Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 14:38, курсовая работа
Местное самоуправление в Российской Федерации - это способ организации и осуществления власти на местах, который "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" (ст. 130 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления "не входят в систему органов государственной власти". В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.
Введение 3
1 Общая характеристика системы местного самоуправления в Российской Федерации 5
1.1 Понятие, задачи, структура местного самоуправления в РФ 5
1.2 Законодательная основа местного самоуправления в России 9
1.3 Анализ деятельности местного самоуправления в Р.Ф. 14
2 Анализ проблем организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе 18
2.1 Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ 18
2.2 Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации 22
2.1 Проблемы участия населения в осуществлении местного самоуправления 28
Заключение 37
Список использованных источников 41
Содержание
Введение
1 Общая характеристика системы местного
самоуправления в Российской Федерации
1.1 Понятие, задачи, структура местного самоуправления в РФ 5
1.2 Законодательная основа местного самоуправления в России 9
1.3 Анализ деятельности местного самоуправления в Р.Ф. 14
2 Анализ проблем организации местного
самоуправления в Российской Федерации
на современном этапе
2.1 Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ 18
2.2 Пути и способы совершенствования
деятельности органов местного самоуправления
в Российской Федерации
2.1 Проблемы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления.
В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества. Сейчас становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя демократических стран. Оно представляет собой ту специфическую "ветвь власти", которая, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой - наиболее полно учитывает интересы населения. Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения.
Понятие местного самоуправления, система его органов, связь этих органов с населением и центральными органами власти исследовали еще русские правоведы начала XX века. А. Д. Градовский, И. И. Евстихиев, Н.И. Лазаревский, М.И. Свешников и др. Структура органов местного самоуправления является предметом исследования В. В. Володина, В. Л. Ясюнуса, Ю. А. Тихомирова, А. Широкова, С. Юрковой и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления в России.
Предмет исследования – проблемы становления местного самоуправления в Российской Федерации.
Цель исследования – рассмотреть современные проблемы становления местного самоуправления в Российской Федерации.
Основные задачи:
1) Раскрыть понятие, задачи, структуру местного самоуправления в РФ.
2) Изучить законодательную
3) Провести анализ деятельности
местного самоуправления в
4) Дать организационно-
5) Дать оценку эффективности
деятельности органов местного
самоуправления в
6) Проанализировать особенности
управления социально-
7) Рассмотреть перспективы
8) Исследовать пути и способы
совершенствования
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются системный анализ, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, статистический, графический методы.
Информационная база. В процессе исследования использовались различные материалы: нормативно-правовые акты, монографии, публикации в СМИ, данные статистических и социологических исследований.
Структура работы. Дипломная работа имеет введение, три главы, девять параграфов, заключение, список использованных источников и приложение.
Местное самоуправление в Российской Федерации - это способ организации и осуществления власти на местах, который "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" (ст. 130 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления "не входят в систему органов государственной власти". В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.
Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.
Главная цель создания системы местного самоуправления - улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Структура управления органами местного самоуправления представлена в Приложении А.
Основными задачами местного самоуправления являются:
1) Выявление социальных целей, приоритетов
и потребностей проживающего
на данной территории
2) Определение потребности
3) Укрепление финансово-
4) Создание необходимых условий
для высокоэффективной
5) Обеспечение многообразия форм
участия населения в решении
местных вопросов социально-
6) Формирование новых устойчивых
источников доходов местных
7) Повышение инвестиционной
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.
Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 8).
Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Он принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и т. д.), отражающую исторические, культурные, социальные, экономические, национальные и иные местные традиции.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
В целом, структура местной администрации во всех муниципальных образованиях строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой достаточно динамичную систему, которая по мере изменения стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов подвергается новациям.
Структура местного самоуправления представлена в Приложении Б.
В настоящее время определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соответствии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.
Выделяют шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:
1) вопросы социально-
2) вопросы муниципального
3) финансовые вопросы;
4) социальные вопросы;
5) административно-
6) исполнение переданных
Пять первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных образованиях независимо от типа. Шестая группа вопросов относится только к муниципальным районам и городским округам, которые вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.
При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:
- целесообразность и логика, четкое
разграничение функциональных
- избежание дублирования и
- полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения местной администрацией в целом;
- результативность, что предусматривает возможность оценки (измерения) достигаемого результата работы;
- достаточность обеспечения, что предполагает предоставление структурному подразделению для надлежащего выполнения им своих функциональных обязанностей в достаточном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения;
- системность и взаимосвязь с другими подразделениями, т. е. учет при описании функций подразделения его взаимосвязей с другими структурами;
- структурирование, т. е. разделение
функции структурного
- эффективность, что означает достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами;
- недопущение принципа создания структур "под людей";
- унифицированный подход к
Использование программно-целевых методов в построении организационной структуры администрации требует проведения сложной работы по регламентации деятельности структурных подразделений. Помимо проведения анализа распределения функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных подразделениях, необходимо описать и утвердить в регламенте администрации систему взаимодействия между структурными подразделениями, порядок прохождения управленческих решений и основные административные процессы (цепочки функций, осуществляемых различными структурными подразделениями во взаимодействии, приводящие к решению поставленных задач).
Информация о работе Системы местного самоуправления в Российской Федерации