Система конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать систему конституционного права, его общие принципы, нормы и институты.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· раскрыть историю и особенности института гражданства России, обусловленные федеративным устройством;
· описать понятие и принципы системы конституционного права России;
· исследовать прокурорско-надзорное право как составную часть Особенной части конституционного права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Конституционное право Российской Федерации, как отрасль права и наука..6
1.1 Общая характеристика, предмет и метод конституционного права РФ……6
1.2 Конституционно-правовые нормы и институты……………………………11
1.3 Источники конституционного права………………………………………...14
2 Система конституционного права……………………………………………..18
2.1 Понятие и принципы системы конституционного права…………………..18
2.2 Институты системы конституционного права и их различия……………...21
2.3 Нормы институтов системы конституционного права……………………..24
Заключение………………………………………………………………………..28
Глоссарий………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………………32

Файлы: 1 файл

КР, Конституционное право.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

· реализуются  по преимуществу вне конкретных правоотношений;

· входят в сферу  взаимоотношений государства и  личности;

· включают в  качестве субъекта права человека, как такового, вне связи его  с каким-либо особым правовым статусом;

· предусматривают  особую систему охраны, не могут  быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

· предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных  прав граждан осуществляется путем  возникновения конкретных правоотношений.

Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственно устройство России, т.е. ее федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. В соответствии с ч.3 ст.11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами12.

Некоторые особенности  присущи соотношению федеральных  законов и нормативных правовых актов субъектов Федерации по юридической силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях последние имеют приоритет перед федеральными законами. Для норм данного института предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд РФ.

Нормы института, которые определяет систему органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, имеют следующие особенности:

· это нормы  преимущественно прямого регулирующего  действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

· в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства  и органы местного самоуправления в  их статусе органов народовластия;

· преобладающая  часть данных норм устанавливается  на основе Конституции РФ в актах  текущего законодательства, детально определяющих порядок образования  органов, их компетенцию, формы деятельности;

· для норм этого  института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление13.

Таким образом, совокупность юридических особенностей, указанных выше, и придает определенной группе конституционно-правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное положение в ее системе. Причем исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.

Анализ системы  отрасли конституционного права  предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

В основе такого подхода к системе отрасли  лежит реальное соотношение тех  сфер общественных отношений, которые  являются предметом регулирования нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая норма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем  месте стоит институт, устанавливающий  основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной  власти. Нормы этого института  устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и политико-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства.

Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему  систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

При характеристике системы конституционного права  важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой Конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

 

Заключение

Система отрасли  конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она  выявляется и формулируется путем  теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов.

Система конституции - категория субъективная, поскольку  систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли, хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли  охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы  отрасли конституционного права, так  и для системы конституции  отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а, следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы  отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по Конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли  конституционного права, и система  конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

На каком-то этапе Конституция и отрасль  конституционного права могут отставать  от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой Конституции, изменении ее системы, претерпевает изменения и система отрасли.

Такой процесс  произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 г. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом и, особенно, на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.

Термин «гражданство»  одним из значений имеет значение конституционно-правового института. В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения.

Гражданство как  публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своего государства. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства. Главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния - наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа.

Гражданство в  качестве конституционно-правового  института - совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношений между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства - с другой. Нормы этого института устанавливают: круг лиц, признаваемых российскими гражданами; основания и порядок приобретения и прекращения гражданства; двойное и множественное гражданство; порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства  близки институты правового положения  иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Действия

 

 

такие юридические  факты, наступление которых зависит  от воли и сознания субъекта. Они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон.

2

Источники конституционного права

юридические формы, способы выражения и закрепления  правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет конституционного права

3

Конституционное право России как отрасль права

совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с основами правового статуса личности, государственным и общественным устройством России.

4

Конституционно-правовые отношения

это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Элементами структуры этих отношений являются: субъект, объект, содержание и основания

5

Метод правового регулирования

представляет  собой совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.

6

Нормы конституционного права РФ

правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

7

Основы  конституционного строя

находящаяся под  защитой государства система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно-правового регулирования.

8

Предмет правового регулирования

составляют  качественно однородные общественные отношения, на которые воздействуют нормы данной отрасли.

9

Система конституционного права

это его устройство, деление на подотрасли, институты  и их целостное соединение

10

Юридические факты

это события  или действия, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм.


 

 

Список использованных источников

1

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  голосованием 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ. – 2009. - №4. - Ст. 445

2

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (ред. от 24.04.2008) // СЗ РФ. – 2004. - №27. - Ст. 2710.

3

Федеральный конституционный  закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве  Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. – 1997. - №51. - Ст. 5712

6

Федеральный закон  от 06.10.1999 №184-ФЗ"Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 25.07.2011) // СЗ РФ. – 1999. - №42. - Ст. 5005

7

Федеральный закон  от 10.01.2003 №19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) // СЗ РФ. – 2003. - №2. - Ст. 171

8

Федеральный закон  от 31.05.2002 №62-ФЗ"О гражданстве  Российской Федерации" (ред. от 28.06.2009) // СЗ РФ. – 2002. - №22. - Ст. 2031

11

Конституционное право в Российской Федерации [Текст]: Курс лекций: В 9 т. Т. 1: Основы теории конституционного права. / М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев. – Т.1 – М.: Весь мир, 2005. – 383 с. - ISBN 5-7777-0327-5

12

Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право  зарубежных стран [Текст]: Учебник для  ВУЗов / А.С. Автономов. – М.: Проспект, 2008. – 560 с. - ISBN 5-482-01235-2

14

Авакьян, С.А. Конституционное  право России. Том (часть) 2. [Текст]: Учебный курс / С.А. Авакьян - 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2011. – 778 с. - ISBN 5-7975-0835-4

15

Баглай, М.В. Конституционное  право РФ [Текст]: Учебник для вузов. / М.В. Баглай. - 7-е изд., изм. и доп. – М.: Норма - Инфра-М, 784 с. - ISBN 5-16-000468-8

16

Грудцына, Л.Ю. Головистикова, А.Н. Конституционное право России в таблицах и схемах [Текст]: учебное  пособие / Л.Ю. Грудцына, А.Н. Головистикова. – М.: Эксмо-Пресс, 2008. – 208 с. - ISBN 978-5-699-25194-0

17

Дегтев, Г.В. Становление и развитие института президенства в России [Текст]: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. – М.: Юристъ, 2006. – 237 с. - ISBN 5-7975-0772-2

18

Козлова, Е.И. Кутафин, О.Е. Конституционное право России [Текст]: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин - 4 изд. – М.: Проспект, 2010. – 608 с. - ISBN 978-5-392-01863-5

20

Конституционное право России [Текст]: Учебник для  вузов / Под ред. Постникова А.Е. –  М.: Проспект (ТК Велби), 2009. – 504 с. - ISBN 5-482-01200-Х

21

Кокотов, А.Н. Конституционное право России [Текст]: Учебник / А.Н. Кокотов - 4 изд. – М.: Норма, 2010. – 544 с. - ISBN 978-5-91768-063-7

23

Окуньков, Л.А. Президент  и Правительство (в механизме  государственной власти) [текст] // Журнал российского права. - 2001. - № 2. – С. 34

24

Смоленский, М.Б. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебное пособие / М.Б. Смоленский - 2 изд. – М.: Феникс, 2007. – 252 с. - ISBN 978-5-222-12174-0

Информация о работе Система конституционного права