Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:06, контрольная работа
Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались, по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.
Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.
Объект исследования: семья и брак в римском праве.
Цель исследования: изучить особенности римского брачного права.
Задачи исследования:
1. Разобрать понятие римской семьи.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность исследования:
Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными - связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая.
Выбранная мною тема «Семья и брак в Римском праве», весьма актуальна, так как изучение римского брачного права и его институтов сохранено и по сей день, поскольку современное брачное право европейских стран также основывается, прежде всего, на соображениях юридического родства.
Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались, по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.
Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.
Объект исследования: семья и брак в римском праве.
Цель исследования: изучить особенности римского брачного права.
Задачи исследования:
1. Разобрать понятие римской семьи.
Работа состоит из двух глав. Глава первая посвящена правовым чертам римской семьи, ее особенностям. Глава вторая рассматривает формы римского брака и имущественные отношения.
Теоретической основой для написания контрольной работы послужили работы таких авторов, как Новицкого И.Б., Косарева А.И., Черниловского З. М. и других.
Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей. Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные по своей природе имущественные последствия и обязательства личного и материального свойства.1
Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящиеся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила (жена, подвластные дети, рабы). Глава семьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит (термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т.е. имеющий власть).
Строй древнейшей семьи, равно как и институт права собственности, в ту пору еще несет на себе черты первой, догосударственной, формации — первобытнообщинного строя, характеризующегося общественной собственностью на средства производства и продукты производства. В догосударственную пору такой общиной в Риме являлся род, gens.
С образованием государства внутри рода
происходит имущественная дифференциация;
власть внутри рода попадает в руки наиболее
богатых семей, во главе каждой из которых
стоял домовладыка.
Домовладыка первоначально имел одинаковую
власть (manus) над женой, детьми, рабами,
вещами; всех их — и жену, и детей и имущество
— домовладыка мог истребовать с помощью
одинакового (так называемого виндикационного)
иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась
и получила разные наименования: manus mariti
(над женой), patria potestas (над детьми) и т.д.2
Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи, он также полностью обладал имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке, оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias.
Новейшие исследования, в частности работы английского профессора Дж. Крука свидетельствуют, о том, что с течение времени обычаи и общественное мнение значительно ограничивали возможный произвол домовладыки. Вопреки утвердившемуся мнению, женатые сыновья, занимавшие высокие должности, в действительности не были лишены собственных средств. Лишение сыновей наследства при отсутствии серьезных причин расценивалось как furor (безумие). Магистраты и суд восстанавливали в правах наследников, несправедливо лишенных наследства. Таким образом, власть домовладыки, хотя и сохранявшаяся на протяжении всей римской истории, подвергалась значительной корректировке.
Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство, которое, в свою очередь являлось основанием возникновения права наследований. А также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья – это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, все они – агнаты главы семьи. Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки), но некровные (жена подвластного сына или усыновленный). Причем агнатическое родство возникало по мужской линии.3
Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д.
Однако власть главы семьи стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи.
По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов, полностью вытеснившее агнатское родство.
Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана.
В когнатическом родстве различаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец), и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку (отец, сын, внук). Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник).
Степень родства, как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят один от другого. Боковое родство может быть полнородным (при общности отца и матери) и неполнородным: единокровным (при общем отце) и единоутробным (при общей матери).
От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не состоят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются расторжением брака. Это приближало римскую семью к ее современной модели.
Опека и попечительство — это правовой институт, служащий для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица посредством соответствующих действий других, специально назначаемых лиц, способных к сознательным волевым актам, — опекунов или попечителей.
В современных правовых системах различие между опекой и попечительством состоит в том, что первая назначается над недееспособными, а последнее — над ограниченно дееспособными.4
Установление правового покровительства одного лица в отношении других, которые в силу традиции или прямых требований закона признавались нуждающимися в опеке, или «охраняющем управлении» (tutela от tueri – охранять, соблюдать), происходило в разных формах, определяемых только качеством лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве.
Опека несовершеннолетних (tutela impuberium) устанавливалась временно, до достижения опекаемым лицом требуемого возрастного качества. В интересах опеки несовершеннолетние подразделялись на детей (до 7 лет), подростков (от 7 до 12/14 лет) и юношество (до наступления возраста 25 лет). Что касается опеки над детьми, не достигшие 12 или 14 лет, не подлежащие вследствие смерти отца patria potestas. При жизни последнего дети в учреждении над ними опеки не нуждались, ибо paterfamilias был их «естественным» опекуном.
Опека над женщинами (tutela mulierum) приравнивалась опеки над несовершеннолетними и устанавливалась постоянно и не зависела от наступления совершеннолетия. Обязательность опекуна при женщине определялась, во-первых, общим ограниченным публично-правовым статусом лиц женского пола вне зависимости от сословного положения, во-вторых, считалась необходимой «в силу присущего женщине легкомыслия». Опекун обязан быть и при замужней и незамужней женщине (формально по личному желанию).5
Впрочем, опека над женщинами рано утратила свое практическое значение. Уже к концу республики женщины самостоятельно участвовали в деловых отношениях, и лишь некоторые акты цивильного права (участие в легисакционном процессе, отчуждение res mancipi) нуждались в согласии опекуна. Но и эти ограничения к началу классического периода воспринимаются как излишние. В первой половине I в. был отмечен основной вид опеки над женщинами — опека ближайших агнатов, а затем — практически не применявшаяся опека по завещанию мужа или отца.
Попечительством (cura) считался особый вид опеки (т.е. устанавливаемой только по решению властей) в отношении сумасшедших и безумных (с.furiosi), а также расточителей (с.prodigi). Попечительство устанавливалось по решению магистрата, который исследовал психическое состояние и социальное поведение интересующего лица.
В древнейшее время опека представляла собой не обязанность опекуна, а его право, точнее — власть опекуна над имуществом и личностью подопечного, близкую по содержанию к власти главы семьи.
Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство для осуществления его обязанностей. Эти изменения, тесно связанные с последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки как власти в понятие опеки как общественной повинности (manus publicum).
В связи с этим наряду с двумя указанными выше порядками установления опеки (в силу агнатического родства с подопечным и по завещанию главы семьи) возникает третий порядок — назначение опекуна государством.
Вместе с тем постепенно развился и контроль государства над деятельностью опекунов. Устанавливаются особые основания (excusationes), по которым можно не принять назначения опекуном. Развивается система исков к опекуну в случаях непредставления им отчета о ведении дел подопечного и в случаях не только растраты, но и нерадивого ведения дел. Затем входит в обычай требовать от опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения (satisdatio rem pupilli salvam fore), а в период империи вводится законная ипотека подопечного на все имущество опекуна.6
Не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.
Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii (право), и matrimonium iuris gentium, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат - дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.
В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.7
Первая древнейшая форма римского брака — cum manu, устанавливающая власть мужа над личностью жены. Со вступлением в брак женщина становилась persona aliena juris с соответствующими последствиями.
Но уже в законах XII таблиц содержалась норма, позволявшая избежать строгих последствий брака cum manu. В случае заключения брака с недостатками формы супружеская власть (manus) приобреталась одногодичным непрерывным осуществлением брака (usus). Тем самым признаком брака признавалась непрерывная в течение года супружеская общность. Давность прерывалась (usurpatio) и manus не наступала, если женщина проводила три ночи подряд вне дома мужа, (trinoctium). Эта процедура могла повторяться ежегодно. Таким образом, воля супругов была направлена на брак, но не на manus. Современный итальянский романист Ф. Серрао признает важнейшим элементом этой, по существу новой, формы брака «супружескую склонность» — желание обоих супругов состоять в браке.
При браке без manus женщина не становилась агнаткой в семье мужа, но оставалась под властью своего отца или своих агнатических опекунов. В соответствии же с принципом цивильного права без manus не создается агнатическая семья. Тем не менее, брак без manus признавался justum matrimonium, т. е. браком цивильного права. Дети от такого брака следовали правовому положению отца, они — римские граждане, агнаты своего отца находятся под его patria potestas. Следствием trinoctium, таким-образом, явилась тенденция отрицания manus как: непременного признака римского брака. Довольно продолжительное время обе формы брака сосуществовали. С постепенной утратой значения manus отпадает и требование trinoctium. Из некоторых свидетельств античных авторов можно сделать вывод, что брак без manus — sine manu уже во второй половине республики был преобладающим; В классический период sine manu — неформальный свободный союз супругов — единственная, форма брака.