Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа
Действующая российская Конституция провозглашает высшей ценностью государства и общества человека, его права и свободы (ст.2). Но идеал свободной личности не означает, что поведение человека ничем не ограничивается и что он освобожден от любой ответственности перед другими людьми и обществом, поскольку реализация прав и свобод в общественной жизни сталкивается с индивидуальными и публичными интересами. Поэтому возникает необходимость разграничивать сферу прав одного человека со статусом других обладателей прав и сферой прав и интересов государства и общества в целом. Сложность данной проблемы определяется противопоставлением приоритетов: с одной стороны, люди создают государство для себя, защиты своих прав и свобод; с другой - «государство возникает как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, государство становится как бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственным гарантом безопасности, стабильности и развития»1.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации………..…………………………….……………....7
1.1.Понятие конституционного статуса человека и гражданина……………………………………………………………………….7
1.2.Пределы и ограничения прав и свобод ………….…..………….18
Глава II. Содержание конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………31
2.1.Ограничения общего характера в сфере: личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………31
2.2.Ограничение прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов……………………………..………….47
Заключение……………………………………………………………….58
Библиографический список…………………………………..……….61
Порой в трудах ученых видится, на наш взгляд, концептуально опасное мнение, что политические и социально-экономические права являются второстепенными по отношению к правам личным. Например, довольно уязвимое с точки зрения конституционного права деление основных прав человека проводит С. С. Алексеев. В одной из работ он пишет о существовании двух групп основных прав, между которыми усматривается качественное различие: первая — абсолютные и неприкосновенные права человека и вторая — «социальные права, которые по самой своей природе не могут быть абсолютными»66.
К первой группе он относит права, олицетворяющие достоинство и свободу «каждого от рождения» и противостоящие насилию и тирании — право на жизнь, на личную неприкосновенность, свободу совести, мысли, творчества, ряд других, аналогичных. Ко второй группе, по мнению С. С. Алексеева, относятся «права» иного разряда, тоже весьма важные для людей, но все же другого предназначения — право на социальное обеспечение, жилье, достойную медицинскую помощь и т. д. Это социальные права, которые по самой своей природе не могут быть абсолютными; они неотъемлемы от обязанностей гражданина и зависят от экономического положения страны, деятельности соответствующих государственных органов и выражают в основном цели, идеалы, намерения, к которым реально, а чаще декларативно, стремится общество.67 Как правильно в этом случае отмечает Гасанов, такое разделение прав не корректно хотя бы уже по понятийному ряду: «абсолютный» и «экономический» (социальный) – это несоотносимые по смысловому основанию понятия68. Но главное, утверждение о том, что социальные права «не могут быть абсолютными» противоречит ст. 56 Конституции РФ, в соответствии с которой такое социальное право, как право на жилище (ч. 1 ст. 40), не подлежит ограничению. Следовательно, сами экономические права как основные тоже необходимо подразделять на абсолютные и относительные. Однако, Л. Д. Воеводин, имея в виду основные конституционные права, считает в равной мере ошибочным приписывать конституционным правам граждан свойства как относительных, так и абсолютных прав в принципе69. Конечно, права человека не следует трактовать как набор дозволений и неограниченного волюнтаризма в поведении. Но, как мы это доказали выше, нельзя, не опираясь на закон, произвольно изымать у человека основные права и свободы. Правомерное ограничение прав человека государством имеет цель поставить преграды на пути произвольному обращению с правами других субъектов, а не просто ограничить права человека или, как выразилась генеральный секретарь Международной Амнистии Айрин Канн, «под предлогом восстановления экономики вообще отодвинуть их на задний план».70
В связи с этим хотелось бы отметить высказывание Гаджиева Г.А., что основные экономические права, даже если они не содержат оговорки о возможности ограничений, могут быть ограничены путем принятия федерального закона (ст. 55, ч. 3 Конституции РФ). Но поскольку основные права не содержат указаний о возможных пределах ограничений, а лишь отсылают к закону, возникает вопрос относительно интенсивности такого рода вторжений в сферу экономических прав и свобод
Ведь формально законодатель может ограничить то или иное основное право в любом объеме и в результате — выхолостить его содержание. Предупреждая такую угрозу, Конституционный Суд РФ в ряде своих решений старался выстроить конституционно-правовую защиту, используя принцип пропорциональности и обеспечения баланса публичных и частных интересов. В этих целях суд использует понятие основного содержания субъективного конституционного права, которое означает, что законодательное ограничение сферы экономической свободы не дола быть чрезмерным, тем самым вырабатывая от решения к решению систему критериев о пределах вторжения.71
В качестве примера приведем решения Конституционного Суда РФ в области ограничения экономических прав. Это Определение Конституционного Суда РФ от 4 ноября 2004 г. № 342-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Красноярска о проверке конституционности части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации», где говорится о том, что ограничение прав работодателя допускается в связи с защитой материнства в РФ72.
Экономические права граждан являются одним из основных элементов структуры их правового статуса, что прямо вытекает из Всеобщей декларации прав человека и международных пактов по правам человека. Этому виду прав посвящен Международный пакт 1966 года об экономических, социальных и культурных правах. Основные, комплексные виды экономических прав граждан закреплены в Конституции Российской Федерации. К ним относятся право на не запрещенную законом экономическую деятельность (ст.34) и право собственности (ст.35, 36).Право на экономическую деятельность в сочетании с правом частной собственности составляют ядро правовой основы рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации сегодня. В качестве основных, комплексных прав, эти конституционные права составляют стержень экономико-правового статуса личности, в котором коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан73.
Отдельно
хотелось бы также осветить
проблему ограничения прав в области свободы
массовой информации. Свобода массовой
информации является необходимым условием
жизнедеятельности демократического
общества и государства, одним из основных
элементов системы прав и свобод человека
и гражданина, которые Российское государство
согласно Конституции РФ обязано признавать,
соблюдать и защищать. Средства массовой
информации (далее - СМИ) в демократическом
обществе играют не только техническую
роль распространения всевозможной информации,
но и выполняют (в определенной степени)
социально-значимую роль «контролера»
за соблюдением государством общественных
интересов. Однако без эффективных конституционно
обоснованных правовых ограничений свободы
массовой информации, направленных на
предотвращение злоупотреблений этой
свободой, деятельность СМИ имеет тенденцию
к деструктивному воздействию на личность,
общество и государство, представляя угрозу
для демократического развития страны.
Влияние СМИ на формирование общественного
мнения граждан, общественной нравственности
и на всю систему общественных отношений
является в России настолько сильным,
что в условиях отсутствия эффективного
правового регулирования часто приводит
к нарушениям прав и законных интересов
граждан, интересов общества и государства.
Особенно заметны результаты такого влияния
СМИ во время выборов в органы государственной
власти, когда СМИ могут решающим образом
повлиять на настроения и мнения избирателей,
и, тем самым, на результаты выборов.
Существует реальная угроза формирования
устойчивой тенденции использования СМИ
в целях манипулирования общественным
мнением в частных интересах отдельных
политических и
финансовых групп. Экономическая неэффективность
значительной части СМИ делает их зависимыми
от коммерческих и политических интересов
их владельцев и спонсоров, позволяет
использовать СМИ для сведения счетов
с конкурентами, а иногда - даже превращать
их в средство массовой дезинформации,
средство борьбы с государством74. Недостаточность нормативного
правового регулирования отношений в
области реализации возможностей конституционных
ограничений свободы массовой информации
в интересах защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов граждан, обеспечения
обороноспособности страны и безопасности
государства существенно затрудняют обеспечение
необходимого баланса интересов личности,
общества и государства в информационной
сфере.75 В Доктрине информационной
безопасности Российской Федерации совершенствование
законодательства в части конституционных
ограничений прав и свобод человека и
гражданина, введение запрета на использование
электронных СМИ для распространения
программ, пропагандирующих насилие и
жестокость, антиобщественное поведение,
отнесено к числу основных направлений
обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации в сфере духовной
жизни.
Анализируя ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции, можно сделать вывод, что к основаниям ограничения основных информационных прав и свобод граждан законодатель относит:
- защиту основ
конституционного строя;
- нравственности;
- здоровья;
- прав и законных интересов других лиц;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Авторы учебника «Информационное право» под редакцией Топорнина Б.Н. в качестве оснований ограничения информационных прав граждан на основе анализа конституционных положений выделяет следующие:
«По мнению Уполномоченного, обеспечение необходимости и соразмерности ограничения свободы слова требует выполнения следующих трех условий. Во-первых, эти ограничения должны быть всегда минимальны. Во-вторых, они должны быть одинаковы для всех, а значит, прежде всего, гарантировать права тех, кто отражает взгляды меньшинства или выступает с критикой государства. И, наконец, в-третьих, как необходимость, так и соразмерность ограничения свободы слова должны выдерживать проверку в подлинно независимом суде, готовом и умеющем толковать любые сомнения в пользу носителя конституционного права на свободу слова.»78
Исходя из смысла положений Доклада Уполномоченного по правам человека, можно сделать вывод о том, что такие условия фактически соответствуют и ограничениям других, перечисленных в этом параграфе прав.
2.2.Ограничение основных прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов
Особого внимания заслуживают
те режимы, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Конституция в качестве
специальных режимов деятельности органов
государственной власти называет чрезвычайное
положение и военное положение (ст.ст.
56, 87, и 88). Их конституционно-правовое регулирование
объясняется тем, что введение этих режимов
влечет за собой ограничение отдельных
конституционных прав и свобод граждан
и организаций, а также определенные изменения
системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.79
Основанием ограничения
прав и свобод граждан в период
действия особых правовых режимов является
возникновение угроз
Как отмечает известный специалист в области международного права Карташкин В.А.: «Мир сегодня оказался перед дилеммой: обеспечить безопасность государств и права человека на основе соблюдения Устава ООН и укрепления Организации Объединенных Наций или бороться с терроризмом и другими нарушениями прав человека путем односторонних действий с применением вооруженной силы и дальнейшим ограничением основных прав и свобод человека»80.
Несмотря на принятие
в соответствии со ст.ст. 56, 87 и 88 Конституции
РФ Федеральных конституционных
законов от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30 января
2002 г. № I -ФКЗ «О военном положении»81, в научной литературе отмечается необходимость
разработки научно обоснованной концепции
государственного управления в сфере
обеспечения особых правовых режимов82, одним из основных признаков которых
является ограничение прав и свобод
граждан. Анализируя законодательство
РФ, приходим к выводу, что понятие особого
правового режима на самом деле гораздо
сложнее и многоаспектнее, чем это кажется
на первый взгляд и можно предложить следующие
варианты толкования данного понятия:_
а) объективно вынужденный исключительный
комплекс мер временного характера, принимаемых
государством при возникновении чрезвычайных
ситуаций различного характера в целях
предотвращения внешних и (или) внутренних
угроз национальным интересам;
б) осуществляемый в соответствии с нормами
международного права и на основании конституции
и национального законодательства особый
порядок деятельности органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
органов военного управления, правоохранительных
органов, предприятий, организаций и граждан,
направленный на эффективное предотвращение
угроз национальным интересам, нейтрализацию
и минимизацию их отрицательных последствий;
в) межотраслевой правовой институт, охватывающий
по своему содержанию различные отрасли
права (конституционное, административное,
военное, международное, уголовное и др.)
и характеризующийся, прежде всего, возможностью
законного ограничения отдельных прав
и свобод граждан в период действия особых
правовых режимов;
г) противоречивый по правовой природе
процесс, имеющий своей целью, с одной
стороны, восстановление нормальных условий
жизнедеятельности государства, нарушенных
при возникновении чрезвычайной ситуации,
в ходе предотвращения угрозы национальным
интересам (включая обеспечение полномасштабного
осуществления конституционных прав и
свобод граждан, как одну из важнейших
составляющих национальных интересов),
а с другой - предусматривающий в этой
связи ограничение прав и свобод граждан.
Названные законы определяют временные ограничения, которые применяются во всех случаях независимо от оснований введения чрезвычайного или военного положения, а именно: а) введение особого режима въезда и выезда с территории, на которой действует режим чрезвычайного или военного положения, установление ограничений на свободу передвижения: б) запрещение или ограничение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий: в) запрещение забастовок и иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций; г) ограничение движения транспортных средств и их досмотр.
Они устанавливают меры, которые применяются лишь при введении чрезвычайного положения в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженным мятежом, массовыми беспорядками, террористическими актами, блокированием или захватом особо важных объектов или отдельных местностей, подготовкой и деятельностью незаконных вооруженных формирований, межнациональными, межконфессиональными и региональными конфликтами, сопровождающимися насильственными действиями (при введении военного положения независимо от оснований). К таким мерам, в частности, относятся: а) запрет на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (введение комендантского часа); б) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков; в) временное изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ: г) проверка документов. удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.
Законом "О
чрезвычайном положении" закреплены
меры, которые применяются
Законы "О
чрезвычайном положении" и "О военном
положении" устанавливают меры, которые
применяются при введении чрезвычайного
положения в связи с