Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:16, шпаргалка

Описание работы

ответы на билеты к экзамену по "Гражданскому праву"

Файлы: 1 файл

билеты к госам.docx

— 721.24 Кб (Скачать файл)

 Функции государственного  управления:

•   разработка и реализация политики, выражающейся в государственных  программах общефедерального и регионального  масштабов;

 установление и эффективное  проведение в жизнь правовых  и организационных основ хозяйственной  жизни;

•   управление учреждениями государственного сектора;

•   регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

 обеспечение реализации  прав и обязанностей физических  и юридических лиц в сфере  государственного управления;

•   осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой  и регулируемой сферах.

1.  Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения  интересов гражданского общества  и его отдельных членов. Функции  исполнительной власти связаны  с практической реализацией законов,  для чего используется определенная  часть государственно-властных полномочий.

2. Главные цели исполнительной  власти: •   обеспечение безопасности граждан, общества, государства; •   создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;

•   создание условий  для реализации гражданами и организациями  их прав и свобод, для свободной  политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

3. Признаки исполнительной власти: •   универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы); •  предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов); •  принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия); •   организующий характер.

4. Основные принципы взаимоотношений  ветвей власти: •  каждая власть имеет точно определенную компетенцию, без права той или иной власти вмешиваться в полномочия другой;

•   приостанавливать и отменять акты исполнительной власти законодательная власть вправе только в случае противоречия их Конституции  и законам; не допускается отмена актов исполнительной власти по мотивам  их нецелесообразности; •   осуществляется взаимоконтроль представительной, исполнительной и судебной властей с той целью, чтобы одна власть не превысила полномочий в отношении другой; •   гарантией взаимоотношений между властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции; •  для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов. Применение требований законодательства судебной властью осуществляется преимущественно в негативных случаях, т. е. когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране.

Сфера отношений, в которой  действует исполнительная власть: •   отношения власти с гражданином; •   хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов; •   отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

Государственная служба: понятие и принципы

Под государственной службой  понимается профессиональная служебная  деятельность граждан Российской Федерации  по обеспечению исполнения полномочий:

– Российской Федерации, федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных  органов;

– субъектов РФ, их органов  государственной власти;

– иных государственных  органов субъектов РФ;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного  исполнения полномочий федеральных  государственных органов;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов субъектов РФ.

Государственная служба отграничивается  от работы в государственных, муниципальных, частных предприятиях и учреждениях, общественных объединениях по следующим  признакам:

– государственными служащими  могут быть только граждане РФ;

– они занимают должности  государственной службы; выполняют  обязанности, определяемые данной должностью, по реализации задач и функций  государства по руководству обществом;

– за свою службу получают денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Система государственной  службы включает в себя следующие  виды государственной службы:

– государственная гражданская  служба (федеральная государственная  гражданская служба и государственная  гражданская служба субъекта РФ);

– военная служба (на воинских должностях в Вооруженных силах  РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны  и безопасности государства, присваиваются  воинские звания);

– правоохранительная служба (на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности, правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав человека и гражданина, присваиваются специальные звания и классные чины).

Государственная гражданская  служба основана на следующих принципах:

– приоритет прав и свобод человека и гражданина;

– единство правовых и организационных  основ федеральной гражданской  службы и гражданской службы субъектов  Российской Федерации;

– равный доступ граждан, владеющих  государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения  независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также  от других обстоятельств, не связанных  с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

– профессионализм и компетентность гражданских служащих;

– стабильность гражданской  службы;

– доступность информации о гражданской службе;

– взаимодействие с общественными  объединениями и гражданами;

– защищенность гражданских  служащих от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность.

15

Понятие административно-правовой нормы и ее структура

Норма права является структурной  единицей права. Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют  ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право  находит именно в правовых нормах.

Административно-правовые нормы  — установленные государством правила  поведения, регулирующие отношения  в сфере государственного управления, а также отношения управленческого  характера, возникающие в процессе осуществления государственной  власти.

Административно-правовые нормы  имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы  выражают сущность исполнительной власти.

 Они имеют собственные  средства защиты от посягательств  (в случае неисполнения их или  ненадлежащего исполнения). За нарушение  административно-правовых норм наступает  административная ответственность.  В некоторых случаях может  наступать дисциплинарная ответственность.

 Иногда административно-правовые  нормы регулируют общественные  отношения, составляющие предмет  иных отраслей права. Такое  регулирование наблюдается в  области земельного, финансового,  природоохранного, трудового права  и пр. С помощью административных  норм может осуществляться и  защита норм указанных отраслей  права. Так, нарушение законодательства  о труде и об охране труда  влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц  в размере от пяти до пятидесяти  минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 КоАП).

 Рассматриваемые нормы  часто устанавливаются субъектами  исполнительной власти в ходе  ее реализации, для которых эти  нормы впоследствии являются  обязательными.

 Административно-правовыми  нормами обеспечивается применение  законодательства в целом. Во  исполнение законов органы исполнительной  власти принимают постановления  и распоряжения, которые являются  подзаконными нормативными актами.

Административно-правовая норма  имеет традиционную структуру:

Гипотезу — условие  действия нормы.

Диспозицию — само правило  поведения (предписания, запреты и  дозволения).

Санкцию — меры административного  или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).

Виды административно-правовых норм .Основные виды (по предмету регулирования):

– материальные – определяют содержание прав и обязанностей, ответственность, правовой режим у конкретных сторон в общественных отношениях, являются статичными нормами, устанавливают  основы взаимодействия субъектов и  объектов управления;

– процессуальные – определяют порядок реализации этих обязанностей,  прав и делятся в свою очередь  на:

– административно-юрисдикционные, регулирующие рассмотрение и разрешение административно-правовых споров, реализующие правоохранительный аспект отрасли;

– административно-процедурные, регулирующие процедуры, которые не связаны с разрешением спора (например,  подготовка и проведение заседаний  правительства).

По целевому назначению различают  следующие нормы административного  права:

– регулятивные (правила  созидательной деятельности) – так  называемая «активная администрация»;

– охранительные (защита административных отношений) – «пассивная администрация».

В зависимости от юридического содержания, или по методу воздействия  на поведение субъектов, нормы административного  права делятся на:

– обязывающие – предписывающие обязательное совершение конкретных действий;

– запрещающие – предусматривающие запрет на совершение определенных действий;

– уполномочивающие - предусматривающие возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий;

– дозволительные;

– поощрительные, стимулирующие;

–  рекомендательные.

Наличие в составе административного  права помимо норм прямого властвования дозволительных, побудительных, стимулирующих  норм свидетельствует о его развитии и «демократизации».

В зависимости от субъекта  нормы административного права  делятся на (предел действия по кругу  лиц):

– регулирующие правовое положение  органов государственного управления, формы и методы их деятельности (напр., положение о министерстве юстиции);

– закрепляющие административно-правовой статус служащих;

– закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций;

– закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства.

По юридической силе нормы  административного права подразделяются на:

– основные – устанавливаются  Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

– производные – устанавливаются  подзаконными нормативными актами.

По объему регулирования (по сфере применения, по уровню обобщенности диспозиции) нормы административного  права подразделяются на:

– общие, регулирующие отношения, общие для всех отраслей и сфер государственного управления.

– специальные – носят более конкретный характер, регулирующие более узкий круг общественных отношений.

– исключительные – предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация.

По действию в пространстве (предел действия в пространстве) нормы  административного права подразделяются на: федеральные,  субъектов Федерации  и местные.

По времени действия нормы  административного права подразделяются  на:  срочные (чрезвычайные нормы  одна из разновидностей срочных) и бессрочные.

Действие новой нормы  во времени можно охарактеризовать как:

– перспективное – на факты, отношения, возникшие после  вступления ее в силу (например, нормы, усиливающие наказание);

– немедленное – на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу (например, норма, увеличившая срок военной службы, была распространена и на военнослужащих, которые были призваны ранее, но не были демобилизованы к дате ее вступления в силу);

– с обратной силой –  на вновь возникшие отношения  и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более  ранней даты (например, нормы устраняющие или смягчающие ответственность).

17

37. Состав (элементы) административного правонарушения.

Состав административного  правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь  административную ответственность.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"