Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:51, курсовая работа
Судебная власть играет очень важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности, поскольку именно судебная власть обеспечивает разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни. Эта функция может быть эффективной лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной власти, признавать недействующими те их акты, которые не соответствуют основному закону.
Введение
1.Общая характеристика судебной системы
1.1 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
1.2 Организация и функции судебной власти
1.3 Конституционные принципы правосудия
1.4 Конституционно-правовой статус судей
2. Система органов судебной власти
2.1 Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
2.2 Система судов общей юрисдикции
2.3 Система арбитражных судов
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
РЦПК
Кафедра «Финансы и менеджмент»
Контрольная работа
по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»
на тему «Система судебной власти в Российской Федерации»
Вариант № 5
Выполнила: студент
Проверила: профессор каф. ФиМ
Тула 2012
Оглавление
Введение 3
1. Общая характеристика судебной системы 6
1.1 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации 6
1.2 Организация и функции судебной власти 8
1.3 Конституционные принципы правосудия 12
1.4 Конституционно-правовой статус судей 18
2. Система органов судебной власти 24
2.1 Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации 24
2.2 Система судов общей юрисдикции 28
2.3 Система арбитражных судов 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Вопросы,
связанные с судебной системой в
настоящее время очень
Одним из
обязательных признаков демократического
государства является существование
судебной власти на основании принципа
разделения властей. Обособление судебной
власти от иных государственно-властных
структур свидетельствует о серьезном
продвижении государства к
Правовое государство должно очень внимательно относиться к исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, контролируют исполнительную власть.
Судебная
власть играет очень важную роль в
сдерживании и ограничении
Независимая
судебная власть, таким образом, является
главной гарантией свободы
Роль
судов во всех демократических государствах
признается незаменимой и в целом
возрастает. В России судебная власть
пока еще не заняла подобающего ей
места в общественной жизни, хотя
сдвиги в этом направлении прослеживаются.
Велико еще влияние тоталитарного
периода, когда уголовный процесс
был лишен настоящей
Тема
судебной власти очень актуальна
и в юридическом образовании,
поскольку суд на сегодняшний
день является основным гарантом защиты
прав и свобод человека и гражданина,
поскольку лучшего способа
Вопросы
судебной власти достаточно подробно
разработаны в научной
Цель данной работы заключается в том, чтобы дать подробную характеристику судебной системы Российской Федерации: определить ее роль в системе государственных органов, раскрыть содержание демократических принципов правосудия и правового статуса судей, а также обозначить функции и задачи Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ.
В ст. 10 Конституции РФ закреплен принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Суды РФ стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).
Разделение
властей выступает как принцип
организации государственной
Судебная
власть включена в систему народовластия
вместе с законодательной и
Как уже
было сказано выше, законодательная
и исполнительная ветви власти оказывают
существенное воздействие на функционирование
судебной власти. Законодательная власть
посредством принятия законов определяет
судебную систему и принципы ее деятельности,
компетенцию судебных органов, статус
судей, порядок рассмотрения ими
дел и т.д. Исполнительная власть
осуществляет подготовку кадров, организует
материально-техническое
В Конституции
закреплены гарантии прав граждан в
их отношениях с судебной властью, организация
судебной системы и статус судей.
Это исключает возможность
Последняя
статья главы «Судебная власть»
посвящена прокуратуре, что может
создать впечатление о
В Конституции
РФ закреплено общее правило о
том, судебная система РФ устанавливается
Конституцией РФ и федеральным конституционным
законом. Отсюда следует, что ни один
суд, входящий в судебную систему
РФ, не может быть учрежден каким-либо
правовым актом, кроме федерального
конституционного закона. Поэтому субъекты
РФ не могут создавать особые судебные
системы, так как это привело
бы к нарушению единства судебной
системы страны. Помимо конституционного
законодательства правовую основу судебной
системы составляют обычные законы
и иные правовые документы (законы о
статусе судей, процессуальные кодексы,
указы президента, регулирующие отдельные
вопросы организации и
Суд –
особый государственный орган, который
специфическими (юридическими) средствами
и специальным аппаратом
Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение (коллегия или президиум), выполняющие какую-либо функцию, связанную с рассмотрением и разрешением судебных дел или проверкой законности и обоснованности судебных решений. Суд первой инстанции – суд любого уровня, уполномоченный принять решение по конкретному делу. Суд второй инстанции (апелляционный или кассационный) занимается проверкой решений, не вступивших в силу (в течение 10 дней). Суд третьей, надзорной инстанции занимается проверкой законности, обоснованности и справедливости решений, вступивших в законную силу.
Все суды РФ составляют судебную систему Российской Федерации. Понятие судебной системы также можно определить как совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений РФ всех видов, осуществляющих правосудие и иные правовые функции в процессуальных формах.
В соответствие со ст. 4 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в судебную систему входят федеральные суды и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
Конституционный суд РФ;
Верховный
Суд РФ, верховные суды республик,
краевые и областные суды, суды
городов федерального значения, суды
автономной области и автономных
округов, районные суды, составляющие
систему федеральных судов
Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.
В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» закрепляется единство судебной системы, которое обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
соблюдения
всеми федеральными судами и мировыми
судьями установленных
применения
всеми судами Конституции РФ, федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, общепризнанных принципов
и норм международного права и
международных договоров
Информация о работе Система судебной власти в Российской Федерации