Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:50, аттестационная работа
Основной целью аналитического исследования является анализ состояния системы развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации в 2010 году посредством изучения мнения руководителей и специалистов органов по работе с молодежью исполнительных органов власти субъектов федерации, общественных организаций, работающих с молодежью по основным проблемам кадрового потенциала молодежной политики.
Задачи исследования:
Выявление основных тенденций развития системы кадрового потенциала и системы органов по реализации молодежной политики в Российской Федерации в 2010 году, сравнительно-сопоставительный анализ данных за 2009-2010 гг.
Оценка путей развития и перспектив системы кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации на основе результатов лонгитюдного исследования (2009 -2010гг.).
СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
В 2010 ГОДУ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по результатам социологического исследования
Москва, 2010 г.
Оглавление
Основной целью аналитического исследования является анализ состояния системы развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации в 2010 году посредством изучения мнения руководителей и специалистов органов по работе с молодежью исполнительных органов власти субъектов федерации, общественных организаций, работающих с молодежью по основным проблемам кадрового потенциала молодежной политики.
Задачи исследования:
Первая волна лонгитюдного исследования была проведена согласно условиям государственного контракта № 14-13-ОК-ГМП/09 в октябре-ноябре 2009 года «Всероссийским центром изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) по заказу Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
Вторая волна данного исследования проведена в июле-ноябре 2010 года Московским государственным гуманитарным университетом им. М.А. Шолохова и Федеральным координационным центром развития кадрового потенциала молодежной политики РФ.
Целевая аудитория: эксперты в лице руководителей и специалистов комитетов по делам молодежи администраций субъектов федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, высших учебных заведений.
Метод сбора информации: очное, заочное и дистанционное анкетирование экспертов по телефону.
Эмпирический материал и инструментарий исследования: при изучении состояния системы развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации были проведены обработка, количественный и качественный анализ следующего эмпирического материала:
Использованный
эмпирический материал не является исчерпывающим,
однако достаточен для проведения полноценного
анализа и получения
География исследования: Все субъекты Российской Федерации
Выборка исследования: 183 человека (полный список экспертов указан в Приложении №2 к отчету). 141 эксперт является руководителем либо специалистом органа государственной власти, 10 экспертов – муниципальные служащие, ответственные за молодежную политику, 32 эксперта представляют общественные организации по работе с молодежью и учебные заведения.
Методы анализа данных: анализ частотных распределений (одномерных и многомерных) на базе программного обеспечения SPSS. Полученные данные представлены в отчете в абсолютных и относительных значениях.
Начальной точкой
для анализа состояния и
В ходе проведения интервью экспертов просили указать название исполнительного органа власти по делам молодежи в субъекте федерации, который он представлял.
В Таб.1 указаны соответствующие региональные органы власти, чья компетенция связана с молодежной политикой и работой с молодежью.
Таблица 1.
Государственные органы исполнительной власти по делам молодежи в субъектах РФ
РЕГИОН |
НАЗВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ |
Республика Адыгея |
Комитет по делам молодежи республики Адыгея |
Республика Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики республики Алтай |
Республика Башкортостан |
Министерство молодежной политики, спорта и туризма Республики Башкортостан |
Республика Бурятия |
Комитет по молодежной политике Министерства образования Республики Бурятия |
Республика Дагестан |
Министерство по делам молодежи республики Дагестан |
Республика Ингушетия |
Комитет по делам молодежи Республики Ингушетия |
Кабардино-Балкарская Республика |
Министерство по информации и коммуникации, работе с общественными организациями и делам молодежи |
Республика Калмыкия |
Министерство спорта, туризма и молодежной политики республики Калмыкия |
Карачаево-Черкесская Республика |
Государственный Комитет Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике |
Республика Карелия |
Комитет по делам молодежи |
Республика Коми |
Отдел молодежной политики Министерства образования Республики Коми |
Республика Марий Эл |
Управление по молодежной политике Министерства образования Республики Марий-Эл |
Республика Мордовия |
Государственный комитет по делам молодежи Республики Мордовия |
Республика Саха (Якутия) |
Министерство по молодежной политике Республики Саха Якутия |
Республика Северная Осетия - Алания |
Министерство РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта |
Республика Татарстан (Татарстан) |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан |
Республика Тыва |
Управление по государственной молодежной политике Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва |
Удмуртская Республика |
Министерство по делам молодежи Удмуртской республики |
Республика Хакасия |
Министерство образования и науки республики Хакасия |
Чеченская Республика |
Комитет по делам молодежи правительства Чеченской республики |
Чувашская Республика - Чувашия |
Управление молодежной политики Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики |
Алтайский край |
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Забайкальский край |
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края |
Камчатский край |
Агентство по молодежной политике Камчатского края |
Краснодарский край |
Департамент молодежной политики Краснодарского края |
Красноярский край |
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края |
Пермский край |
Детская и молодежная социальная организация Пермского края |
Приморский край |
Департамент образования и науки Приморского края |
Ставропольский край |
Комитет Ставропольского края по делам молодежи |
Хабаровский край |
Комитет по молодежной политике Министерства молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края |
Амурская область |
Управление внутренней политики при губернаторе и правительстве области |
Архангельская область |
Комитет по молодежной политике Архангельской области |
Астраханская область |
Агентство по делам молодежи Астраханской области |
Белгородская область |
Управление по делам молодежи Белгородской области |
Брянская область |
Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области |
Владимирская область |
Комитет по молодежной политике администрации Владимирской области |
Волгоградская область |
Комитет по делам молодежи Волгоградской области |
Вологодская область |
Комитет по делам молодежи Вологодской обл. |
Воронежская область |
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области |
Ивановская область |
Департамент внутренней политики Ивановской обл. |
Иркутская область |
Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике по Иркутской области |
Калининградская область |
Министерство образования Калининградской области |
Калужская область |
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области |
Кемеровская область |
Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области |
Кировская область |
Управление по делам молодежи Кировской обл. |
Костромская область |
Комитет по делам молодежи Костромской области |
Курганская область |
Главное управление образования Курганской области |
Курская область |
Комитет по делам молодежи и туризма Курской обл. |
Ленинградская область |
Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области |
Липецкая область |
Администрация Липецкой области по делам молодежи |
Магаданская область |
Управление по делам молодежи Администрация Магаданской области |
Московская область |
Департамент семейной и молодежной политики Московской области |
Нижегородская область |
Министерство
образования Нижегородской |
Новгородская область |
Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской обл. |
Новосибирская область |
Управление по делам молодежи Новосибирской области |
Омская область |
Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области |
Оренбургская область |
Управление молодежной политики министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области |
Орловская область |
Управление образования и молодежной политики Орловской области |
Пензенская область |
Министерство образования Пензенской области |
Псковская область |
Государственный комитет Псковской области по молодежной политике и спорту |
Ростовская область |
Комитет по молодежной политике администрации Ростовской обл. |
Рязанская область |
Комитет по делам молодежи Рязанской области |
Самарская область |
Агентство по реализации молодежной политики Министерства спорта, туризма и молодежной политики Самарской области |
Саратовская область |
Управление по социальной политике Министерства |
Сахалинская область |
Управление молодежной политики Сахалинской области |
Свердловская область |
Департамент по делам молодежи |
Смоленская область |
Главное управление по делам молодежи Смоленской области |
Тамбовская область |
Управление
по связям с общественностью |
Тверская область |
Комитет по делам молодежи Тверской области |
Томская область |
Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области |
Тульская область |
Департамент Тульской области по молодежной политике в ранге Министерства |
Тюменская область |
Департамент по спорту , молодежной политики и профилактики наркомании |
Ульяновская область |
Департамент по молодежной политике Министерства образования Ульяновской области |
Челябинская область |
Главной управление молодежной политики Челябинской области |
Ярославская область |
Департамент по делам молодежи Ярославской обл. |
Г. Москва |
|
Г. Санкт-Петербург |
Комитет по молодежной
политике и взаимодействию с общественными
организациями Санкт- |
Еврейская автономная область |
Управление по вопросам демографии, политики Еврейской автономной области |
Ненецкий автономный округ |
Управление образования и молодежной политики Ненецкого автономного округа |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
Комитет по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа |
Чукотский автономный округ |
Управление по молодежной политике, воспитательной работе и профессиональному образованию Департамента образования и молодежной политики ЧАО |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Департамент по молодежной политике Ямало-Ненцкого АО |
Экспертам было поручено указать статус данного органа исполнительной власти (Рис. 1). Как и в 2009 году, чаще других называлась такая форма организации как Комитет (22 ответа). Но за указанный период выросло число органов исполнительной власти, определяемых как региональное Министерство (21 против 18 в 2009 году). Заметно реже региональные органы работы с молодежью стали называться Управлениями (20 ответов), выросло число Департаментов (с 11 до 15).
Наименьшее распространение получили Отделы по молодежной политике и работе с молодежью, хотя их число и выросло (с 2 до 7). Другие формы организации (агентства) – в 3-х регионах.
Рисунок 1.
Статус органов исполнительной власти по делам молодежи в субъектах РФ, в абсолютных значениях
В течение 2010 года произошли определенные перемещения органов по работе с молодежью в иерархии вертикали исполнительной власти. Эти органы стали чаще подчиняться непосредственно губернаторам и президентам республик (число таких учреждений выросло с 34 в 2009 г. до 41 в 2010 г.).
В 40 субъектах федерации (в 2009 г. – в 43) органы исполнительной власти по делам молодежи подотчетны заместителю руководителя или министру регионального правительства. Еще в 34 регионах – руководителю исполнительной власти региона.
Лишь в двух регионах данный орган встроен в структуру другого органа исполнительной власти и подотчетен руководителю уровня заместителя министра регионального правительства или ниже.
Рисунок 2.
Подотчетность органов исполнительной власти по делам молодежи в субъектах РФ, в абсолютных значениях
Общая оценка кадрового потенциала молодежной политики в РФ складывается из совокупности следующих показателей:
- количественный состав кадров организаций, занимающихся реализацией молодежной политики (ОРМП)
- профессиональная подготовка кадров ОРМП
- перспективы роста кадрового потенциала ОРМП
Анализ показателей
Количественный состав органов власти по работе с молодежью в течение 2010 года оставался небольшим. В 33 регионах из 83 число сотрудников не превышает 10 человек. Еще в 20 регионах их число колеблется от 11 до 20 человек. За год выросло число органов с количеством сотрудников от 20 до 30 человек (с 7 до 10), и от 41 до 50 человек (с 2 до 5).
Наибольшая численность
сотрудников органов
Рисунок 3.
Общая численность сотрудников органов исполнительной власти по делам молодежи в субъектах РФ, в абсолютных значениях
Численность сотрудников
рассматриваемой категории
Численность сотрудников министерств может быть разной - в 9 из них работают менее 30 чел., в 10-ти – более 31 человека.
Региональные комитеты по делам молодежи чаще всего по своей численности чаще всего уступают министерствам – в большинстве из них число сотрудников не превышает 20 человек (в 16 регионах). Численность сотрудников в региональных Управлениях по делам молодежи, как правило, не превышает 20 человек.
Таблица 2.
Общая численность сотрудников органов исполнительной власти по делам молодежи в субъектах РФ в зависимости от статуса, в абсолютных значениях
Министерство |
Комитет |
Управление |
Департамент |
Отдел |
Другое | |
10 человек и менее |
3 |
8 |
9 |
4 |
7 |
2 |
11 – 20 человек |
3 |
8 |
6 |
2 |
0 |
1 |
21 – 30 человек |
3 |
4 |
0 |
3 |
0 |
0 |
31 – 40 человек |
4 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
41 – 50 человек |
4 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
более 51 человека |
2 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Всего |
21 |
22 |
15 |
15 |
7 |
3 |