Состояние системы развития кадрового потенциала молодежной политики РФ в 2010 году

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:50, аттестационная работа

Описание работы

Основной целью аналитического исследования является анализ состояния системы развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации в 2010 году посредством изучения мнения руководителей и специалистов органов по работе с молодежью исполнительных органов власти субъектов федерации, общественных организаций, работающих с молодежью по основным проблемам кадрового потенциала молодежной политики.
Задачи исследования:
Выявление основных тенденций развития системы кадрового потенциала и системы органов по реализации молодежной политики в Российской Федерации в 2010 году, сравнительно-сопоставительный анализ данных за 2009-2010 гг.
Оценка путей развития и перспектив системы кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации на основе результатов лонгитюдного исследования (2009 -2010гг.).

Файлы: 1 файл

issledovanie.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

В 2010 ГОДУ

 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам  социологического исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2010 г.

 

Оглавление

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Основной целью аналитического исследования является анализ состояния системы развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации в 2010 году посредством изучения мнения руководителей и специалистов органов по работе с молодежью исполнительных органов власти субъектов федерации, общественных организаций, работающих с молодежью по основным проблемам кадрового потенциала молодежной  политики.

Задачи  исследования:

    1. Выявление основных тенденций развития системы кадрового потенциала и системы органов по реализации молодежной политики в Российской Федерации в 2010 году, сравнительно-сопоставительный анализ данных за 2009-2010 гг.
    2. Оценка путей развития и перспектив системы кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации на основе результатов лонгитюдного исследования (2009 -2010гг.).
    3. Оценка системы переподготовки и повышения квалификации работников в сфере молодежной политики в 2010году.
    4. Разработка кратких рекомендаций по совершенствованию и развитию системы кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации.

 

Первая волна лонгитюдного исследования была проведена согласно условиям государственного контракта № 14-13-ОК-ГМП/09 в октябре-ноябре 2009 года «Всероссийским центром изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) по заказу Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

 

Вторая волна  данного исследования проведена  в июле-ноябре 2010 года Московским государственным гуманитарным университетом им. М.А. Шолохова и Федеральным координационным центром развития кадрового потенциала молодежной политики РФ.

 

Целевая аудитория: эксперты в лице руководителей и специалистов комитетов по делам молодежи администраций субъектов федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, высших учебных заведений.

Метод сбора информации: очное, заочное и дистанционное анкетирование экспертов по телефону.

Эмпирический  материал и инструментарий исследования: при изучении состояния системы развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации были проведены обработка, количественный и качественный анализ следующего эмпирического материала:

  1. Статистическая информация о состоянии организаций по реализации молодежной политики в субъектах Российской Федерации, предоставленная официальными государственными органами по реализации молодежной политики субъектов Российской Федерации.
  2. Формализованная анкета-опросник, состоящая из 22 вопросов; разосланная во все субъекты Российской Федерации руководителям государственных и муниципальных органов по реализации молодежной политики и молодежных организаций. Адресной аудиторией опроса стали:
  • руководители и специалисты органов по делам молодежи субъектов РФ, курирующие вопросы кадровой политики;
  • специалисты по работе с молодежью;
  • представители молодежных общественных организаций;
  • представители научного и экспертного сообщества.
  1. Дистанционное анкетирование экспертов в лице руководителей комитетов по делам молодежи администраций субъектов Российской федерации с помощью формализованной анкеты.
  1. Анкетирование участников Курсов повышения квалификации специалистов в сфере государственной молодежной политики и представителей детских и молодежных общественных организаций (по четырем образовательным программам: «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде»; «Волонтерство – традиции и инновации»; «Технология работы с талантливой молодежью»; «Современные технологии историко-патриотического просвещения»), прошедших 24-28 мая 2010 года в городе Москва.
  2. Анкетирование руководителей делегаций участников Всероссийского молодёжного инновационного Форума «Селигер 2010» (представители государственных органов по делам молодежи субъектов РФ).

Использованный  эмпирический материал не является исчерпывающим, однако достаточен для проведения полноценного анализа и получения объективных  выводов о состоянии системы  развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации.

География исследования: Все субъекты Российской Федерации

Выборка исследования: 183 человека (полный список экспертов указан в Приложении №2 к отчету). 141 эксперт является руководителем либо специалистом органа государственной власти, 10 экспертов – муниципальные служащие, ответственные за молодежную политику, 32 эксперта представляют общественные организации по работе с молодежью и учебные заведения.

Методы  анализа данных: анализ частотных распределений (одномерных и многомерных) на базе программного обеспечения SPSS. Полученные данные представлены в отчете в абсолютных и относительных значениях.

1. Региональные  органы исполнительной власти  по делам молодежи: статус, численность  и кадровый состав

 

Начальной точкой для анализа состояния и развития системы кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации  стала оценка статуса и положения  регионального государственного органа по реализации молодежной политики в 2010 году и сравнительная оценка полученных данных с результатами аналогичного исследования в 2009 году.

 

В ходе проведения интервью экспертов просили указать  название исполнительного органа власти по делам молодежи в субъекте федерации, который он представлял.

В Таб.1 указаны соответствующие региональные органы власти, чья компетенция связана с молодежной политикой и работой с молодежью.

 

Таблица 1.

Государственные органы исполнительной власти по делам молодежи в субъектах  РФ

 

РЕГИОН

НАЗВАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

Республика  Адыгея

Комитет по делам  молодежи республики Адыгея

Республика  Алтай

Министерство  образования, науки и молодежной политики республики Алтай

Республика  Башкортостан

Министерство  молодежной политики, спорта и туризма Республики Башкортостан

Республика  Бурятия

Комитет по молодежной политике Министерства образования  Республики Бурятия

Республика  Дагестан

Министерство  по делам молодежи республики Дагестан

Республика  Ингушетия

Комитет по делам молодежи Республики Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Министерство  по информации и коммуникации, работе с общественными организациями  и делам молодежи

Республика  Калмыкия

Министерство  спорта, туризма и молодежной политики республики Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Государственный Комитет Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту, туризму  и молодежной политике

Республика  Карелия

Комитет по делам  молодежи

Республика  Коми

Отдел молодежной политики Министерства образования Республики Коми

Республика  Марий Эл

Управление  по молодежной политике Министерства образования Республики Марий-Эл

Республика  Мордовия

Государственный комитет по делам молодежи Республики Мордовия

Республика  Саха (Якутия)

Министерство  по молодежной политике Республики Саха Якутия

Республика  Северная Осетия - Алания

Министерство  РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта

Республика  Татарстан (Татарстан)

Министерство  по делам молодежи, спорту и туризму  Республики Татарстан

Республика  Тыва

Управление  по государственной молодежной политике Министерства образования, науки и  молодежной политики Республики Тыва

Удмуртская  Республика

Министерство  по делам молодежи Удмуртской республики

Республика  Хакасия

Министерство  образования и науки республики Хакасия

Чеченская Республика

Комитет по делам  молодежи правительства Чеченской  республики

Чувашская Республика - Чувашия

Управление  молодежной политики Министерства образования  и молодежной политики Чувашской  республики

Алтайский край

Управление  Алтайского края по  образованию  и делам молодежи

Забайкальский край

Министерство  образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Камчатский  край

Агентство по молодежной политике Камчатского края

Краснодарский край

Департамент молодежной политики Краснодарского края

Красноярский  край

Министерство  спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края

Пермский  край

Детская и молодежная социальная  организация Пермского  края

Приморский  край

Департамент образования  и науки Приморского края

Ставропольский  край

Комитет Ставропольского  края по делам молодежи

Хабаровский край

Комитет по молодежной политике Министерства молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края

Амурская  область

Управление  внутренней политики при губернаторе и правительстве области

Архангельская область

Комитет по молодежной политике Архангельской области

Астраханская  область

Агентство по делам  молодежи Астраханской области

Белгородская  область

Управление  по делам молодежи Белгородской области

Брянская область

Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области

Владимирская  область

Комитет по молодежной политике администрации Владимирской области

Волгоградская область

Комитет по делам  молодежи Волгоградской области

Вологодская область

Комитет по делам  молодежи Вологодской обл.

Воронежская область

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской  области

Ивановская  область

Департамент внутренней политики Ивановской обл.

Иркутская область

Министерство  по физической культуре, спорту и молодежной политике по Иркутской области

Калининградская область

Министерство  образования  Калининградской области

Калужская область

Министерство  спорта, туризма и молодежной политики Калужской области

Кемеровская область

Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области

Кировская область

Управление  по делам молодежи Кировской обл.

Костромская область

Комитет по делам  молодежи Костромской области

Курганская  область

Главное управление образования Курганской области

Курская область

Комитет по делам  молодежи и туризма Курской обл.

Ленинградская область

Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области

Липецкая  область

Администрация Липецкой области по делам молодежи

Магаданская область

Управление  по делам молодежи Администрация  Магаданской области

Московская  область

Департамент семейной и молодежной политики Московской области

Нижегородская область

Министерство  образования Нижегородской области

Новгородская  область

Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской обл.

Новосибирская область

Управление  по делам молодежи Новосибирской  области

Омская  область

Министерство  по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области

Оренбургская  область

Управление молодежной политики министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области

Орловская область

Управление  образования и молодежной политики Орловской области

Пензенская  область

Министерство  образования Пензенской области

Псковская область

Государственный комитет Псковской области по молодежной политике и спорту

Ростовская  область

Комитет по молодежной политике администрации Ростовской обл.

Рязанская область

Комитет по делам  молодежи Рязанской области

Самарская область

Агентство по реализации молодежной политики Министерства спорта, туризма и молодежной политики Самарской области

Саратовская область

Управление  по социальной политике Министерства

Сахалинская область

Управление  молодежной политики Сахалинской области

Свердловская область

Департамент по делам молодежи

Смоленская  область

Главное управление по делам молодежи Смоленской области

Тамбовская  область

Управление  по связям с общественностью администрации  Тамбовской области

Тверская  область

Комитет по делам  молодежи Тверской области

Томская область

Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области

Тульская  область

Департамент Тульской области по молодежной политике в  ранге Министерства

Тюменская область

Департамент  по спорту , молодежной политики и профилактики наркомании

Ульяновская область

Департамент по молодежной политике Министерства образования  Ульяновской области

Челябинская область

Главной управление молодежной политики Челябинской области

Ярославская область

Департамент по делам молодежи Ярославской обл.

Г. Москва

 

Г. Санкт-Петербург

Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными  организациями Санкт-Петербурга 

Еврейская автономная область

Управление  по вопросам демографии, политики Еврейской  автономной области

Ненецкий  автономный округ

Управление  образования и молодежной политики Ненецкого автономного округа

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Комитет по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного  округа

Чукотский автономный округ

Управление  по молодежной политике, воспитательной  работе и профессиональному образованию Департамента образования и молодежной политики ЧАО

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент по молодежной политике Ямало-Ненцкого АО


 

Экспертам было поручено указать статус данного органа исполнительной власти (Рис. 1). Как и в 2009 году, чаще других называлась такая форма организации как Комитет (22 ответа). Но за указанный период выросло число органов исполнительной власти, определяемых как региональное Министерство (21 против 18 в 2009 году). Заметно реже региональные органы работы с молодежью стали называться Управлениями (20 ответов), выросло число Департаментов (с 11 до 15).

Наименьшее  распространение получили Отделы по молодежной политике и работе с молодежью, хотя их число и выросло (с 2 до 7). Другие формы организации (агентства) – в 3-х регионах.

 

Рисунок 1.

Статус органов исполнительной власти по делам молодежи в субъектах  РФ, в абсолютных значениях

 

В течение 2010 года произошли определенные перемещения органов по работе с молодежью в иерархии вертикали исполнительной власти. Эти органы стали чаще подчиняться непосредственно губернаторам и президентам республик (число таких учреждений выросло с 34 в 2009 г. до 41 в 2010 г.).

В 40 субъектах федерации (в 2009 г. – в 43) органы исполнительной власти по делам молодежи подотчетны заместителю руководителя или министру регионального правительства. Еще в 34 регионах – руководителю исполнительной власти региона.

Лишь в двух регионах данный орган встроен в структуру другого органа исполнительной власти и подотчетен руководителю уровня заместителя министра регионального правительства или ниже.

 

Рисунок 2.

Подотчетность органов  исполнительной власти по делам молодежи в субъектах РФ, в абсолютных значениях

 

 

Общая оценка кадрового потенциала молодежной политики в РФ складывается из совокупности следующих показателей:

- количественный состав  кадров организаций, занимающихся реализацией молодежной политики (ОРМП)

- профессиональная подготовка кадров ОРМП

- перспективы роста кадрового  потенциала ОРМП 

Анализ показателей производился на основе статистической информации, предоставленной субъектами РФ и  ОРМП субъектов РФ. Объективность  сделанных выводов зависит от достоверности предоставленной информации.

 

Количественный состав органов власти по работе с молодежью в течение 2010 года оставался небольшим. В 33 регионах из 83 число сотрудников не превышает 10 человек. Еще в 20 регионах их число колеблется от 11 до 20 человек. За год выросло число органов с количеством сотрудников от 20 до 30 человек (с 7 до 10), и от 41 до 50 человек (с 2 до 5).

Наибольшая численность  сотрудников органов исполнительной власти по делам молодежи (более 51 человека) была выявлена в 6 регионах России –  Свердловская область, г. Москва, Приморский край, Чеченская и Чувашская республики и Республика Татарстан.

 

Рисунок 3.

Общая численность сотрудников  органов исполнительной власти по делам  молодежи в субъектах РФ, в абсолютных значениях

 

Численность сотрудников  рассматриваемой категории государственных  органов не значительно связана  с их организационной формой (Таб. 2).

Численность сотрудников  министерств может быть разной - в 9 из них работают менее 30 чел., в 10-ти – более 31 человека.

Региональные  комитеты по делам молодежи чаще всего  по своей численности чаще всего  уступают министерствам – в большинстве из них число сотрудников не превышает 20 человек (в 16 регионах). Численность сотрудников в региональных Управлениях по делам молодежи, как правило, не превышает 20 человек.

 

Таблица 2.

Общая численность сотрудников  органов исполнительной власти по делам  молодежи в субъектах РФ в зависимости  от статуса, в абсолютных значениях

 

 

Министерство

Комитет

Управление

Департамент

Отдел

Другое

10 человек  и менее

3

8

9

4

7

2

11 –  20 человек

3

8

6

2

0

1

21 –  30 человек

3

4

0

3

0

0

31 –  40 человек

4

1

0

2

0

0

41 –  50 человек

4

0

0

1

0

0

более 51 человека

2

1

0

3

0

0

затрудняюсь ответить

0

0

0

0

0

2

Всего

21

22

15

15

7

3

Информация о работе Состояние системы развития кадрового потенциала молодежной политики РФ в 2010 году