Система судебной власти в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Судебная власть играет очень важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности, поскольку именно судебная власть обеспечивает разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни. Эта функция может быть эффективной лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной власти, признавать недействующими те их акты, которые не соответствуют основному закону.

Содержание работы

Введение
1.Общая характеристика судебной системы
1.1 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
1.2 Организация и функции судебной власти
1.3 Конституционные принципы правосудия
1.4 Конституционно-правовой статус судей
2. Система органов судебной власти
2.1 Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
2.2 Система судов общей юрисдикции
2.3 Система арбитражных судов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ГОТОВО ГИМУ.docx

— 59.57 Кб (Скачать файл)

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного  закрепления единого статуса  судей;

финансирования  федеральных судов и мировых  судей из федерального бюджета.

Функции судебной власти

Основной, наиболее важной функцией судебной власти является функция осуществления  правосудия. Именно с правосудием  тесно связано принятие решений  по вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и  иных организаций.

Правосудие  обладает рядом отличительных признаков. Один из них – общеобязательность актов правосудия (приговоры по уголовным  делам, решения по гражданским делам  и т.д.). Он означает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными  для всех без исключения органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц  и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Следующий признак  заключается в том, что этот вид  государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами (разбирательство гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, конституционное судопроизводство). Другим признаком является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регулируется законом. К отличительным признакам правосудия также относится то, что оно может осуществляться только особым органом – судом (судьей).

С учетом перечисленных признаков содержание правосудия можно определить как  осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел, а также  конституционное судопроизводство при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений3. Именно правосудие как главная функция суда определяет специфику судебной власти и ее место в государственном механизме. Поэтому функция правосудия является основным объектом конституционного регулирования.

Другой  важной функцией судебной власти является судебный контроль (надзор) за законностью  и обоснованностью применения мер  процессуального принуждения. Эта  функция отражена в ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ. Судебное решение предусмотрено Конституцией как единственное основание применения органами, осуществляющими следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, наиболее важных мер процессуального принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).

Толкование  правовых норм. Формой выражения данной функции является толкование правовых норм Конституционным Судом Российской федерации Конституции РФ (ч. 5 ст. 125). Оно служит разновидностью легального толкования. Разъяснения Верховного Суда РФ, издаваемые в виде постановлений его пленума, также являются формой толкования. Они обязательны для судебных и всех иных органов, участвующих в судебной деятельности (прокуроров, адвокатов и т.д.).

Официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое  значение, также является одной из функций судебной власти. Только суд  может признать гражданина умершим  или безвестно отсутствующим, признать имущество бесхозяйным и др.

Ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан РФ имеет немаловажное значение для правоприменительной практики. Как и при выполнении функции официального удостоверения, суд разрешает только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий. Например, с решением суда о признании гражданина недееспособным в силу врожденного слабоумия или душевного заболевания связано ограничение конституционного права избирать и быть избранным, а также ряда других прав.

1.3 Конституционные  принципы правосудия

 

Органы  судебной власти осуществляют свою деятельность на основании законов Российской Федерации и принципов, закрепленных в конституции. Это принципы и  нормы, определяющие взаимоотношения  гражданина РФ с судебной властью; принципы, определяющие организацию судебной власти; принципы, определяющие порядок  функционирования судебной системы.

1. Осуществление  правосудия только судом. Судебная  власть в Российской Федерации  принадлежит только судам в  лице судей и привлекаемых (в  установленных законом случаях)  к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебных органов. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституцией запрещается создание чрезвычайных судов.

Правосудие  осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке, характерном  лишь для судопроизводства.

Признание за судом исключительного права  на осуществление правосудия означает, в частности, что только он может  вынести как обвинительный, так  и оправдательный приговоры, принять  решение по рассматриваемому делу от имени государства.

Компетенция суда, учрежденного в соответствии с законом, пределы его юрисдикции, порядок осуществления им судопроизводства не могут быть произвольно изменены для тех или иных дел и лиц, а также для определенной обстановки или на какой-либо период времени.

2. Законность. Базовый принцип деятельности  судов, как и всех государственных  органов, состоит в строгом  и неукоснительном соблюдении  Конституции Российской Федерации  и законов, которыми регламентируются  организация и порядок их деятельности.

3. Единство  судебной системы (ст. 118, 124 Конституции РФ; ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Судебной системой должен гарантироваться равный доступ и равные условия для судебной защиты всем гражданам РФ, что обеспечивает ее единство закреплением в едином федеральном конституционном законе (ст. 3 указанного Федерального конституционного закона).

4. Участие  в правосудии представителей  народа (сочетание профессиональных  и общественных начал в осуществлении  судебной власти, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123 Конституции). Конституционное право граждан участвовать в осуществлении правосудия реализуется в двух формах: работа в качестве судьи на основе демократического порядка доступа к замещению этой должности; участие в судебной деятельности на непрофессиональной основе в качестве присяжного, народного или присяжного заседателей (ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Коллегия  присяжных заседателей состоит  из 12 человек, которые работают вместе с одним или тремя профессиональными  судьями. Присяжные выносят вердикт  о виновности или невиновности подсудимого  в уголовном процессе, решают вопрос факта в гражданском процессе. Суд присяжных демократизирует  правосудие за счет привлечения широкого круга граждан; расширяет гласность  и коллегиальность судебной деятельности; привносит в судопроизводство справедливость и гуманизм; повышает объективность  судебных решений. Однако существуют материальные и организационные трудности  функционирования таких судов. Нет  гарантий от судебных ошибок, так как  присяжные неподготовлены, воспринимают и оценивают приводимые сторонами доказательства эмоционально, а не профессионально.

5. Независимость  судей и подчинение их только  Конституции Российской Федерации  и федеральному закону. В соответствии с законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом (под угрозой ответственности) чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодательством.

Законом также установлено, что судья  не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, а также совмещать функции  судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Независимость судей обеспечивается их неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122 Конституции судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Гарантия  независимости судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета.

Одной из важнейших конституционных гарантий независимости судей является их несменяемость. В соответствии со ст. 121 Конституции полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

6. Равенство  всех перед законом и судом  (ст. 19 Конституции). Правосудие осуществляется на началах равенства перед законом и судом независимо от социального и имущественного положения, национальности, пола, образования, места жительства и т.д.

7. Состязательность  и равноправие сторон. В ч. 3 ст. 123 Конституции установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме этого данная статья Конституции устанавливает, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд).

Реализация  этого принципа обеспечивает преодоление  еще недавно присущего судам  обвинительного уклона, когда суд  рассматривался только как орган  борьбы с преступностью, а не демократический  механизм справедливого разрешения уголовных дел.

Состязательность  судопроизводства означает, что стороны  в ходе судебного разбирательства  ведут спор о фактах и их правовой оценке, приводят и исследуют доказательства, обосновывая свою позицию. Суд как  орган разрешения спора должен быть отделен и от функции обвинения (ее выполняет прокурор), и от функции  защиты (ее осуществляет адвокат). Однако состязательность не означает, что  суд освобождается от функции  анализа и оценки доказательств, в противном случае установить истину будет очень сложно.

Состязательность  невозможно обеспечить без равноправия  сторон, их равных процессуальных прав, касающихся представления, анализа, оценки доказательств. Обеспечение принципа равноправия сторон связано с  презумпцией невиновности.

8. Презумпция  невиновности – основополагающее  начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права  и свободы человека и гражданина. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в невиновности лица толкуются в его пользу.

9. Судебная  система России функционирует  на основе конституционного принципа  гласности (ч. 1 и 2 ст. 123 Конституции; ст. 9 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Действуя  гласно, судебная система РФ обеспечивает народу возможность получать правдивую  информацию об устройстве и деятельности судов и других органов судебной власти.

Суд должен быть доступен всем желающим обратиться туда, для участников процесса и  публики. Поэтому режим работы судов  определяется с соблюдением норм процессуального, трудового и другого законодательства.

Разбирательство дел во всех судах первой и второй инстанций происходит открыто в  помещении, доступном для публики  и представителей средств массовой информации. Слушание дела частично или  полностью может происходить  в закрытом заседании суда по его  решению, принятому в соответствии с законом. При этом должны соблюдаться  все правила судопроизводства.

Приговоры и другие решения судов первой и второй инстанций, принятые по существу рассмотренных дел, во всех случаях  провозглашаются публично.

Лица, участвующие  в деле, имеют право получить копии  судебных актов, принятых по существу рассмотренного дела, знакомиться с  протоколами судебных заседаний  и иными материалами дела, снимать  копии и делать из них выписки.

10. Принцип  национального языка судопроизводства  основывается на конституционном  праве каждого на пользование  в процессе разбирательства родным  языком. Судопроизводство в России  ведется как на русском языке,  так и на языках республик,  автономной области, автономных  округов или большинства населения  той или иной местности. Вместе  с тем участвующим в деле  лицам, не владеющим языком, на  котором ведется судопроизводство, обеспечивается право пользоваться  родным языком, а также услугами  переводчика.

Информация о работе Система судебной власти в Российской Федерации