Шпаргалка по гражданскому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 90 экзаменационных вопросов.

Файлы: 1 файл

ГП_экзамен.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

 

  1. Особенности правового регулирования поставки товаров для государственных нужд.

1. Понятие и  сфера действия

По гос. контракту на поставку тов-в для гос. нужд поставщик (или исполнитель, далее всюду  поставщик) обязуется передать тов-ы гос. заказчику либо по его указанию иному лицу, а гос. заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных тов-в (ст. 526 ГК).

Сторонами гос. контракта на поставку тов-в для гос. нужд являются гос. заказчик и поставщик.

Сфера действия дог-ов поставки тов-в для гос-х нужд - это отнош-я, связанные с поставками тов-в, предназначенных для удовлетворения потребностей РФ и ее субъектов, для обеспечения обороны и безоп-ти страны, жизни и здоровья граждан. Потребности гос-ва определяются исходя из необходимости реализации федеральных гос-х программ; обеспечения необходимого уровня обороноспособности; формирования гос. материальных резервов; реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием РФ.

К отнош-ям по поставке тов-в для гос. нужд субсидиарно применяются:

  1. нормы о дог-е поставки тов-в (§ 3 гл. 30 ГК);
  2. общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК);
  3. специальные законы о поставке тов-в для гос-х нужд (п. 2 ст. 525 ГК):
  • ФЗ от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных гос-х нужд";
  • ФЗ от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве";
  • ФЗ от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ "О закупках и поставках с\х продукции, сырья и продовольствия для гос-х нужд";
  • ФЗ от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе";
  • ФЗ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки тов-в, выполнение работ, оказание услуг для гос-х и муниципальных нужд"

Структура дог.ных  связей:

1) простая - поставка осуществляется поставщиком непосредственно гос. заказчику либо указанным им получателям без заключения с последним поставщиком каких-либо дог-ов на поставку тов-в для гос. нужд.

2) сложная - предусматривается прикрепление гос. заказчиком поставщика к конкретным покупателям для заключения с ними дог-ов поставки тов-в для гос. нужд на основании извещения о прикреплении, выдаваемого заказчиком. При заключении таких дог-ов между поставщиком и покупателями согласовываются условия о количестве и кач-ве тов-в, порядке их доставки и принятии пок-лем и т.п.

3) особая – предусмотрена ФЗ "О государственном оборонном заказе": гос. контракт заключается между гос. заказчиком и головным исполнителем оборонного заказа, кот., в свою очередь, заключает дог.ы с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий для обеспечения оборонного заказа.

Основной способ размещения гос. заказов - проведение открытых или закрытых торгов (конкурсов). Однако допускается и прямое доведение гос. заказов до поставщиков.

2. Порядок заключения

Гос. заказчик - федеральные органы исполнительной власти, федеральное казенное предпр. или гос. учреждение.

Поставщик - организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения гос. заказов, либо принявшие доведенный до них гос. заказ к исполнению.

Проект гос. контракта  разрабатывается гос. заказчиком и  направляется поставщику, принявшему до этого заказ на поставку тов-в для гос. нужд. Поставщик обязан рассмотреть проект гос. контракта и в 30-дневный срок со дня его получения сообщить гос. заказчику о своем решении.

Возможны три  варианта такого решения:

1) согласие заключить гос. контракт на условиях, предложенных гос. заказчиком - поставщик подписывает гос. контракт и один подписанный экземпляр возвращает гос. заказчику;

2) согласие заключить  контракт, но на условиях, отличных  от тех, что предложены гос.  заказчиком - поставщик должен возвратить гос. заказчику подписанный проект гос. контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;

3) отказ от заключения  гос. контракта, о чем поставщик  должен уведомить гос. заказчика  в тот же 30-дневный срок.

Гос. контракт должен быть оформлен не позже, чем через 20 дней со дня проведения конкурса.

Получив извещение о прикреплении, поставщик должен в 30-дневный срок направить проект дог-а пок-лю. Поставщик при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с пок-лем дог-а поставки тов-в для гос. нужд.

Пок-ль может отказаться полностью или частично от тов-в, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения дог-а в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика к другому пок-лю должен быть решен гос. заказчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика. В противном случае поставщик получает право требовать от гос. заказчика принятия и оплаты тов-в либо возмещения расходов, связанных с реализацией этих тов-в другому потребителю.

3. Особенности  исполнения обязательств

По общему правилу обязанность оплаты поставленных тов-в возлагается на покупателя, получившего тов-ы, а не на гос. заказчика. Гарантией прав и законных интересов поставщика является поручительство гос. заказчика по денежному обязательству покупателя (ст. 532 ГК).

Если по дог.у, принятие которого было обязательным для поставщика, у последнего возникли убытки, то такие убытки должны быть выплачены государственным заказчиком в срок не позднее 30 дней со дня поставки тов-в.

 

  1. Договор энергоснабжения.

Договором энергоснабжения признается дог., по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный дог-м режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборуд-я, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК).

Дог. энергоснабжения относится к дог-ам купли-продажи, поскольку содержит в себе все признаки этого дог.ного обязательства: одна сторона обязуется передать другой за плату определенный товар (энергию). С этой точки зрения он является традиционным консенсуальным, возмездным и двусторонним, а также публичным дог-м (ст. 426 ГК).

Сторонами дог-а энергоснабжения являются энергоснабжающая организация и потребитель (абонент). В кач-ве энергоснабжающей организации выступают коммерч. организации, кот. производят или закупают электрическую (тепловую) энергию и осуществляют ее продажу потребителям: гражданам или орг-м. Абонентами признаются граждане или организации, использующие электрическую или тепловую энергию.

При наличии согласия энергоснабжающей организации абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу - субабоненту (ст. 545 ГК). Субабонент энергоснабжающей организации - это потребитель, непосредственно присоединенный к электрическим (тепловым) сетям абонента и имеющий с ним дог. на пользование электрической (тепловой) энергией.

Условия заключения дог-а:

  • ФЛ - достаточно первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Дог. энергоснабжения, заключаемый энергоснабжающей организацией с абонентом-гражданином, относится к дог-ам присоединения (ст. 428 ГК). Дог. энергоснабжения, заключенный с абонентом-гражданином, считается заключенным на неопределенный срок.
  • ЮЛ - должен располагать отвечающим установленным тех. требованиям энергопринимающим устройством, присоединенным к сетям энергоснабжающей организации, а также обеспечить учет потребления энергии.

Существенные  условия дог-а: кол-во и кач-во (например, напряжение и частота тока для э/э, температура – для тепловой энергии) энергии; режим потребления энергии; цена; условия по обеспечению содержания и безопасной эксплуатации сетей, приборов и оборуд-я.

Специфика дог-а  энергоснабжения:

  1. объект данного дог-а – энергия, снабжение которой осуществляется через присоединенную сеть на энергоустановку абонента. К дог-ам энергоснабжения относится снабжение потребителей через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией. Что касается иных дог-ов - снабжение потребителей через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и др.и товарами – дог.ы поставки. Есть и другая точка зрения, что это все дог. энергоснабжения, т.е. вопрос спорный. 
  2. обязательным участником является потребитель (абонент). Поэтому дог-ами энергоснабжения не являются отнош-я между различными энергосистемами - дог.ы на переток электроэнергии, на взаимное резервирование электроснабжения и пр.
  3. имеются дополнительные обязанности абонента (кроме ФЛ, использующих энергию для бытового потребления): обеспечить соблюдение режима потребления энергии, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им соответствующих приборов и оборуд-я;
  4. энергоснабжающая организация наделяется дополнительными правами по контролю за техническим состоянием энергоустановки абонента, его приборов и оборуд-я;
  5. правовое регулирование дог-а энергоснабжения не исчерпывается нормами, содержащимися в ГК. Напротив, детальное регулирование указанных отношений обеспечивается законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, а также принятыми в соотв-и с ними обязательными правилами.
  6. энергоснабжающие организации, как правило, являются субъектами естественных монополий, в отношении которых может применяться метод регулирования их деят-ти, суть которого состоит в определении категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию (население, воинские части, тюрьмы, ядерные центры и пр.).

По общему правилу, оплата полученной энергии производится за фактически принятое абонентом кол-во энергии в соотв-и с данными приборов учета энергии. Оплата полученной энергии производится, как правило, по ценам, регулируемым государством.

Для отношений, связанных  с энергоснабжением потребителей, особое значение имеет обеспечение стабильности дог.ных связей. Поэтому в случаях, когда истекает срок действия дог-а энергоснабжения и ни одна из сторон до истечения этого срока не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового дог-а, дог. энергоснабжения считается продленным на тех же условиях и на тот же срок.

В случае нарушения обязательств по дог.у и энергоснабжающая организация, и абонент несут одинаковую (огрнаич.) ответственность в виде возмещения причиненного этим реального ущерба. Таким образом, как в отношении энергоснабжающей организации, так и абонента не допускается взыскание убытков в виде упущенной выгоды.

 

  1. Договор контрактации.

Договором контрактации признается такой вид дог-а купли-продажи, по которому прод-ц - производитель с\х продукции обязуется передать выращенную (произведенную) с\х прод-ю пок-лю-заготовителю, в кач-ве которого выступает лицо, осуществляющее закупки такой продукции для переработки и продажи, а заготовитель обязуется оплатить полученную с\х прод-ю (п. 1 ст. 535 ГК).

Этот дог. - возмездный, консенсуальный, взаимный (двусторонний).

В кач-ве продавца по такому дог.у выступает производитель с\х продукции (хозяйственные общ-ва, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие преддприним. деят-ть по выращиванию или производству с\х продукции).

В кач-ве покупателя по дог.у контрактации выступает заготовитель, т.е. коммерч. организация либо индивид. предпр-ль, осуществляющие проф. преддприним. деят-ть по закупкам с\х продукции для ее последующей продажи либо переработки. К числу заготовителей по дог.у контрактации могут быть отнесены мясоперерабатывающие комбинаты, молокозаводы, фабрики по переработке шерсти и т.п., а также оптовые торговые организации, заготовительные организации потребительской кооперации.

Объектом дог-а контрактации является с\х прод-я, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя. Речь идет о такой продукции, кот. непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т.п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т.п.) в с\х производстве. По дог.у контрактации не могут реализовываться тов-ы, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) с\х продукции, например масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких тов-в должна осуществляться по дог-ам поставки.

Под реализуемой с\х продукцией следует понимать как прод-ю, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и прод-ю, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения дог-а контрактации. Главное, чтобы реализовывалась именно та с\х прод-я, кот. произведена либо выращена непосредственно производителем с\х продукции в его собственном хозяйстве.

Особенность правового  регулирования дог-а контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отнош-ям по дог.у контрактации, не урегулированным специальными правилами об этом дог-е (§ 5 гл. 30 ГК), сначала подлежат применению правила о дог-е поставки (§ 3 гл. 30 ГК) и только при отсутствии таковых - общие положения о купле-продаже (п. 2 ст. 535 ГК). Это свидетельствует о значительном сходстве правоотношений контрактации и поставки.

Информация о работе Шпаргалка по гражданскому праву