Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:36, курсовая работа
Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. В связи с этим необходимо определить, что есть судебная власть.
Введение..................................................................................................................3
1. Понятие о судах РФ общей юрисдикции.........................................................6
2. Основное звено системы общих (гражданских) судов
2.1 Районный суд....................................................................................................8
2.2 Мировой суд.....................................................................................................19
3. Военные суды: назначение, полномочия, основное звено системы военных судов.......................................................................................................................24
3.1 Гарнизонные военные суды: основное звено системы военных судов РФ............................................................................................................................26
Заключение.............................................................................................................29
Список используемой литературы.......................................................................30
Мировой судья - это низшее должностное лицо судебной системы назначаемое (избираемое) на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ либо избираемое на должность населением соответствующего судебного участка, единолично рассматривающее дело в мировом суде. Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Закон о мировых судьях определил только временные рамки этого срока. Первый раз - на срок не более чем на пять лет, при повторном и последующих назначениях (избраниях) не менее чем на пять лет (ст. 7).
По Закону мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ (ст. 5).
Удостоверения судьи мировым судьям подписываются и выдаются в порядке, установленном законами субъектов РФ. Так, в соответствии с Законом г. Москвы "О мировых судьях в городе Москве" оно вручается Председателем Московской городской Думы или лицом по его поручению в торжественной обстановке в присутствии депутатов Московской городской Думы (ст. 1).
Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, количество которых, как и общее число мировых судей, в субъекте РФ определено федеральным законом с учетом предложений законодательных (представительных) органов субъектов РФ, согласованных с Верховным Судом РФ.
Становление института мировых судей изначально сопряжено с рядом трудностей: законодательных, финансовых, материально-технических, неурегулированностью вопросов организационного обеспечения их деятельности, кадровых и др. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей возложено законом на органы юстиции либо на органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном его законом. Однако для многих субъектов РФ (в большей мере дотационных) затраты на эти цели весьма ощутимы, если иметь в виду нормальное функционирование мировой юстиции. Их финансирование должно осуществляться частично (расходы по заработной плате и социальной защите судей) из средств федерального бюджета, а частично - из средств бюджетов субъектов РФ (заработная плата вспомогательного аппарата, аренда, эксплуатация и охрана помещений, связь, транспорт, канцелярские расходы и проч.). Нет единства и в организационном обеспечении важного этапа их становления. Обнаруживается нежелание некоторых субъектов РФ вводить у себя институт мировой юстиции. Такая ситуация противоречит ст. 47 Конституции РФ и нормам Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в той части, где сказано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации и в порядке, установленном федеральным законом. Судебное разбирательство по делам об административных правонарушениях может устанавливаться также законами субъектов РФ. Судебные акты мировых судей, вступившие в силу, а равно их законные требования и другие обращения обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, общественных объединений, должностных лиц и т.д. и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Компетенция мировых судей определена достаточно широко. В соответствии со ст. 23 ГПК мировые судьи уполномочены единолично рассматривать гражданские дела:
1) о выдаче судебного приказа;
2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
3) о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
4) возникающие из семейно-
5) по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;
6) возникающие из трудовых
7) об определении порядка
8) иные дела, отнесенные федеральными
законами к компетенции
Они также уполномочены пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 393 ГПК).
В случае когда при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные - мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде.
К компетенции мировых судей отнесено значительное количество дел об административных правонарушениях. Согласно КоАП круг таких дел, решения по которым должны приниматься Судьями районных, военных гарнизонных, арбитражных судов либо мировыми судьями, расширен. На долю мировых судей приходятся дела о правонарушениях, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, правонарушения в области охраны собственности, охраны окружающей природной среды и природопользования, ветеринарии, правонарушения на транспорте и др. (ст. 23.1 КоАП). Что касается уголовных дел, то в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК мировым судьям подсудны: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне. Это, как свидетельствует уголовная статистика, наиболее распространенные преступления - причинение вреда здоровью, не квалифицированные виды краж, мошенничество, коммерческий подкуп, подкуп свидетелей или принуждение их к даче заведомо ложных показаний, угон автотранспортных средств, оставление места дорожно-транспортного происшествия, хулиганство, вандализм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и др.
Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются гарнизонными военными судами.
3. Военные суды: назначение, полномочия, основное звено системы военных судов
Военные суды РФ в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о военных судах входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Как и любые иные федеральные суды они создаются и упраздняются федеральным законом, а их количество и численность работающих в них судей определяются Верховным Судом РФ.
В отличие от существовавшего до принятия Закона о военных судах порядка, в настоящее время военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а не применительно к структуре органов военного управления.
Организация и порядок деятельности военных судов основываются на общих принципах функционирования судебной власти, установленных Конституцией и федеральными законами: законность, независимость суда и судей, неприкосновенность судьи, состязательность, гласность и др. Само по себе то, что военные суды создаются в местах дислокации воинских частей, рассматривают дела, связанные с прохождением воинской службы и с совершением преступлений военнослужащими, а судьи военных судов и сотрудники их аппаратов являются военнослужащими, прикомандированными к судебной системе, не может расцениваться как основание для отрицания действия этих принципов в системе военных судов. Какое бы то ни было вмешательство, в том числе военного командования, в деятельность военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет за собой установленную законодательством ответственность.
Полномочия военных судов определяются исходя из трех критериев: 1) характера правоотношений, в связи с которым возникло конкретное дело; 2) категории лиц, в отношении которых рассматривается дело; 3) места деятельности суда.
С учетом этого к их подсудности отнесены:
- гражданские и
- дела о преступлениях, в совершении
которых обвиняются
- дела об административных
- все гражданские, административные
и уголовные дела, подлежащие
рассмотрению федеральными
- жалобы на применение лицом,
производящим дознание, следователем
или прокурором заключения под
стражу в качестве меры
- дела и материалы, связанные
с ограничениями
3.1 Гарнизонные военные суды: основное звено системы военных судов РФ
Они действуют только в качестве судов первой инстанции и образуют основное звено системы военных судов, поскольку именно гарнизонные суды рассматривают большую часть гражданских, административных и уголовных дел, подведомственных военным судам. Они принимают решения по указанным выше вопросам досудебного производства.
Гарнизонные военные суды действуют на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.
Гарнизонные военные суды рассматривают в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности военных судов высшего и среднего звена. В частности, им подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением преступлений, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.
Кроме того, гарнизонные военные суды рассматривают дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых ими и вступивших в силу, а также жалобы на действия (бездействия) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены уголовно-процессуальным законом.
В порядке гражданского судопроизводства гарнизонные военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы.
Единолично судьями гарнизонных военных судов рассматриваются уголовные дела, подсудные мировому судье, о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами проходящими военные сборы (ч. 6 ст. 31 УПК).
Судья гарнизонного военного суда единолично принимает решение об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, а также рассматривает жалобы на действия (бездействия) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения. В таком же составе рассматриваются постановления о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или продления его срока и иные их решения, затрагивающие конституционные права и свободы военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.
Гарнизон - воинские части, расположенные в населенном пункте, крепости или укрепленном районе.
Возглавляет гарнизонный военный суд председатель. Он назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Он не только сам осуществляет правосудие, председательствуя в судебном заседании, но и организует деятельность военного суда, распределяет обязанности между судьями, руководит обобщением судебной практики, ведением судебной статистики, организует работу по приему военнослужащих.
Председатель гарнизонного военного суда контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе, утверждает положение об аппарате суда. Кроме того, председатель выполняет и представительские функции - он представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.
Заместитель председателя гарнизонного военного суда назначается на должность в том же порядке, что и председатель суда. Наряду с исполнением обязанностей судьи он замещает председателя суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.
Администратор гарнизонного военного суда назначается на Должность по представлению председателя гарнизонного суда Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Администратор суда выполняет приказы и распоряжения председателя Военного суда, связанные с организацией работы военного суда, взаимодействуя по этим вопросам с государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами;