Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:50, контрольная работа
Однако меры государственного регулирования, зачастую, оказываются без внимания, нередки случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод, что изучение норм, регулирующих розничную куплю-продажу и защиту прав потребителей, актуально всегда.
Целью данной работы является рассмотрение договора розничной купли-продажи и основных моментов, касающихся защиты прав потребителей.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие и элементы договора розничной купли-продажи………………4
2.Содержание договора розничной купли-продажи………………………..8
2.1. Права и обязанности продавца………………………………………….8
2.2. Права и обязанности покупателя………………………………………12
3.Ответственность сторон и защита прав потребителей………………….14
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы……………………
Ответственность продавца за передачу покупателю товара ненадлежащего качества детально регламентируется ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и отдельными Правилами продажи товаров.
Ж. Требования к таре и упаковке отдельных видов товаров обычно устанавливаются Правилами продажи товаров. Упаковка товара производится бесплатно (исключение может составлять специальная, например, подарочная упаковка повышенного качества). При продаже крупногабаритных предметов (мебель, холодильник) покупатель может требовать помещения их в специальную тару для удобства перевозки. Но стоимость такой тары не входит в цену товара и оплачивается отдельно [п.52 Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров].
Важная обязанность продавца
– предоставление покупателю необходимой
и достоверной информации о товаре
[ст. 495 ГК РФ]. Эта обязанность существует
еще до момента заключения соответствующего
договора и вытекает из публичного
характера розничной купли-
Кроме того, покупателю
должна быть предоставлена
По общему правилу, покупатель до заключения договора может осмотреть товар и потребовать проверки его свойств (демонстрации), что также охватывается обязанностью продавца информировать покупателя о товаре. Неисполнение продавцом указанной обязанности признается необоснованным уклонением его от заключения договора розничной купли-продажи и дает покупателю право требовать возмещения убытков. Если договор был все-таки заключен, несмотря на отсутствие у покупателя необходимой информации о товаре, он вправе в пределах разумного срока расторгнуть его и взыскать с продавца убытки [п.3 ст.495 ГК РФ].
2.2 Права и обязанности покупателя.
Основная обязанность покупателя состоит в оплате купленного товара. В розничной купле-продаже договор, по общему правилу, считается заключенным именно с момента оплаты. В этом случае единственной обязанностью покупателя остается принятие товара. Практически обязанность оплатить товар имеет значение лишь для тех договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают. Таковы, например, договоры с условием предварительной оплаты [п.2 ст.500 ГК РФ] или оплаты в кредит (в том числе в рассрочку).
Основные особенности
договоров розничной купли-
Покупателю по договору розничной
купли-продажи принадлежит
Это право распространяется
лишь на обмен некоторых
3. Ответственность сторон и защита прав потребителей.
Основные особенности ответственности по договору розничной купли - продажи можно увидеть в следующем.
Во-первых, нарушение имущественных прав потребителя в договоре розничной купли-продажи (регулируемой Законом РФ "О защите прав потребителей") дает право требовать компенсации морального вреда. По общему правилу, моральный вред возмещается только в тех случаях, когда он причинен гражданину нарушением его личных неимущественных прав (ст.151 ГК). Однако согласно п.2 ст.1099 ГК законом могут быть установлены исключения из этого правила. Одним из таких законов как раз и является Закон РФ "О защите прав потребителей", ст.15 которого дает потребителю возможность в случае нарушения его прав требовать компенсации морального вреда независимо от возмещения имущественного вреда. Моральный вред возмещается причинителем при наличии его вины в размере, определяемом судом.
Во-вторых, ответственность
за нарушение прав потребителя по
Закону РФ "О защите прав потребителей"
может быть возложена не только на
продавца, но и на изготовителя товара.
Требования о возмещении вреда (как
имущественного, так и морального)
могут быть предъявлены гражданином-
В-третьих, возмещение убытков
и уплата неустойки за нарушение
обязательства по договору розничной
купли-продажи не освобождают продавца
от исполнения обязательства в натуре.
Согласно п.2 ст.396 ГК возмещение убытков
и уплата неустойки за неисполнение
обязательства освобождают
В-четвертых, покупатель по договору розничной купли-продажи (в отличие от купли-продажи вообще) обладает более широкими правами в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества. В соответствии с пп.1 и 3 ст.503 ГК покупатель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества вправе по своему выбору требовать:
По общему правилу п.2 ст.475
ГК замена недоброкачественного товара
допускается только в случае обнаружения
в нем существенных недостатков.
Аналогичное ограничение в
Для случаев ремонта товаров
длительного пользования Закон
РФ "О защите прав потребителей"
устанавливает дополнительную обязанность
продавца (изготовителя) за свой счет безвозмездно
предоставить потребителю на все
время ремонта аналогичный
Требование о расторжении договора розничной купли-продажи может быть предъявлено покупателем также независимо от характера обнаружившихся в товаре недостатков (тогда как по общим правилам ст.475 ГК - лишь при обнаружении существенных недостатков).
Между покупкой товара (недоброкачественного) и предъявлением покупателем требований о его замене или уменьшении покупной цены может пройти довольно большой промежуток времени, за который цены на этот товар, скорее всего, вырастут. Для защиты интересов покупателя в этих случаях ст.504 ГК устанавливает ряд специальных правил. Так, продавец не может требовать от покупателя возмещения разницы между договорной ценой товара и ценой товара, существующей на момент замены товара. Иными словами, риск удорожания товара в этом случае падает на продавца.
Гражданский кодекс специально не регулирует вопросы сроков обнаружения недостатков проданного товара, поэтому они должны решаться по общим правилам ст.477 ГК. Однако для случаев потребительской розничной купли-продажи Закон о защите прав потребителей предусматривает соответствующие положения (ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Они в целом аналогичны ст.477 ГК за одним исключением: разумный срок, в течение которого потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками проданного ему товара (на который не установлен гарантийный срок или срок годности) не может быть меньше 6 месяцев для движимых вещей и двух лет - для недвижимости.
Подводя итог, можно сказать,
что в ответственности по договору
розничной купли-продажи есть несколько
особенностей: потребитель может
требовать компенсации
Заключение
Значительная роль договора
розничной купли-продажи
Договор розничной купли-продажи
порождает обязательство по возмездному
отчуждению имущества. Он считается
заключенным с момента
Источники литературы
Информация о работе Розничная купля-продажа и защита прав потребителей