Система конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать систему конституционного права, его общие принципы, нормы и институты.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· раскрыть историю и особенности института гражданства России, обусловленные федеративным устройством;
· описать понятие и принципы системы конституционного права России;
· исследовать прокурорско-надзорное право как составную часть Особенной части конституционного права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Конституционное право Российской Федерации, как отрасль права и наука..6
1.1 Общая характеристика, предмет и метод конституционного права РФ……6
1.2 Конституционно-правовые нормы и институты……………………………11
1.3 Источники конституционного права………………………………………...14
2 Система конституционного права……………………………………………..18
2.1 Понятие и принципы системы конституционного права…………………..18
2.2 Институты системы конституционного права и их различия……………...21
2.3 Нормы институтов системы конституционного права……………………..24
Заключение………………………………………………………………………..28
Глоссарий………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………32

Файлы: 1 файл

КР, Конституционное право.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от сферы возникновения выделяют конституционно-правовые отношения: I) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.

Конституционно-правовые отношения также классифицируются:

- по сроку действия - на постоянные (срок действия не является определенным) и временные;

- по назначению в механизме правового регулирования - на материальные и процессуальные;

- по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.

Основным способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Такой метод называется методом властеотношений.

Другим способом правового регулирования отрасли конституционного права является установление конкретных правомочий и обязанностей участников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др.

Особенностью  метода конституционного права выступает  закрепление в Конституции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает регулированию политико-правовой характер.

Конституционное право использует также такие способы воздействия на участников общественных отношений, как:

- дозволение ("каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации");

- запрет ("никто не может быть принужден к выражению своих мнений");

- обязывание ("каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы");

- управомочивание ("Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях");

- установление ("наименования Российская Федерация и Россия равнозначны" или установление равенства сторон в отношениях);

- провозглашение или декларация ("Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека") и др.

1.2 Конституционно-правовые нормы и институты

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила  поведения, которые устанавливаются  и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы его населения и выступают государственным регулятором общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Им свойственны общие признаки, характеризующие все правовые нормы, и в то же время присущи свои особенности, обусловленные предметом отрасли4.

Нормы конституционного права РФ — правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Они устанавливаются государством, общеобязательны, находятся под защитой государства и имеют следующие характерные признаки:

- регулируют наиболее важные общественные отношения ("высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы");

- являются основополагающими для всей правовой системы государства, если они содержатся в Конституции РФ ("Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации");

- редко содержат санкции, которые имеют свою специфику, например, прекращение полномочий должностного лица или органа;

- часто определяют поведение субъектов в общем виде и нуждаются в конкретизации посредством других нормативных актов ("гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом");

- иногда носят декларативный характер (так называемые нормы-принципы — "человек, его права и свободы являются высшей ценностью").

Конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:

Содержанием, т.е. сферой общественных отношений, на регулирование  которых они направлены.

Источниками, в  которых они выражены. Наиболее значимые, обладающие высшей юридической силой нормы содержатся в Конституции Российской Федерации.

Характером  регулятивного воздействия на общественные отношения. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, не конкретно регулирующего характера (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач, рассчитанных на всех правоприменяющих субъектов).

Учредительным, первичным характером содержащихся в них предписаний.

Особым механизмом реализации, связанным с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве, состояния в качестве субъектов Российской Федерации).

Особенностями субъектов регулируемых отношений (например, таких как народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы).

Структурой, содержащей, как правило, гипотезу и диспозицию и лишь в редких отдельных случаях - санкцию.

Виды конституционных  норм

В зависимости  от объекта правового регулирования (по содержанию):

1 устанавливающие правовой статус личности ("каждый имеет право на образование");

2 закрепляющие федеративное устройство РФ ("в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации");

3 регулирующие порядок образования и деятельности органов государственной власти ("федеральные законы принимаются Государственной Думой");

4 регулирующие порядок реализации местного самоуправления ("структура 5 регулирующие законодательный процесс ("законопроекты вносятся в Государственную Думу");

6 регулирующие порядок изменения и пересмотра Конституции РФ ("положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием").

По юридической  силе, зависящей от вида правового  акта, в котором выражена та или  иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, конституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления.

По территории действия конституционно-правовые нормы  подразделяются на:

действующие на всей территории Российской Федерации,

в субъектах  Федерации,

в границах муниципальных  образований, в которых осуществляется местное самоуправление.

По времени  действия: постоянные и срочные, (временные).

По характеру  предписания:

a) Управомочивающие  нормы закрепляют право субъектов  осуществлять предусмотренные в  них действия, определяют рамки  их полномочий ("Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации");

б) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требованиями ("перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия");

в) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия ("Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения");

г) Устанавливающие или определяющие ("Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации");

По характеру  регулятивного воздействия:

  1. нормы-принципы ("труд свободен").
  2. нормы-дефиниции,
  3. нормы-задачи.

По степени  определенности (обязательности) предписаний  нормы:

Императивные  нормы однозначно устанавливают  вариант поведения субъекта в  соответствующих условиях и не допускают  свободы в применении установленного правила ("новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации").

Диспозитивные нормы предусматривают возможность  выбора варианта поведения субъекта из числа указанных в норме  с учетом конкретных условий и обстоятельств ("Конституционное  Собрание  либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции").

По назначению в механизме правового регулирования:

Материальные  нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанности субъекта,

Процессуальные  нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы.

1.3 Источники конституционного  права

Под источниками конституционного права понимаются юридические формы, способы выражения и закрепления правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Источники конституционного права образуют определенную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим, действуют на всей территории России или имеют сферу действия, ограниченную территорией конкретного субъекта Федерации, муниципального образования5.

К числу источников конституционного права, входящих в сферу позитивного права, относятся:

1. Конституции.  Конституция Российской Федерации  - главный источник конституционного  права России. Она регулирует  широкий круг наиболее важных, коренных конституционно-правовых  отношений и обладает среди всех других правовых актов высшей юридической силой.

2. Законы. Закон  - наиболее распространенная форма,  через которую устанавливается наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Конституция Российской Федерации устанавливает два вида законов: федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации. Они различаются по юридической силе, по затрагиваемым в них вопросам, по порядку принятия, а также по возможности их отклонения Президентом Российской Федерации.

3. Договоры и  соглашения. Различаются международные  договоры и соглашения Российской  Федерации и внутренние договоры  и соглашения.

4. Декларации - как особая форма источников конституционного права выражают принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития, в них определяются новые концепции развития государственности, формулируются принципы всей политики в той или иной сфере, и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

5. Регламенты  палат Федерального Собрания - Совета  Федерации и Государственной Думы, не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента и имеют узкую сферу применения (прежде всего осуществление законодательного процесса: создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т.д.). 

6. Указы и  распоряжения Президента Российской  Федерации - издаются на основании  конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, будучи подзаконными актами, отменяются в результате принятия соответствующих законов. 

7. Постановления  и распоряжения Правительства  Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента.

8. Постановления  Конституционного Суда Российской  Федерации в которых устанавливается соответствие Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, а также дается толкование конституции.

9. Правовые акты  СССР и РСФСР - некоторые из  них являются источниками конституционного  права России в силу принципа  правопреемственности или пока  не будет принято заменяющее их законодательство. «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. 

10. Подзаконные  акты органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации. Правовые акты, аналогичные  указам Президента РФ, издают  для своих территорий президенты и главы администраций республик и других субъектов Российской Федерации. Формами установления конституционно-правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта федерации, являются постановления и иные подзаконные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. 

Информация о работе Система конституционного права