Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в системном анализе вопросов, касающихся соотношения государства и права.
Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность государства;
- изучить понятие и основные признаки права;
- проанализировать соотношение государства и права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА…………………
5
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА……………
12
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА……………..
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….

Файлы: 1 файл

1 КУРС соотношение государства и права.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Следует согласиться со справедливым замечанием исследователя А.В.Малько о том, «что в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуют его во всей полноте. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной. Все дело в том, какое государство рассматривается и в каких исторических условиях» [12, с. 256].

В настоящей главе автором были рассмотрены понятие и сущность государства. Государство — это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющая на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.

Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие. Социальная сущность всего того, что порождено человечеством, заключается в их роли, назначении в обществе. Отсюда становится понятным, что сущностью государства является его роль, назначение в том или ином обществе.

По суждению Лазарева В.В., любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции [6, с. 181]. Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме.


ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА

 

Право является одним из самых сложных общественных явлений. При этом оно вызывает к себе необычайно широкий интерес, поскольку так или иначе затрагивает интересы каждого человека, различных социальных групп населения. Именно поэтому оно является предметом изучения многих общественных наук, прежде всего философии, общей теории государства и права и рассматривается ими как важнейшая научная категория. Но, будучи наполненным реальным, конкретным содержанием, право выполняет инструментальную, регулятивную роль в государственно-организованном обществе и в силу этого является также предметом изучения отраслевых юридических наук.

Поиск научного правопонимания ведется тысячелетия, со времен перехода человечества к цивилизации, к регулированию общественных отношений политическими, государственными средствами. И поскольку общество, складывающиеся в нем условия жизни людей постоянно развиваются, то изменяются и представления людей о праве. Для того чтобы познать сущность права, его социальную природу, его универсальное назначение, лучшие умы человечества затрачивают огромные интеллектуальные усилия. Тем не менее, каждый исторический этап развития общества, а, следовательно, и соответствующий этап познания права приводят к состоянию, когда возникает необходимости оценивать новые стороны правовой действительности, формулировать новые определения понятия права [2, с. 142].

Юриспруденции известны десятки, сотни правовых теорий, по-разному раскрывающих природу права. Существует несчетное количество дефиниций права, среди которых нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми, кто его изучает. И это обусловлено не только тем, что развитие общества позволяет обнаруживать все новые черты, признаки права. Необходимо учитывать также социальные и гносеологические факторы, предопределяющие чрезвычайное разнообразие в понимании права и его определениях.

Социальные факторы, обусловливающие многообразие правовых концепций, заключаются в неоднородности общественного правосознания. Ведь по мере развития общества постоянно формируются, видоизменяются и исчезают разнообразные социальные группы, классы - нередко с противоположными интересами, а, следовательно, и с различными представлениями о сущности и назначении права, о правомерном и противоправном поведении. В неразрывной связи с такими представлениями складываются профессиональное и научное правосознание, на основе которых и формируются различные правовые концепции.

Гносеологические предпосылки многообразия правовых концепций коренятся в субъективном восприятии людьми правовых явлений. В процессе познания права, как и других явлений природы и общества, всегда существует возможность увлечься какой-то одной или некоторыми сторонами явления, придать ей главенствующее, определяющее значение в ущерб другим, подчас более существенным. Отсюда и разные определения права, многие из которых носят весьма субъективный характер [3, с. 143].

Можно согласиться с мнением, что все определения права в какой-то мере полезны с познавательной точки зрения, поскольку они отражают хотя бы какую-то его сторону, даже неоправданно превознося ее и пренебрегая другими. Для науки полезны и ошибочные утверждения, отвергая которые можно увереннее приближаться к истине. Но дело может принять крайне нежелательный, даже вредный как с научной, так и с практической точек зрения оборот, если приверженцы одностороннего определения станут претендовать на придание ему значения единственно правильного, всеобщего; если возобладает мнение, что можно и нужно создать такое определение права, которое совместит в себе самые различные, фактически противоположные, несовместимые его оценки; если, наконец, каждое из существенно отличающихся друг от друга определений права будет признаваться в качестве достоверного, научного и приемлемого с практической точки зрения [3, с. 144].

Можно и, видимо, полезно спорить о том, что такое право, по-разному осмысливать его происхождение и перспективы развития, принципиально расходиться во взглядах на его сущность, содержание, формы и социальное назначение, но если рассматривать эти вопросы с практической точки зрения, то необходимо выходить на единую позицию, руководствуясь общими критериями. Если исходить из того общепризнанного положения, что право является регулятором общественных отношений, что оно призвано соизмерять поведение граждан, государственных органов, организаций, должностных лиц, обеспечивать принятие правильных и справедливых решений, служить основой прочного правопорядка в обществе, то должно быть достигнуто единство мнений прежде всего в том, к каким источникам следует обращаться для принятия  единственно правильного решения по делу.

В современных исторических условиях становится все более очевидным, что право перестанет выполнять свою регулятивную и стабилизирующую роль, т.е. утратит свою значимость, социальную ценность, если будет пониматься всеми, особенно в государственных структурах, по-разному. И новый импульс поиску того, что представляет собой на самом деле право или чем оно должно быть, дает закрепленная в Конституции страны ориентация на построение правового государства. Концепция правового государства, получив официальное признание, определенно ориентирует на установление соответствия между правом и законом, на строгое соподчинение нормативно-правовых актов различной юридической силы, на недопустимость решения вопросов государственной и общественной жизни, юридических споров вопреки принятым в установленном порядке и соответствующим Конституции правовым нормам [6, с. 146].

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, на отдых и т.д.).

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

Доктринальное (научное) понимание права требует синтетического (интегративного) определения. По мнению Лазарева В.В., право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом [6, с. 19].

Как отмечает А.Ф. Вишневский признаками, определяющими сущность, содержание и форму права, его социальное назначение, реальные гарантии его регулятивного воздействия на общественные отношения являются:

1)                 Право – это, прежде всего, совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством. Из общего количества существующих в обществе социальных норм только правовые нормы исходят от государства;

2)                 Право – не простая совокупность издаваемых или санкционируемых государством правил поведения, а систематизированная их совокупность. Это не случайный набор не связанных между собой правовых норм, а построенная на основе научных принципов, строго выверенная и упорядоченная система;

3)                 Право выражает государственную волю. Каждый отдельный нормативный акт выражает волю издавшего его государственного органа;

4)                 Право – это система правил поведения, имеющих общеобязательный характер, т.е. подлежащих выполнению всеми субъектами права, обладающими определенными правовыми признаками. Правовым предписаниям должны следовать все лица, на которых они распространяются, независимо от того, желают они этого или нет;

5)                 Право, составляющие его правовые нормы всегда выступают в определенной, официально выраженной письменной форме. Такая официальная письменная форма придает правовым нормам необходимую формальную определенность и подтверждает их определенную юридическую силу, т.е. их место и значимость в иерархии нормативно-правовых актов;

6)                 Право, его должная реализация обеспечиваются государством. Для этого существуют предусмотренные законодательством средства государственного воздействия: поощрения, охраны, предупреждения, ответственности. Средства государственного воздействия применяются только уполномоченными на то государственными органами;

7)                 Право как системная совокупность правовых норм характеризуются динамизмом, изменчивостью, которые обусловлены непрестанным развитием регулируемых правом общественных отношений [3, с. 167].

Таким образом, право – это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых или санкционируемых компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества – большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством [3, с. 168].

Одним из главных признаков права является установление норм права государством. Правовые нормы устанавливаются либо компетентными государственными органами непосредственно, либо путем передачи ими своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным организациям или их органам, либо путем санкционирования иных социальных норм (обычаев). В этой связи неизбежно возникают вопросы о соотношении государства как политической организации и права как совокупности правовых норм, издаваемых или санкционируемых государством: являются ли правовые нормы лишь средством в руках государства, полностью от него зависящим, или же они выступают по отношению к государству как самостоятельное образование, оказывающее на него обратное влияние. Ниже будет рассмотрен вопрос о соотношении государства и права.


ГЛАВА 3 СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Фундаментальная проблема соотношения права и государства в юридической науке относится к числу наиболее дискуссионных и в то же время по существу не разработана. А между тем вопрос о том, в каких взаимоотношениях находятся государство и право, имеет ли, государство верховенствующее значение по отношению к праву или же, напротив, подчинено ему, имеет не только теоретическое, но важное практическое значение. Среде философов, юристов, историков и политологов взгляды на эту проблему существенно и полярно расходятся. Наиболее распространенным взглядом на эту проблему является особый этатистский подход, исходящий из приоритета государства над правом.

Абсолютизация роли государства в общественной жизни краеугольный камень теории этатизма. Основой этатизма явилась практика государств, сформировавшихся на основе психологии патернализма. Согласно взглядам сторонников философии этатизма (идеи этатизма, первоначально обоснованные X. Вольфом, получили затем развитие в работах Фихте), государство для блага индивидов вправе вмешиваться во все сферы жизни, в том числе и в частную. Государство является организатором всей экономики - от управления производством до распределения людей по сферам приложения труда, оно должно бороться с праздностью и расточительством, следить за тем, чтобы молодые люди рано вступали в брак и имели много детей; государство строит церкви, управляет системой образования и др. Словом, государство активно (если не сказать тотально) вторгается во все сферы жизнедеятельности общества [6, с. 43].

Согласно рассматриваемой теории, государство предшествует праву, порождает его. Право, с этой точки зрения, есть совокупность норм (велений, установлений, приказов государства), посредством которых государственная власть осуществляет руководство обществом. Основанием права выступает государственная власть, которая в свою очередь основывается на силе.

Очевидно, что современное общество не может обойтись без государства. Существует объективная потребность в защите государством социальных прав граждан, в его покровительстве культуре, образованию. В то же время есть объективные пределы такого вмешательства. Это обстоятельство как раз не учитывается теорией и практикой этатизма, в соответствии с которым право рассматривается как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие.

Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном от государства положении. Оно есть инструмент, средство (принуждения) для достижения государственных целей. Основанием данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства.

Информация о работе Соотношение государства и права