Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:34, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать систему конституционного права, его общие принципы, нормы и институты.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· раскрыть историю и особенности института гражданства России, обусловленные федеративным устройством;
· описать понятие и принципы системы конституционного права России;
· исследовать прокурорско-надзорное право как составную часть Особенной части конституционного права.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Конституционное право Российской Федерации, как отрасль права и наука..6
1.1 Общая характеристика, предмет и метод конституционного права РФ……6
1.2 Конституционно-правовые нормы и институты……………………………11
1.3 Источники конституционного права………………………………………...14
2 Система конституционного права……………………………………………..18
2.1 Понятие и принципы системы конституционного права…………………..18
2.2 Институты системы конституционного права и их различия……………...21
2.3 Нормы институтов системы конституционного права……………………..24
Заключение………………………………………………………………………..28
Глоссарий………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………32
В зависимости от сферы возникновения выделяют конституционно-правовые отношения: I) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.
Конституционно-правовые
отношения также
- по сроку действия - на постоянные (срок действия не является определенным) и временные;
- по назначению в механизме правового регулирования - на материальные и процессуальные;
- по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.
Основным способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Такой метод называется методом властеотношений.
Другим способом правового регулирования отрасли конституционного права является установление конкретных правомочий и обязанностей участников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др.
Особенностью метода конституционного права выступает закрепление в Конституции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает регулированию политико-правовой характер.
Конституционное право использует также такие способы воздействия на участников общественных отношений, как:
- дозволение ("каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации");
- запрет ("никто не может быть принужден к выражению своих мнений");
- обязывание ("каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы");
- управомочивание ("Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях");
- установление ("наименования Российская Федерация и Россия равнозначны" или установление равенства сторон в отношениях);
- провозглашение или декларация ("Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека") и др.
1.2 Конституционно-правовые нормы и институты
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы его населения и выступают государственным регулятором общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Им свойственны общие признаки, характеризующие все правовые нормы, и в то же время присущи свои особенности, обусловленные предметом отрасли4.
Нормы конституционного права РФ — правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Они устанавливаются государством, общеобязательны, находятся под защитой государства и имеют следующие характерные признаки:
- регулируют наиболее важные общественные отношения ("высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы");
- являются основополагающими для всей правовой системы государства, если они содержатся в Конституции РФ ("Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации");
- редко содержат санкции, которые имеют свою специфику, например, прекращение полномочий должностного лица или органа;
- часто определяют поведение субъектов в общем виде и нуждаются в конкретизации посредством других нормативных актов ("гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом");
- иногда носят декларативный характер (так называемые нормы-принципы — "человек, его права и свободы являются высшей ценностью").
Конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:
Содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены.
Источниками, в которых они выражены. Наиболее значимые, обладающие высшей юридической силой нормы содержатся в Конституции Российской Федерации.
Характером регулятивного воздействия на общественные отношения. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, не конкретно регулирующего характера (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач, рассчитанных на всех правоприменяющих субъектов).
Учредительным, первичным характером содержащихся в них предписаний.
Особым механизмом реализации, связанным с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве, состояния в качестве субъектов Российской Федерации).
Особенностями субъектов регулируемых отношений (например, таких как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы).
Структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях - санкцию.
Виды конституционных норм
В зависимости
от объекта правового
1 устанавливающие правовой статус личности ("каждый имеет право на образование");
2 закрепляющие федеративное устройство РФ ("в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации");
3 регулирующие порядок образования и деятельности органов государственной власти ("федеральные законы принимаются Государственной Думой");
4 регулирующие порядок реализации местного самоуправления ("структура 5 регулирующие законодательный процесс ("законопроекты вносятся в Государственную Думу");
6 регулирующие порядок изменения и пересмотра Конституции РФ ("положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием").
По юридической силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, конституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления.
По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:
действующие на всей территории Российской Федерации,
в субъектах Федерации,
в границах муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление.
По времени действия: постоянные и срочные, (временные).
По характеру предписания:
a) Управомочивающие
нормы закрепляют право
б) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требованиями ("перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия");
в) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия ("Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения");
г) Устанавливающие или определяющие ("Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации");
По характеру регулятивного воздействия:
По степени определенности (обязательности) предписаний нормы:
Императивные нормы однозначно устанавливают вариант поведения субъекта в соответствующих условиях и не допускают свободы в применении установленного правила ("новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации").
Диспозитивные
нормы предусматривают
По назначению
в механизме правового
Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанности субъекта,
Процессуальные нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы.
1.3 Источники конституционного права
Под источниками конституционного права понимаются юридические формы, способы выражения и закрепления правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.
Источники конституционного права образуют определенную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим, действуют на всей территории России или имеют сферу действия, ограниченную территорией конкретного субъекта Федерации, муниципального образования5.
К числу источников конституционного права, входящих в сферу позитивного права, относятся:
1. Конституции.
Конституция Российской
2. Законы. Закон
- наиболее распространенная
3. Договоры и
соглашения. Различаются международные
договоры и соглашения
4. Декларации - как особая форма источников конституционного права выражают принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития, в них определяются новые концепции развития государственности, формулируются принципы всей политики в той или иной сфере, и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.
5. Регламенты палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы, не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента и имеют узкую сферу применения (прежде всего осуществление законодательного процесса: создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т.д.).
6. Указы и
распоряжения Президента
7. Постановления
и распоряжения Правительства
Российской Федерации на
8. Постановления
Конституционного Суда
9. Правовые акты
СССР и РСФСР - некоторые из
них являются источниками
10. Подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Правовые акты, аналогичные указам Президента РФ, издают для своих территорий президенты и главы администраций республик и других субъектов Российской Федерации. Формами установления конституционно-правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта федерации, являются постановления и иные подзаконные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.