Содержание конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Действующая российская Конституция провозглашает высшей ценностью государства и общества человека, его права и свободы (ст.2). Но идеал свободной личности не означает, что поведение человека ничем не ограничивается и что он освобожден от любой ответственности перед другими людьми и обществом, поскольку реализация прав и свобод в общественной жизни сталкивается с индивидуальными и публичными интересами. Поэтому возникает необходимость разграничивать сферу прав одного человека со статусом других обладателей прав и сферой прав и интересов государства и общества в целом. Сложность данной проблемы определяется противопоставлением приоритетов: с одной стороны, люди создают государство для себя, защиты своих прав и свобод; с другой - «государство возникает как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, государство становится как бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственным гарантом безопасности, стабильности и развития»1.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации………..…………………………….……………....7
1.1.Понятие конституционного статуса человека и гражданина……………………………………………………………………….7
1.2.Пределы и ограничения прав и свобод ………….…..………….18
Глава II. Содержание конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………31
2.1.Ограничения общего характера в сфере: личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………31
2.2.Ограничение прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов……………………………..………….47
Заключение……………………………………………………………….58
Библиографический список…………………………………..……….61

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 382.50 Кб (Скачать файл)

К временным  мерам, применяемым в условиях военного положения, относятся следующие  возлагаемые на граждан обязанности  и ограничения (которые не предусмотрены  Законом "О чрезвычайном положении"): а) выполнение требований федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказание содействия таким органам и лицам: б) явка по вызову в перечисленные органы, а также в военные комиссариаты, на территории которых проживают граждане; в) выполнение требований, изложенных в полученных гражданами предписаниях, повестках и распоряжениях данных органов: г) предоставление гражданами в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества (с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества): д) задержание по основаниям, установленным федеральным законом, граждан и транспортных средств на срок до 30 суток; е) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами; создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами; ж) запрещение работы приемопередающих станций индивидуального пользования; з) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией; и) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории страны; к) запрещение или ограничение выбора места пребывания или места жительства.

Отдельные положения  о возможных ограничениях прав и  свобод граждан в условиях чрезвычайного  и военного положения закреплены и в некоторых других федеральных законах, что свидетельствует о наличии у законодателя единого подхода к решению этой проблемы. В частности, ст. 4 Трудового кодекса РФ установлено, что не является принудительным трудом работа, выполняемая в случаях объявления чрезвычайного или военного положения83. А в ст. 51 и 93 Земельного кодекса РФ закреплено, что при чрезвычайном или военном положении допускается временное изъятие у собственника земельного участка с возмещением причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции участка для нужд обороны и безопасности84. Данные положения Трудового и Земельного кодексов согласуются с предусмотренными ст. 13 и 29 Закона "О чрезвычайном положении" и ст.7 и 18 Закона "О военном положении" нормами о возможности привлечения граждан к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ с гарантированной оплатой труда, а также изъятии у них необходимого для нужд обороны имущества (во время режима чрезвычайного положения - использования имущества и ресурсов организаций) с последующей выплатой государством его стоимости (возмещение причиненного ущерба).

Законами "О  чрезвычайном положении" и "О военном  положении" закреплены и разграничены полномочия Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов военного управления, иных структур и должностных лиц по введению и применению мер, связанных с временным ограничением отдельных прав граждан. Кроме того, в ст. 22 Закона "О военном положении" зафиксирована обязанность Президента Российской Федерации в случае введения военного положения во исполнение международно-правовых обязательств РФ принять меры по оповещению Генерального секретаря ООН (а через него государств-участников ООН) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлениях России от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением отдельных прав и свобод граждан.

Подводя итог, отмечаем, что органы, обеспечивающие режим чрезвычайного или военного положения, по основаниям, установленным федеральным законодательством, и в пределах предоставленных им полномочий могут ограничивать отдельные права и свободы граждан. Вместе с тем федеральное законодательство предусматривает возможность такого ограничения только в определенном объеме и в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Более того, принимаемые меры с учетом международно-правовых норм не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д.

По мнению Пчелинцева С.В., исследовавшего вопрос ограничения прав в условиях особых правовых режимов наиболее полно, необходимо ясно осознавать, что особые правовые режимы следует рассматривать не в качестве специального инструмента ограничения прав и свобод граждан, а напротив, как составную часть правового арсенала, призванного обеспечить интересы личности, общества и государства. Ведь результатом отдельных ограничений некоторых прав и свобод, границы которых определены законом, является гарантирование наиболее важных прав и свобод граждан, определяющих смысл и основные цели деятельности демократического правового государства85.

В связи с этим заслуживает поддержки точка зрения профессора Ш.Г. Вишнякова о том, что особые правовые режимы предусматривают ограничения прав и свобод граждан, когда такая мера в определенных случаях является единственным способом предупреждения и нейтрализации негативных последствий реальных и возможных угроз86. Об этом же говорит и X. Б. Шейнин, полагающий, что в силу исключительного характера подобная  мера представляется допустимой только при отсутствии «иной возможности решить возникшую проблему» и при наличии «действительной необходимости в ограничении прав»87. Главной же задачей особых правовых режимов как временной специальной формы государственного управления, вводимой при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства, являются не ограничения прав и свобод, а обеспечение безопасности личности, общества и государства.

  Отсюда следует, что ограничения прав и свобод следует рассматривать как вынужденное, но объективно обусловленное средство обеспечения безопасности личности, общества и государства, применяющееся на основании законa и в соответствии с нормами международного права только в качестве исключительной меры, причем обязательно временного характера (на период действия особых правовых режимов).

В связи с этим возрастает значимость теоретической проработки и осмысления с учетом современных реалий такого основополагающего вопроса, как основания ограничения прав и свобод граждан, которые обычно связаны с основаниями введения особых правовых режимов.

К таким основаниям относятся, как правило, различные чрезвычайные ситуации, имеющие на практике многообразный характер. В научной литературе предлагаются различные классификации чрезвычайных ситуаций. Например, И.Н. Барциц выделяет три группы ситуаций (кризисов) чрезвычайного характера: а) внешнего характера; б) внутриполитического характера; в) техногенного, экологического и природного характера88. Более распространенная точка зрения о разграничении оснований ограничения прав и свобод граждан на две группы исключительных обстоятельств (факторов): а) природно-техногенного характера (стихийные бедствия, аварии, эпидемии и т.п.); б) социально-политического характера (массовые беспорядки, межнациональные столкновения, попытки насильственного изменения конституционного строя и др.)89.

Следует отметить, что еще в советской юридической науке достаточно серьезное внимание уделялось обоснованию необходимости ограничения прав и свобод в особых условиях (реальной угрозы государственной или общественной безопасности, стихийных бедствий, угрозы распространения инфекционных заболеваний, взрывов, крушений и происшествий локального характера, нападения внешнего врага на СССР или его угрозы, военного или осадного положения). Учитывая, что особые условия влияют не только на формы и методы деятельности аппарата управления, но и на права и обязанности граждан как объекта управления, В.И. Новоселовым еще в середине 70-х гг. XX в. высказывались соображения о целесообразности разработки специального нормативного акта, регулирующего возникающие в этой связи отношения90.В последующем именно такой подход имел явно преобладающий характер в отечественной правовой науке, найдя в начале XXI в. закономерное закрепление в Федеральных конституционных законах «О военном положении» и «О чрезвычайном положении». Отсюда следует, что главной причиной ограничения прав и свобод граждан является возникновение какой-либо чрезвычайной ситуации (используются также термины «исключительная ситуация», «экстремальная ситуация» и т.п.) для государства и общества, основными признаками которой являются следующие обстоятельства:

а) возникновение неблагоприятных условий (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъектов, 
направленных на их сдерживание и одновременно — на удовлетворение общественных интересов в охране и защите;

б) негативный характер, предполагающий использование преимущественно принудительных, силовых средств;

в) уменьшение объема возможностей, свободы, а значит, и прав человека, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, мер защиты, наказаний и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъекта до определенного 
«предельного» состояния;

г) направленность на охрану общественных отношений, индивидуальной и коллективной свободы91.

Таким образом, как одной из основных характеристик, так и объективным следствием чрезвычайной (экстремальной) ситуации признается ограничение прав и свобод граждан, направленное в зависимости от конкретных условий на устранение, нейтрализацию либо минимизацию ее последствий.

И, конечно же, все равно существует проблема объема, пределов правомерных ограничений. И. А. Ледях считает, что практика ограничения или отступления от гарантируемых региональными актами прав и свобод в условиях чрезвычайных ситуаций по-разному проявляется в регионах в зависимости от цивилизационных особенностей, конфессиональных устоев, традиций и т. п., которые влияют на трактовку и определение сущности прав человека92.

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели  понятие конституционного статуса  человека и гражданина в Российской Федерации, конституционных ограничений  прав и свобод человека как неотъемлемой составной части конституционного статуса, изучили цели и пределы ограничений прав и свобод человека, а также содержание и способы ограничений.

Рассмотрев материалы по данной проблеме, можно сделать следующие выводы:

- нельзя рассматривать конституционно-правовой статус личности, не включая в него основания ограничений прав и свобод, так как эти ограничения необходимы для качественной защиты правового положения личности;

- необходимо разрабатывать и изучать механизм ограничения, так как в литературе рассматриваются лишь теоретические аспекты, в то время как практические изучены слабо;

- вопрос ограничения конституционных прав, требует постоянного, динамического изучения, т.к. и статус личности в условиях современности постоянно развивается. В условиях проблем современности, в условиях кризисов и чрезвычайных обстоятельств, ограничение прав человека приобретает особую значимость и в скором времени обещает стать одной из самых злободневных проблем общества. Мир изменчив, и время от времени возникают ситуации, когда та или иная страна оказывается перед необходимостью введения определенных ограничений на права и свободы своих граждан. Однако, предлагая новые, ограничивающие законы, власть должна представить обществу весомые аргументы в пользу их принятия. К примеру, такой аргумент, как угроза международного терроризма, ряд правоведов считают с политической и правовой точки зрения явно недостаточным.93

     Остро стоит также проблема баланса свобод и ограничений. Ещё Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному Собранию от 26 мая 2004 года отмечал: «Считаю, что создание в России свободного общества свободных людей - это самая главная наша задача. Но и самая сложная. Главная - потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная - потому что свободой не всегда дорожат. Еще реже умеют ею распорядиться. Созидательную энергию, предприимчивость, чувство меры и волю к победе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать.»94 Отношения между государством и личностью должен регулировать прежде всего закон, который устанавливает разумный баланс между полномочиями властей и правами личности, без неоправданного ущемления интересов обеих сторон.  «Проблема ограничения прав и свобод граждан, при всей ее актуальности, является частным случаем более общей проблемы обеспечения на конкретной ступени развития общества баланса интересов личности и государства. Насколько успешно она решается, зависит от выбора приоритетов в правовой политике.»95

Данная проблема актуальна в России потому, что, по мнению ряда правоведов, люди уверены, что они абсолютно беззащитны перед государственной машиной и, если того потребуют интересы государства, ими пожертвуют без малейших колебаний. Такие настроения способствуют размыванию демократических устоев, деструктивному отношению к государственному аппарату и в результате к нарушению гражданского мира и согласия в стране. Это перспектива, которая никого и никогда не может устроить96.

Разработка, законодательное установление и  толкование целей, принципов, способов ограничений прав и свобод человека относится к наиболее трудным и спорным аспектам юридической системы. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед российским законодателем, является установление должного равновесия между правами человека и интересами демократического общества в соответствии с основополагающей конституционной идеей об обеспечении максимально возможной степени свободы личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I.Правовые акты

1.Российские  нормативные правовые акты и международные договоры

 

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; 2008. 30 декабря.
  2.   Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (в ред. Протокола № 2 от 6 мая 1963 г.; Протокола № 3 от 6 мая 1963 г.; Протокола № 5 от 20 января 1966 г.; Протокола № 8 от 19 марта 1985 г.; Протокола № 11 от 11 мая 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 20. - Ст. 2143; 2001. - № 2. - Ст. 163.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Ведомости ВС СССР. – 1976. - N 17. – Ст. 291.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года // Ведомости ВС СССР. – 1976. - N 17. – Ст. 274.
  6. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.) // Советская юстиция. - 1991г. - №№12-14.
  7. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 5. – Ст. 375.
  8. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. №3-ФКЗ (в ред. федеральных конституционных законов от 30 июня 2003 г. N 2-ФКЗ; 7 марта 2005 г. N 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 23. - Ст. 2277; 2003. - № 27. (часть I) - Ст. 2697; 2005. - N 10. - Ст. 753.
  9. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. федеральных законов от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ; 3 января 2006 г. N 5-ФЗ; 1 декабря 2007 г. N 296-ФЗ; 1 октября 2008 г. N 163-ФЗ; 30 декабря 2008г. N 301-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ. – 2002. - № 22. - Ст. 2031.; 2003. - N 46. - Ст. 4447; 2006. - N 2. - Ст. 170; 2007. - N 49. - Ст. 6057;  2008. - N 40. - Ст. 4498; 2009. - №1 -  Ст.9.
  10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ; 29.06.2004 N 58-ФЗ; 03.10.2004 N 123-ФЗ; 21.12.2004 N 172-ФЗ; 29.12.2004 N 189-ФЗ; 29.12.2004 N 191-ФЗ; 07.03.2005 N 15-ФЗ; 21.07.2005 N 111-ФЗ; 22.07.2005 N 117-ФЗ; 31.12.2005 N 206-ФЗ; 17.04.2006 N 53-ФЗ; 03.06.2006 N 73-ФЗ; 30.06.2006 N 92-ФЗ; 30.06.2006 N 93-ФЗ; 27.07.2006 N 154-ФЗ; 16.10.2006 N 160-ФЗ; 04.12.2006 N 201-ФЗ; 04.12.2006 N 204-ФЗ; 18.12.2006 N 232-ФЗ; 29.12.2006 N 260-ФЗ; 29.12.2006 N 261-ФЗ; 28.02.2007 N 21-ФЗ; 10.05.2007 N 69-ФЗ; 19.06.2007 N 102-ФЗ; 24.07.2007 N 212-ФЗ; 30.10.2007 N 240-ФЗ; 08.11.2007 N 257-ФЗ; 14.03.2009 N 32-ФЗ) // Российская газета. 2001. 30 октября; Собрание законодательства РФ. – 2009.- N 11. - Ст. 1261.
  11. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ; 25.07.2002 N 116-ФЗ; 30.06.2003 N 86-ФЗ; 27.04.2004 N 32-ФЗ; 22.08.2004 N 122-ФЗ; 29.12.2004 N 201-ФЗ; 09.05.2005 N 45-ФЗ; 30.06.2006 N 90-ФЗ; 18.12.2006 N 232-ФЗ; 30.12.2006 N 271-ФЗ; 20.04.2007 N 54-ФЗ; 21.07.2007 N 194-ФЗ; 01.10.2007 N 224-ФЗ; 18.10.2007 N 230-ФЗ; 01.12.2007 N 309-ФЗ; 28.02.2008 N 13-ФЗ; 22.07.2008 N 157-ФЗ; 23.07.2008 N 160-ФЗ; 25.12.2008 N 280-ФЗ; 25.12.2008 N 281-ФЗ; 30.12.2008 N 309-ФЗ; 30.12.2008 N 313-ФЗ; 07.05.2009 N 80-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря; Собрание законодательства РФ. – 2009. - N 19. - Ст. 2270.
  12. Об оперативно - розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. федеральных законов от 18 июля 1997 г. N 101-ФЗ; 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ; 5 января 1999 г. N 6-ФЗ; 30 декабря 1999 г. N 225-ФЗ; 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ; 10 января 2003 г. N 15-ФЗ; 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ; 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ; 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; 2 декабря 2005 г. N 150-ФЗ; 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ; 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ; 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ; 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ; 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ. – 1995. - № 33.- Ст. 3349; 1997. - N 29. - Ст. 3502; 1998. - N 30. - Ст. 3613; 1999. - N 2. - Ст. 233; 2000. - N 1. (часть I) - Ст. 8; 2001. - N 13.- Ст. 1140; 2003. - N 2. - Ст. 167; 2004. - N 27. - Ст. 2711; 2004. - N 35. - Ст. 3607; 2005. - N 49.- Ст. 5128; 2007. - N 31. - Ст. 4008 (с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 19); 2007. - N 31.- Ст. 4011; 2008. - N 18. - Ст. 1941; 2008. - N 52. (часть I) - Ст. 6235; 2008. - N 52. (часть I) - ст. 6248.
  13. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября.
  14. Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства): Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 8 июля 2000 года // Российская газета. 2000. 11 июля.
  15. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 мая 2004 года // Российская Газета. 2004. 27 мая.
  16. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год// Российская Газета. 2009.17 апреля.

Информация о работе Содержание конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации