинений в аннексии соответствующих территорий. Парламентарии применяют и ультимативные жесты в своих обвинениях.   Так одно из обвинений России было жёстким образом прокомментировано в МИДе: "Обвиняя Россию в неурегулировании проблемы территориальной целостности Грузии, парламент этой страны явно пытается переложить ответственнность с больной головы на здоровую"33.   Отвергается силовой вариант решения этой проблемы высшим грузинским руковоством: "В Грузии должны осознавать, что силовой вариант, к которому склоняются некоторые горячие головы, отвергается международным сообществом"34.  Российские обвинения, в свою очередь, приводят к грузинским выпадам, которые ничуть не уступают в своей громкости.

     Официальная  позиция Российского руковоства  в Южноосетинском конфликте, однако, противоположна истинным стремлениям  Россиии, на что есть веские  основания. Поддержка мира и мирного  решения конфликта связаны с  определёнными трудностями в этом регионе. В ситуации, когда соседнее южное государство находится под влиянием  Запада, а местное население в зоне конфликта поддерживает Россию становится очевидной необходимость поддержки (гласная или не гласная)  Южной Осетии. Эту республику Российская Федерация поддерживает на неофицальном уровне политически и экономически. В 15-летнюю годовщину  независимости  был вложен российский капитал в развитие Южной Осетии. Было поддержано строительство объездной дороги, которая не будет проходить через грузинские сёла, а, следовательно, и блокпосты. "Газпром" начал строительство ветки газопровода из североосетинского села Дзаурикау в Южную Осетию, что сделает газ в непризнанной республике в пять раз дешевле, чем при транспортировке из Грузии. Московский мэр прислал  "КамАЗы" с гуманитарной помощью и сельскохозяйственную технику35. Однако Грузия также встречно старается поддержать южноосетинцев экономически и поэтому проходит своеобразная "битва" по обеспечению республики.  Со слов президента Грузии М. Саакашвили: "мы послали в республику аппаратуру для местных больниц. Сразу мэр Лужков объявил: мы построим новую больницу... мы послали 20 грузовиков, сразу 120 грузовиков прислали из Саратова, Ростова..."36. Российская сторона не остонавливается только в этих поставках, а занимается также вооружением республики. На юбилейном параде в 2005 году присутствовала крупногабаритная техника, в частности, САУ и БТР. Спикер парламента Южной Осетии Знуар Гассиев так оценил эту поддержку: "Россия вооружила здесь хорошо"37.

        На  требование грузинского парламента о выводе российских миротворцев из Южной Осетии министерство обороны РФ не только не намерено учитывать, но и готово наращивать там свое военное присутствие. В феврале 2006 года проходили крупные военные учения 58-й армии Северо-Кавказского военного округа Минобороны РФ, которые начались в субботу в непосредственной близости от границ Южной Осетии. Как сообщил помощник командующего 58-й армией Александр Коваль, на первом этапе учений колонна бронетехники и армейских грузовиков должна совершить марш-бросок от столицы Северной Осетии до Транскавказской магистрали, соединяющей Россию с Грузией. Одновременно в горах предусмотрена высадка тактических десантных групп.38

    Одним из важнейших  факторов взаимодействия России  и Южной Осетии является стремление  республики к созданию общего  осетинского государства в составе Российской Федерации. На официальном уровне Россия не может это поддерживать, так как идея целостности государства и нерушимости их границ - это одна из главнейших в проводимой политике. Но в реальных действиях Россия действует  по иному: проходит негласная поддержка постепенного объединения Северной и Южной Осетий. Вообще же, стратегия поддержки пророссийских территорий выбрана, на наш взгляд, наиболее правильно. Это одна из основных причин выхода Южной Осетии из Грузии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Позиция республики  Южная Осетия.

 

     Южноосетинская официальная  позиция заключается в скорейшем  урегулировании конфликта. План  этого процесса практически полностью  совпадает с российскими предложениями  и включает в себя: 1) демилитаризацию зоны конфликта и восстановления доверия, 2) социально-экономическая реабилитация зоны конфликта и 3) переход к обсуждению политического урегулирования39. При этом позиции республики Южной Осетии и Грузии по спорным моментам или не пересекаются, или не могут прийти к принятию общих положений для решения проблемы. Южная Осетия стремится добиться получения автономного статуса и широких полномочий. Грузия же хочет подчинить мятежную республику путём, как мирных переговоров, так и применением силы.

     Фактически, южноосетинские интересы направлены на союз с Северной Осетией. Стремление к объединению единого народа вполне объяснимо исторической судьбой и едиными корнями. Создание единого государства - конечная цель борьбы народа республики. Что касается роли России в этом процессе, то Южная Осетия высказывается за объединение республик в составе Российской Федерации.

    На регулярных встречах  высших руководителей Осетий  обсуждается торгово-экономическое  и культурное сотрудничество. На  заседании 18 сентября 2005 года было решено создать совместную комиссию для подготовки проекта договора об «особых отношениях и сотрудничестве» между республиками40. О своих планах объединения лидеры республик, не скрывая это, говорят в СМИ. В газете «Южная Осетия» опубликовано выступление главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова, в которой он заявил следующее: «Объединение Южной Осетии неизбежно. А что неизбежно, то реально… Ни шагу назад мы не сделаем»41.

     В своих действиях  Южная Осетия использует экономическую  и политическую поддержку России. Это вполне закономерно, когда из 80 тыс. жителей республики 90 % населения являются гражданами России. В своих высказываниях высшие чиновники Южной Осетии говорят, что «вектор всей республики нацелен на Россию»42.    

     В интервью управляющего  по правам человека при президенте  Южной Осетии говорилось об  «успешном сотрудничестве российских  фондов с осетинскими НПО»43.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение

     Современный конфликт в Южной Осетии является, по сути, не межнациональным конфликтом, а сопротивлением единого осетинского народа против попытки разделить его между двумя государствами. Что касается права народа на самоопределение, то отчётливо видно, что в этом случае идёт использование двойных стандартов. Так, например, получается, что литовцы, латыши, эстонцы и грузины имеют право на самоопределение, а осетины и абхазы нет. Если взять здесь даже количественные критерии, то осетины практически не уступают эстонцам по численности44. Это происходит скорее, в нежелании признавать стремление Южной Осетии к России, что не устраивает Запад.

    Наша позиция по вопросу  Южной Осетии основывается на интересах народа, оказавшегося в сложной ситуации. Фактически мы поддерживаем стремление осетинцев к выходу из состава Грузии. Реальная же ситуация остаётся противоречивой и интересы осетинцев в этом случае находятся далеко не на первом месте.

    Роль России в данном  случае очень важна не только  как поддержка граждан своей  страны и пророссийских режимов, но и в установлении мира  и сохранения стабильности на  Кавказе.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

1 Язькова А. А. Государства Закавказья и Россия в новом геополитическом пространстве // Россия и современный мир. - 2003. - N 2. - С. 97-106.

2 Габараев Б. Осетия в политике России и Грузии// Обозреватель.-2005.-№4.-С. 54

3 Там же. С. 55

4 Там же.

5 Чернявский С. Балканский отсвет в Закавказье//  Международная жизнь.- М.- 1999. - № 7.-С.91

6 Пряхин В.Ф.: Конфликты в Грузии. Кровавое руно Колхиды.-М.2002.-С. 143

7 Чернявский С. Балканский отсвет в Закавказье//  Международная жизнь.- М.- 1999. - № 7.- С.93

8 Пряхин В.Ф.: Конфликты в Грузии. Кровавое руно Колхиды.-М.2002.-С. 143

9 Там же.

10 Габараев Б. Осетия в политике России и Грузии// Обозреватель.-2005.-№4.-С.55

11 Гаджиев К.С.: Геополитика Кавказа.- М.,2001.-С.162-163

12 Пряхин В.Ф.: Конфликты в Грузии. Кровавое руно Колхиды.-М.2002.-С.146

13 Гаджиев К.С.: Геополитика Кавказа.- М.,2001.-С.163

14 Алленова О. Юбилей под огнём // Коммерсантъ. Власть.- 2005.- №38. - С. 15

15 ПЛАН СААКАШВИЛИ ПОНРАВИЛСЯ ВАШИНГТОНУ (27/5. 2005) http://www.ng.ru/cis/--_saakashvili.html

16 Алленова О. Юбилей под огнём // Коммерсантъ. Власть.- 2005.- №38. - С. 17

17 Там же. С. 17

18 Председатель комитета по обороне грузинского парламента Гиви Таргамадзе в интервью телеканалу "Рустави-2" (7.02.2006) http://www.1tv.ru  «Однако»

19 Саакашвили рассчитывает на то, что Россия проявит слабость и отступит http://www.ng.ru/cis/-10-_peacemakers.html

3СААКАШВИЛИ ПРЕМИРОВАЛИ ЗА ПОСЛУШАНИЕ(15. 09. 2005 г). http://www.ng.ru/cis/2005-09-15/5_saakashvili.html

4 http://www.svobodnaya-gruzia.com/politic/?p=240-241/01

22 Э.Шеварнадзе: Политика Москвы на Кавказе недальновидна  (1.11.05) - http://www.ng.ru/ideas/2005-11-01/1_gruzia.html

23 Богатурев, Зардонский: Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий -

Кавказ: возможности и вызовы для России.- М.,2003.-С.337

24 Там же. С. 337

25 Э.Шеварнадзе: Политика Москвы на Кавказе недальновидна.(1.11.05) http://www.ng.ru/ideas/2005-11-01/1_gruzia.html

26 Тбилиси объявляет войну: Южная Осетия за неделю (15.10.05) // http://www.regnum.ru/news/528931.html

27 Там же

28 "Тбилиси объявляет войну: Южная Осетия за неделю"(15.10.05) // http://www.regnum.ru/news/528931.html

29 Цхинвали: государства-участники ОБСЕ поставляют Грузии запрещенные виды оружия (01.11.2005) http://www.regnum.ru/news/537604.html

30 "Цхинвали ставит под вопрос "действительность участия стран ОБСЕ в

урегулиловании грузино-оетинского конфликта" (1.11.05) www.regnum.ru/news/537817.html   

31 По данным социологического исследования, проведенного грузинской Ассоциацией региональной прессы в рамках проекта «Время реформ» (21.02.2006) http://www.ng.ru/courier/2006-02-27/10_

 

32 Майоров М.В. Вооружены и привержены к миру// Международная жизнь.-2002.-№2.-с.39

33 МИД России: Российская  сторона защитит права и интересы российских граждан абхазии и Южной Осетии(12.10.2005)// http://www.regnum.ru/news/527320.html

34 Там же

35 Алленова О. Юбилей под огнём // Коммерсантъ. Власть.- 2005.- №38. - С. 15

36  http://www.svobodnaya-gruzia.com/politic/?p=240-241/01

37 Алленова О. Юбилей под огнём // Коммерсантъ. Власть.- 2005.- №38. - С. 20

38 http://www.ng.ru/cis/2006-02-20/1_osetia.htmlЮжноосетинский марш-бросок

 

 

 

39 Цхинвали-Грузия и США спешат, зная, что скоро будет решаться вопрос о признании Косово. (2.11.05) // http://www.regnum.ru/news/527320.html

40 Алленова О. Юбилей под огнём // Коммерсантъ. Власть.- 2005.- №38. - С.16

41Объединение Осетии неизбежно-Южная Осетия за неделю (25.09.05) http://www.regnum.ru/news/518068.html

42 Вектор Южной Осетии нацелен на Россию: интервью Давида Санакоева (21.10.2005) http//www.regnum.ru/news/532420/html

43 Габараев Б. Осетия в политике России и Грузии// Обозреватель.-2005.-№4.-С. 54

 

44 Габараев Б. Осетия в политике России и Грузии// Обозреватель.-2005.-№4.-С. 54

 

 


 



Информация о работе Роль России в урегулировании южноосетинского конфликта