Розничная купля-продажа и защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

Однако меры государственного регулирования, зачастую, оказываются без внимания, нередки случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод, что изучение норм, регулирующих розничную куплю-продажу и защиту прав потребителей, актуально всегда.
Целью данной работы является рассмотрение договора розничной купли-продажи и основных моментов, касающихся защиты прав потребителей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие и элементы договора розничной купли-продажи………………4
2.Содержание договора розничной купли-продажи………………………..8
2.1. Права и обязанности продавца………………………………………….8
2.2. Права и обязанности покупателя………………………………………12
3.Ответственность сторон и защита прав потребителей………………….14
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Розничная купля-продажа.docx

— 50.48 Кб (Скачать файл)

Ответственность продавца за передачу покупателю товара ненадлежащего  качества детально регламентируется ГК РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей»  и отдельными Правилами продажи  товаров.

Ж. Требования к таре и  упаковке отдельных видов товаров  обычно устанавливаются Правилами  продажи товаров. Упаковка товара производится бесплатно (исключение может составлять специальная, например, подарочная упаковка повышенного качества). При продаже крупногабаритных предметов (мебель, холодильник) покупатель может требовать помещения их в специальную тару для удобства перевозки. Но стоимость такой тары не входит в цену товара и оплачивается отдельно [п.52 Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров].

Важная обязанность продавца – предоставление покупателю необходимой  и достоверной информации о товаре [ст. 495 ГК РФ]. Эта обязанность существует еще до момента заключения соответствующего договора и вытекает из публичного характера розничной купли-продажи. Право обладать необходимой и достоверной информацией у покупателя возникает уже в тот момент, когда он выразил намерение приобрести тот или иной товар. Это сделано, для того, чтобы он смог сделать правильный выбор товара. Состав информации определяется п.2 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и обычно включает в себя:

  • обозначение стандартов, которым должны соответствовать товары;
  • сведения об их основных потребительских свойствах;
  • цену и условия приобретения товаров; гарантийный срок (если он установлен),
  • также срок службы или годности;
  • правила пользования товарами;
  • информацию о сертификации товаров и о правилах их продажи

 Кроме того, покупателю  должна быть предоставлена информация  о самом продавце и изготовителе  товара [ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей»].

По общему правилу, покупатель до заключения договора может осмотреть  товар и потребовать проверки его свойств (демонстрации), что также охватывается обязанностью продавца информировать покупателя о товаре. Неисполнение продавцом указанной обязанности признается необоснованным уклонением его от заключения договора розничной купли-продажи и дает покупателю право требовать возмещения убытков. Если договор был все-таки заключен, несмотря на отсутствие у покупателя необходимой информации о товаре, он вправе в пределах разумного срока расторгнуть его и взыскать с продавца убытки [п.3 ст.495 ГК РФ].

 

2.2 Права и обязанности  покупателя.

Основная обязанность  покупателя состоит в оплате купленного товара. В розничной купле-продаже договор, по общему правилу, считается заключенным именно с момента оплаты. В этом случае единственной обязанностью покупателя остается принятие товара. Практически обязанность оплатить товар имеет значение лишь для тех договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают. Таковы, например, договоры с условием предварительной оплаты [п.2 ст.500 ГК РФ] или оплаты в кредит (в том числе в рассрочку).

Основные особенности  договоров розничной купли-продажи  в кредит заключаются в том, что  покупатель освобождается от обязанности  уплаты процентов за просрочку возврата кредита (т.е. оплаты товара) в порядке [ст.395 ГК РФ], а также досрочно оплатить товар взятый в кредит. Кроме того, договор купли-продажи в кредит может предусматривать, что продавец сохраняет за собой право собственности на товар до полной его оплаты. Таким договором покупателю может быть предоставлено право владеть и пользоваться вещью в качестве ее нанимателя. Соответствующий договор найма-продажи регулируется [ст. 501 ГК РФ].

Покупателю по договору розничной  купли-продажи принадлежит право  обмена купленного товара на аналогичный  товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации [ст. 502 ГК РФ].

Это право распространяется лишь на обмен некоторых непродовольственных  товаров и существует, по общему правилу, в течении 14 дней с момента совершении покупки. Покупатель в праве предъявить требование об обмене без указания мотивов, и тем более не обязан доказывать, что товар ему по тем или иным причинам не подошел. Однако обмен возможен только при условии, что указанный товар не был в употреблении, а его товарный вид и потребительские свойства сохранились. Логическое толкование ст. 502 ГК РФ и соответствующей ей ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» позволяет сделать вывод о том, что покупатель вправе заявить требование о замене товара только на такой товар, который был в продаже в торговом заведении продавца в момент совершения покупки. Если такого товара на момент предъявления требования нет в наличии, покупатель вправе просто возвратить товар и получить обратно уплаченную за него цену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ответственность сторон и защита прав потребителей.

Основные особенности  ответственности по договору розничной  купли - продажи можно увидеть в следующем.

Во-первых, нарушение имущественных  прав потребителя в договоре розничной  купли-продажи (регулируемой Законом  РФ "О защите прав потребителей") дает право требовать компенсации  морального вреда. По общему правилу, моральный  вред возмещается только в тех  случаях, когда он причинен гражданину нарушением его личных неимущественных  прав (ст.151 ГК). Однако согласно п.2 ст.1099 ГК законом могут быть установлены  исключения из этого правила. Одним  из таких законов как раз и  является Закон РФ "О защите прав потребителей", ст.15 которого дает потребителю  возможность в случае нарушения  его прав требовать компенсации морального вреда независимо от возмещения имущественного вреда. Моральный вред возмещается причинителем при наличии его вины в размере, определяемом судом.

Во-вторых, ответственность  за нарушение прав потребителя по Закону РФ "О защите прав потребителей" может быть возложена не только на продавца, но и на изготовителя товара. Требования о возмещении вреда (как  имущественного, так и морального) могут быть предъявлены гражданином-потребителем не только к продавцу, но и к изготовителю проданной вещи (ст.15 и п.3 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей").

В-третьих, возмещение убытков  и уплата неустойки за нарушение  обязательства по договору розничной  купли-продажи не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре. Согласно п.2 ст.396 ГК возмещение убытков  и уплата неустойки за неисполнение обязательства освобождают должника от его исполнения в натуре. Однако для продавца в розничной купле-продаже  установлено противоположное правило: он обязан исполнить обязательство  в натуре, даже возместив убытки или уплатив неустойку за его  нарушение (ст.505 ГК).

В-четвертых, покупатель по договору розничной купли-продажи (в  отличие от купли-продажи вообще) обладает более широкими правами  в случае продажи ему вещи ненадлежащего  качества. В соответствии с пп.1 и 3 ст.503 ГК покупатель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества вправе по своему выбору требовать:

    • соразмерного уменьшения покупной цены,
    • незамедлительного (а не в разумный срок, как установлено п.1 ст.475 ГК) безвозмездного устранения недостатков товара,
    • возмещения расходов на устранение недостатков товара,
    • замены недоброкачественного товара на товар надлежащего качества,
    • расторжения договора и возмещения убытков.

По общему правилу п.2 ст.475 ГК замена недоброкачественного товара допускается только в случае обнаружения  в нем существенных недостатков. Аналогичное ограничение в розничной  купле-продаже касается лишь замены технически сложных или дорогостоящих  товаров. Все остальные товары подлежат замене независимо от того, насколько  существенны их недостатки. В отличие  от общих положений о купле-продаже  покупатель по договору розничной купли-продажи  может требовать замены недоброкачественного товара не только на точно такой  же товар, но и на другой аналогичный  товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены [п.1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей"].

Для случаев ремонта товаров  длительного пользования Закон  РФ "О защите прав потребителей" устанавливает дополнительную обязанность  продавца (изготовителя) за свой счет безвозмездно предоставить потребителю на все  время ремонта аналогичный товар. Исключения из этого правила установлены Перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на время ремонта или замены аналогичного товара.

Требование о расторжении  договора розничной купли-продажи  может быть предъявлено покупателем  также независимо от характера обнаружившихся в товаре недостатков (тогда как  по общим правилам ст.475 ГК - лишь при  обнаружении существенных недостатков).

Между покупкой товара (недоброкачественного) и предъявлением покупателем  требований о его замене или уменьшении покупной цены может пройти довольно большой промежуток времени, за который  цены на этот товар, скорее всего, вырастут. Для защиты интересов покупателя в этих случаях ст.504 ГК устанавливает  ряд специальных правил. Так, продавец не может требовать от покупателя возмещения разницы между договорной ценой товара и ценой товара, существующей на момент замены товара. Иными словами, риск удорожания товара в этом случае падает на продавца.

Гражданский кодекс специально не регулирует вопросы сроков обнаружения  недостатков проданного товара, поэтому  они должны решаться по общим правилам ст.477 ГК. Однако для случаев потребительской  розничной купли-продажи Закон  о защите прав потребителей предусматривает  соответствующие положения (ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Они в целом аналогичны ст.477 ГК за одним исключением: разумный срок, в течение которого потребитель  вправе предъявить требования, связанные  с недостатками проданного ему товара (на который не установлен гарантийный  срок или срок годности) не может быть меньше 6 месяцев для движимых вещей и двух лет - для недвижимости.

Подводя итог, можно сказать, что в ответственности по договору розничной купли-продажи есть несколько  особенностей: потребитель может  требовать компенсации морального вреда за нарушение своих имущественных  прав; за нарушение прав потребителя  может нести ответственность  не только продавец, но и изготовитель; возмещение убытков не освобождает  продавца от исполнения обязательств; покупатель обладает более широкими правами по сравнению с продавцом.

Заключение

Значительная роль договора розничной купли-продажи обуславливает  самое пристальное внимание, уделяемое  ему законодателем. Источники правового  регулирования этого обязательства  отражают как потребительский характер розничной купли продажи, так  и разнообразие видов продажи  отдельных групп товаров. В части, не противоречащей ему, действует Закон РФ «О защите прав потребителей», и ряд других специальных законов. Для продажи отдельных видов товаров подзаконными актами установлены особые правила. Большую роль в толковании соответствующих правовых норм играют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, которыми, в частности, определяется соотношение сферы применения ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей».

Договор розничной купли-продажи  порождает обязательство по возмездному  отчуждению имущества. Он считается  заключенным с момента достижения соглашения между сторонами, т.е. является консенсуальным, хотя определение этого  момента имеет значительную специфику. В нормативных актах, регулирующих особенности розничного товарооборота  в отдельных отраслях, купля-продажа  зачастую необоснованно смешивается  с оказанием услуг (например, услуг  общественного питания). Причина  этих недоразумений в том что, в экономике розничным товарооборотом считается совокупность всех сделок с условием наличной оплаты. Но в  юридическом понимании услуга - это  действие, результат которого неотделим  от самого действия и появляется в  процессе оказания услуги. Тогда как  товар, являющийся предметом купли-продажи, всегда вещественен и существует как таковой (независимо от действий продавца по передаче товара).

 

 

 

Источники литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. От 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2011) Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс".
  2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009)"О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010). Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс".
  3. п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (ред. от 29.06.2010). Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс".
  4. Разъяснения "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях")", утвержденные Приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 мая 1998 г. N 160 // БНА. 1999. N 2 (с послед. изм.) Доступ из справ. - правовой системы "КонсультантПлюс".
  5. Гражданское право: учеб. / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин [и др.]; под общ. ред. чл. - корр. РАН С.С. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект; Екатеринбург; Институт частного права, 2009. - 528 с.
  6. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. - М.: ЗАО Юстицин-форм, 2008. - 560 с.
  7. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право. - М.: Юрайт, 2011 - 608 с.
  8. Садиков О.Н. Гражданское право: Учебник. в 2 т. Том 2 - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": "ИНФРА-М", 2006. - 608 с.
  9. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: в 3 т. Том 2: учеб.4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект. 2005. - 848 с.
  10. Суханов Е.А. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник.3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 766 с.

Информация о работе Розничная купля-продажа и защита прав потребителей