Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 14:38, курсовая работа
Местное самоуправление в Российской Федерации - это способ организации и осуществления власти на местах, который "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" (ст. 130 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления "не входят в систему органов государственной власти". В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.
Введение 3
1 Общая характеристика системы местного самоуправления в Российской Федерации 5
1.1 Понятие, задачи, структура местного самоуправления в РФ 5
1.2 Законодательная основа местного самоуправления в России 9
1.3 Анализ деятельности местного самоуправления в Р.Ф. 14
2 Анализ проблем организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе 18
2.1 Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ 18
2.2 Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации 22
2.1 Проблемы участия населения в осуществлении местного самоуправления 28
Заключение 37
Список использованных источников 41
Жители муниципальных образований могут участвовать в создании и работе органов территориального общественного самоуправления, домовых комитетов, общественных советов при местных администрациях и других общественных объединений, деятельность которых направлена на активизацию местного самоуправления.
Одной из организационно-правовых форм общественного объединения является орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое для совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Следует, однако, заметить, что в настоящее время органы общественной самодеятельности отсутствуют во многих муниципальных образованиях.
Представляется, что для изменения сложившейся ситуации необходимо принять Федеральный закон "Об органах общественной самодеятельности", регламентирующий цели, задачи и принципы деятельности органов общественной самодеятельности, порядок их формирования и ликвидации, устанавливающий механизмы взаимодействия органов общественной самодеятельности с органами государственной власти и органами местного самоуправления, другие вопросы организации и деятельности органов общественной самодеятельности.
В завершение еще раз подчеркнем, что для повышения степени участия населения в местном самоуправлении необходимо планирование и проведение ряда согласованных мероприятий как со стороны государственных, так и со стороны муниципальных органов власти при активном участии в этом процессе самих граждан.
При этом особое внимание необходимо уделять повышению значимости, общественного признания и уважения к работе органов общественной самодеятельности как со стороны населения, так и со стороны должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Местное самоуправление может стать жизненной формой осуществления народом принадлежащей ему власти в том случае, когда идея его организации станет понятной населению и каждый найдет приемлемые для себя формы участия в этом процессе.
Можно сделать вывод о том, что органам местного самоуправления необходимо обратить внимание на серьезную работу среди населения по разъяснению сути местного самоуправления, формированию основ осознанного участия населения в осуществлении местного самоуправлении, созданию условий для реализации прав граждан на самоуправление, расширенному привлечению населения к решению вопросов местного значения.
Таким образом, выявленные практикой проблемы российского местного самоуправления остры и нуждаются в комплексном решении. Российская Федерация, отвечая на вызовы XXI века, нуждается в эффективном функционировании и отлаженном взаимодействии всех уровней публичной власти – федеральной, региональной, местной. На федеральном и региональном уровне в последние годы предприняты многие давно назревшие преобразования. Федерация восстанавливает властную вертикаль, создает дееспособные территориальные органы. Приводится в соответствие с федеральными нормами региональное законодательство. Выработаны и подходы к совершенствованию местного уровня публичной власти. Осуществление политических, экономических, законодательных мер в соответствии с предлагаемой системой приоритетов позволит существенно продвинуться в направлении выстраивания гармоничной, эффективной, соответствующей современным требованиям системы взаимодействия всех уровней публичной власти в Российской Федерации.
В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.
На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.
Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.
Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.
Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан.
Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой – ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу.
Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.
Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы.
Эффективность деятельности местной администрации зависит не только от эффективности работы ее подразделений, принимаемых решений и следования букве закона, но и от организационной структуры. Использование более современных типов организационных структур (матричной, дивизиональной) в муниципальном управлении ограничено или невозможно, поэтому необходимо рассматривать различные варианты совершенствования используемых структур управления.
Серьезной проработки требует вопрос
о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой
демократии. В муниципальных образованиях
необходимо создание структур, позволяющих
населению участвовать в управлении местными
делами. Реформирование требует и структура
управления городом. С появлением нового
административно-
Проведенный анализ становления современной модели организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.
Анализ проблем показывает наличие системного кризиса в организации и осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации. Только целенаправленное объединение усилий всех ветвей власти позволит избежать дальнейшего накопления проблем и обострения общей политической и социально-экономической ситуации, потери у населения доверия к местному самоуправлению как институту народовластия.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1 Российская Федерация. Конституция
(1993). Конституция Российской
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013 г) (с изм. и доп., вступающими с 1.03.2013) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" [Электронный ресурс].
3. Об общих принципах
4. Об общих принципах
5. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента Российской Федерации от 20.04.2008 г. № 607 // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" [Электронный ресурс].
Научная литература
1. Авакъян, С. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона [текст] // Вестник МГУ. – 2009. - № 2. – с. 33.
2. Актуальные проблемы
3. Алексеев, Ю. П. Основы местного самоуправления [текст] – М.: Бек, 2012. – с. 243. – ISBN: 478-3-6018-5324-8.
4. Андреев, С. С. Управление и самоуправление: природа соотношения [текст] // Самоуправление – 2013. – № 1. – с. 136.
5. Аникин, Л. С. Местное самоуправление
и власть в постсоветской
6. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации [текст]: Учебник. – М.: Норма, 2012. – с. 387. – ISBN: 678-5-8041-7394-1.
7. Барциц, И. Н. Эффективное управление – управление по результатам [текст] // Барциц, И. Н. // Национальные проекты. – 2008. – № 6. – с. 92-94.
8. Барциц, И. Н. Критерии эффективности государственного управления и глобальное управленческое пространство [текст] // И. Н. Барциц – Государство и право. – 2009. – № 3. – с. 12-20.
9. Безруков, А. В. Усиление централизации:
совершенствование или
10. Бондарь, Н. С. Гражданин и публичная власть. Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении [текст] – М. – 2012.
11. Васильев, В., Лазарев, В. Коллизии местного самоуправления: взгляд из провинции [текст] // Российская Федерация. – 2009. - № 5. – с. 26.
12. Васильев, В. И. Местное самоуправление
и государственная власть [текст]
// Вестник государственной
13. Васютин, Ю. С. Местное самоуправление в зарубежных странах [текст] М. – 2011. – с. 125.
14. Володин, В. В. Субъект Российской Федерации: проблемы власти управления и правотворчества [текст] – Саратов. – 2012. – с. 230.
15. Выдрин, И. В., Кокотов, А. Н. Муниципальное право России // учебник для вузов [текст]. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2012. – с. 149 – 192.
16. Гильченко, Л. В. Из истории становления местного самоуправления в России [текст] // Государство и право. – 2012. - № 2. – с. 142.
17. Демократия и государство [текст]: Хрестоматия муниципального политика – вып. 2. – 2012. – с. 106.
18. Демьянченко, А. Н., Обушенков, А. Л. Муниципальное управление [текст]: учебное пособие. – М. – 2012. – с. 130 – ISBN: 572-5-1931-9317-7.
19. Егорова, Н. Е. Муниципальная реформа в Российской Федерации и структура органов местного самоуправления [текст] // Журнал российского права. – 2007. – № 12. – с. 76 – 79.
20. Еремин, А. Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации [текст] // Журнал российского права. – 2006. – № 10. – с. 47-50.
21. Карташов, В. Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления [текст] // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 19. – с. 65 – 69.
Информация о работе Системы местного самоуправления в Российской Федерации