Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:16, шпаргалка
ответы на билеты к экзамену по "Гражданскому праву"
Функции государственного управления:
• разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов;
установление и эффективное
проведение в жизнь правовых
и организационных основ
• управление учреждениями государственного сектора;
• регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;
обеспечение реализации
прав и обязанностей
• осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой и регулируемой сферах.
1. Исполнительная власть
- инструмент защиты и
2. Главные цели исполнительной власти: • обеспечение безопасности граждан, общества, государства; • создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;
• создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.
3. Признаки исполнительной власти: • универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы); • предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов); • принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия); • организующий характер.
4. Основные принципы
• приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции и законам; не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам их нецелесообразности; • осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с той целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой; • гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции; • для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов. Применение требований законодательства судебной властью осуществляется преимущественно в негативных случаях, т. е. когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране.
Сфера отношений, в которой действует исполнительная власть: • отношения власти с гражданином; • хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов; • отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.
Государственная служба: понятие и принципы
Под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
– Российской Федерации, федеральных
органов государственной
– субъектов РФ, их органов государственной власти;
– иных государственных органов субъектов РФ;
– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Государственная служба отграничивается от работы в государственных, муниципальных, частных предприятиях и учреждениях, общественных объединениях по следующим признакам:
– государственными служащими могут быть только граждане РФ;
– они занимают должности государственной службы; выполняют обязанности, определяемые данной должностью, по реализации задач и функций государства по руководству обществом;
– за свою службу получают денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
– государственная гражданская служба (федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта РФ);
– военная служба (на воинских должностях в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, присваиваются воинские звания);
– правоохранительная служба (на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав человека и гражданина, присваиваются специальные звания и классные чины).
Государственная гражданская служба основана на следующих принципах:
– приоритет прав и свобод человека и гражданина;
– единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
– равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
– профессионализм и
– стабильность гражданской службы;
– доступность информации о гражданской службе;
– взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
– защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
15
Понятие административно-правовой нормы и ее структура
Норма права является структурной
единицей права. Административно-правовым
нормам присущи все характеристики
общих норм, составляющих правовую
систему. Вместе с тем они имеют
ряд отличительных
Административно-правовые нормы
— установленные государством правила
поведения, регулирующие отношения
в сфере государственного управления,
а также отношения
Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:
Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.
Они имеют собственные
средства защиты от
Иногда административно-
Рассматриваемые нормы
часто устанавливаются
Административно-правовыми
нормами обеспечивается
Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:
Гипотезу — условие действия нормы.
Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).
Санкцию — меры административного
или дисциплинарного
Виды административно-правовых норм .Основные виды (по предмету регулирования):
– материальные – определяют содержание прав и обязанностей, ответственность, правовой режим у конкретных сторон в общественных отношениях, являются статичными нормами, устанавливают основы взаимодействия субъектов и объектов управления;
– процессуальные – определяют порядок реализации этих обязанностей, прав и делятся в свою очередь на:
– административно-
– административно-процедурные, регулирующие процедуры, которые не связаны с разрешением спора (например, подготовка и проведение заседаний правительства).
По целевому назначению различают
следующие нормы
– регулятивные (правила созидательной деятельности) – так называемая «активная администрация»;
– охранительные (защита административных отношений) – «пассивная администрация».
В зависимости от юридического содержания, или по методу воздействия на поведение субъектов, нормы административного права делятся на:
– обязывающие – предписывающие обязательное совершение конкретных действий;
– запрещающие – предусматривающие запрет на совершение определенных действий;
– уполномочивающие - предусматривающие возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий;
– дозволительные;
– поощрительные, стимулирующие;
– рекомендательные.
Наличие в составе административного права помимо норм прямого властвования дозволительных, побудительных, стимулирующих норм свидетельствует о его развитии и «демократизации».
В зависимости от субъекта нормы административного права делятся на (предел действия по кругу лиц):
– регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности (напр., положение о министерстве юстиции);
– закрепляющие административно-правовой статус служащих;
– закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций;
– закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства.
По юридической силе нормы
административного права
– основные – устанавливаются Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
– производные – устанавливаются подзаконными нормативными актами.
По объему регулирования (по сфере применения, по уровню обобщенности диспозиции) нормы административного права подразделяются на:
– общие, регулирующие отношения, общие для всех отраслей и сфер государственного управления.
– специальные – носят более конкретный характер, регулирующие более узкий круг общественных отношений.
– исключительные – предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация.
По действию в пространстве
(предел действия в пространстве) нормы
административного права
По времени действия нормы
административного права
Действие новой нормы во времени можно охарактеризовать как:
– перспективное – на факты, отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, нормы, усиливающие наказание);
– немедленное – на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу (например, норма, увеличившая срок военной службы, была распространена и на военнослужащих, которые были призваны ранее, но не были демобилизованы к дате ее вступления в силу);
– с обратной силой – на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, нормы устраняющие или смягчающие ответственность).
17
Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность.