Социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.
Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:
Первый критерий – источники финансирования.
В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: фонда социального страхования, федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ…………………………………………………………………...6
2. СУЩНОСТЬ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………...11
2.1. Государственные пенсии.…………………………………11
2.2. Социальные пособия, как вид социального обеспечения (виды, условия предоставления, способы начисления)…………………………………………………………………………….17
2.3. Coциальные услуги, как вид социального обеспечения………………………………………………………………………….24
2.4. Социальные выплаты и льготы и их недостатки..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ…………………………………………………………………...6

2. СУЩНОСТЬ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………...11

     2.1. Государственные  пенсии.…………………………………11

     2.2. Социальные пособия, как вид социального обеспечения (виды, условия предоставления, способы начисления)…………………………………………………………………………….17

     2.3. Coциальные услуги, как вид социального обеспечения………………………………………………………………………….24

     2.4. Социальные  выплаты и льготы и их недостатки..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....….31

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.

Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

Первый критерий – источники финансирования.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: фонда социального страхования, федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Второй критерий – круг лиц, подлежащих обеспечению.                                

С юридической позиции установлено, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан. А лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и т. д.

Третий критерий – условия предоставления обеспечения.

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.)

Четвертый критерий – цель предоставления обеспечения.

Следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Целью написания данной работы  является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует  определение социального обеспечения.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Если в советский период система социального обеспечения была органическим составным элементом перераспределительной системы  в обществе государственного социализма, позволяя государству частично сокращать несоответствие заработной платы и условий труда, смягчать недостатки системы пенсионного обеспечения, улучшать условия жизни уязвимых слоев населения, привлекать население для работы в особо тяжелых климатических условиях, перераспределять прибыль, полученную от использования государственной собственности, среди верхушки работников госаппарата, то теперь,  в условиях перехода к рыночной экономике она должна претерпеть кардинальные изменения. Рассмотрение проблемы реформирования  видов социального обеспечения  также является целью написания данной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить понятие социального обеспечения и выделить конкретные его виды;
  2. Определить их источники, условия предоставления и способы начисления;
  3. Выявить проблемы, существующие в современном социальном  обеспечении и предложить пути их решения.

Методической основой для решения данных задач явилось содержание учебников и проблемных статей ученых – финансистов.

 

1. Социальное обеспечение: понятие, виды, принципы, источники

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как экономическая категория, социальное обеспечение – это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых  граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.).

Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.

Пенсии – это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца.

Основные виды пенсий:

  1. По старости;
  2. По инвалидности;
  3. За выслугу лет;
  4. По случаю потери кормильца.

Некоторым категориям граждан выплачиваются так называемые социальные пенсии.

Основные виды пособий:

  1. По беременности и родам;
  2. При рождении ребенка;
  3. На детей военнослужащих срочной службы;
  4. По безработице;
  5. Ритуальные.

Наряду с этим существуют другие формы обеспечения:

  1. Профессионально - техническое обучение;
  2. Переобучение безработных;
  3. Переобучение и трудоустройство инвалидов;
  4. Бесплатное содержание нетрудоспособных в домах – интернатах для престарелых и инвалидов;
  5. Протезирование и снабжение инвалидов мото- и вело - колясками, автомобилями
  6. Организация многих видов помощи на дому и т. д.

Важной особенностью социального обеспечения являются принципы его построения.

1. Всеобщность – распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (мужья), отец, дед, бабушка и некоторые другие.

2. Общедоступность – условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, право на пенсию по старости у мужчин возникает в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 лет. А для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, а для женщин –20 лет, а занятых на тяжелых работах – еще ниже.

3. Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы и других факторов. Этот принцип находит свое отражение опосредованно через заработную плату.

4. Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома – интернаты для  инвалидов и престарелых и т. д.

5. Демократический характер организации  и управления проявляется в  решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией, в оформлении документов уходящих на пенсию работников.

Социальное обеспечение способствует постоянному обновлению кадров, росту производительности труда. Пенсии по случаю потери кормильца создают детям возможность учиться и приобрести необходимую профессию.

Пенсионное законодательство, создавая преимущества для граждан, работающих в более тяжелых условиях труда, способствует закреплению кадров в ведущих отраслях народного хозяйства.

Осуществлять государству социальную политику позволяют денежные средства, мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды.

Средства государственных целевых внебюджетных фондов, созданных в соответствии с законом, являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. был создан Пенсионный фонд РФ, цель которого – государственное управление пенсионным обеспечением граждан.

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от 1.5 – 6 лет, компенсаций пенсионерам и др. Расходы Пенсионного фонда в 2001г. составили 491123 млн. рублей.

Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд Социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его – финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха.

В соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. создан Государственный фонд занятости населения РФ. За счет средств этого фонда решаются задачи по профессиональной переподготовке населения, трудоустройству и др.

Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьи.

Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов – интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказания им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно – трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения.

Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство труда и социальной защиты населения РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе этого Министерства создан Департамент пенсионного обеспечения, осуществляющий разработку предложений по формированию государственной федеральной политике пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организацию и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовку предложений по его совершенствованию, и другие задачи.

Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьям производится соответствующими ведомствами.

Информация о работе Социальное обеспечение