Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:48, реферат
Каждый раз, так или иначе, мы проникаем в идейно-образный замысел архитектора, стремившегося осуществить органическое слияние утилитарной стороны своего произведения с художественным воплощением его идеи. Для этой цели привлекается и камень, и кирпич, и дерево, и железобетон, и металл, свойства которых, каждый на свой лад, сказываются как в общей композиции здания, так и на его деталях. Понятно, что развитие знаний - науки в областях, связанных с архитектурой и градостроительством, также отражалось на возведенных зданиях. Так, в Египте мы видели еще полную зависимость архитектуры от материала - камня, в то время как в эпоху готики человек полностью овладел свойствами камня, заставив его подчиняться замыслам архитектора и строителя.
Введение
Каждый раз, так или иначе, мы проникаем в идейно-образный замысел архитектора, стремившегося осуществить органическое слияние утилитарной стороны своего произведения с художественным воплощением его идеи. Для этой цели привлекается и камень, и кирпич, и дерево, и железобетон, и металл, свойства которых, каждый на свой лад, сказываются как в общей композиции здания, так и на его деталях. Понятно, что развитие знаний - науки в областях, связанных с архитектурой и градостроительством, также отражалось на возведенных зданиях. Так, в Египте мы видели еще полную зависимость архитектуры от материала - камня, в то время как в эпоху готики человек полностью овладел свойствами камня, заставив его подчиняться замыслам архитектора и строителя. Также закономерно, что воззрения на мир и природу, свойственные каждой эпохе, находили себе не меньшее отражение в архитектуре и строительстве. Рассмотрение совокупности различных сторон архитектуры и позволяет нам не только понять природу каждого отдельно взятого произведения, но и глубже вникнуть в это большое и сложное искусство. Римское право служит опорой всякого цивилистического исследования. Самовольное строительство и его результат понимались римскими юристами, с одной стороны, как бесспорное нарушение прав собственника земельного участка, а с другой — как один из случаев поступления имущества в собственность хозяина земельного участка. Как писал известный римский юрист Гай, постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя, становится по естественному праву нашею, так как построенное на поверхности принадлежит собственнику земли. Такой подход позволил романистам разных поколений квалифицировать данную ситуацию в качестве способа приобретения права собственности путем приращения имущества. Причем увеличение имущества происходило у собственника земельного участка, поскольку римское право мыслило строение как составную часть земельного участка:
— построенное на поверхности следует за почвой, то есть правовая судьба земли определяла правовую судьбу постройки.
Гражданский кодекс Франции (1804 г.) и Германское гражданское уложение (1896 г.), впитавшие в себя рецепции римского права и до настоящего времени служащие образцами для гражданских кодификаций многих стран, сохранили приоритет так называемого «права почвы» при возведении строения на земельном участке, не принадлежащем застройщику. В данном правоотношении многие правовые системы закрепляют переход самовольно возведенной постройки к собственнику земельного участка и одновременно, используя принцип диспозитивного регулирования, предоставляют право застройщику на различного рода компенсации (ст. 555 Гражданского кодекса Франции, ст. 936 Гражданского кодекса Италии, § 951 Германского гражданского уложения). Аналогичной позиции придерживалось российское законодательство до 1917 года (ст. 384, 424, 425, 574, 609, 610 т. 10 Свода законов гражданских Российской империи, ст. 32, 847, 848 проекта Гражданского уложения, принятию которого воспрепятствовали события первой мировой войны и революции). Как известно, римское право не было чем-то незыблемым. Напротив, на протяжении своей истории оно изменялось, отражая процесс развития общественных отношений. В результате изменений появилось новое вещное право — superficies, которое «есть вещное, наследственное и отчуждаемое право полного пользования зданием, выстроенным на чужой земле». Таким образом, отношения по возведению построек на чужой земле были урегулированы позитивным правом, хотя это не исключало появления «самостроя» и в античные времена. Тем не менее право застройки, иначе суперфиция, довольно прочно вошло в юридический обиход и продолжает существовать с различными модификациями в современных правовых системах. Практическая значимость суперфиция возобладала в отношениях между государством (собственником земли) и частными лицами (застройщиками). Скорее всего, потому, что во все времена частный собственник земельного участка неохотно шел на добровольное ограничение своих прав на землю. В отечественное позитивное право суперфиций был введен Законом «О праве застройки» от 23 июня 1912 года. Как отмечали современники, строгая регламентация возникновения и прекращения, регистрационный принцип в работе позволяли говорить о том, что «право застройки приравнено к земельной недвижимости». В советский период право застройки входило составной частью в раздел о вещном праве Гражданского кодекса РСФСР 1922 года (ст. 71-84). Здесь можно отметить договорную природу этого права. Естественно, одной стороной в договоре было государство в лице соответствующих коммунальных органов, поскольку в СССР земля находилась только в государственной собственности, а сделки с землей запрещались. В этот период самовольная постройка гражданским законодательством не упоминалась. Однако ст. 74 Гражданского Кодекса РСФСР 1922 года предписывала застройщику при возведении построек и эксплуатации их соблюдать установленные строительные нормы, а также санитарные и противопожарные правила. Тем самым на законодательном уровне были установлены специальные требования по возведению зданий и сооружений. Установление позитивным правом требований к осуществлению строительства не является достижением только советской правовой системы. Так, соответствующие положения отражены в пар. 3,1, 59 Закона Германии от 15 марта 1951 года «О праве собственности на жилье». Действовавшее в советский период законодательство исходило из принципа целевого предоставления и использования земельных участков. Причем по целевому назначению использовать землю вправе было только то конкретное лицо, которому в установленном порядке предоставлялся земельный участок. Все это позволяло охарактеризовать самовольное строительство как правонарушение. Именно в таком ракурсе оно рассматривалось многими советскими цивилистами. Иски о признании права собственности на самовольную постройку не допускались. Отмена права застройки Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» не внесла каких-либо изменений в юридическую природу «самостроя». В ст. 109 ГК РСФСР 1964 года достаточно подробно изложены правовые последствия самовольной постройки дома, из чего можно достаточно четко обозначить субъект и объект самовольного строительства. Таковыми являются гражданин и жилой дом (дача) соответственно. Законодательство этого периода не упоминает самовольное строительство юридических лиц. Очевидно главенство государственной собственности, охватывающей все сферы хозяйственной деятельности. Вместе с тем нормы пар. 15, 16 Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года № 83, определяя правовые последствия самовольной постройки, не разграничивали самовольные строения, возведенные гражданами и юридическими лицами. Надо сказать, не редкостью были случаи, когда предприятия, организации (чаще других колхозы, совхозы) осуществляли строительство административных или промышленных объектов без получения необходимых разрешений на строительство и утвержденной проектной документации, то есть с нарушением соответствующих строительных норм и правил. Налицо самовольная постройка, выполненная юридическим лицом, хотя законодательство того времени прямо не регулировало этот вопрос. Отголоски этой проблемы до сих пор встречаются при рассмотрении конкретных споров в арбитражном суде, поскольку отсутствие у хозяйствующих субъектов различных форм собственности (правопреемников государственных организаций, колхозов, совхозов) первичных правоустанавливающих документов на землю под спорным объектом или документов по правомерному его возведению дает повод для отнесения объекта спора к самовольной постройке. Причем такая квалификация может встать на пути легитимного вовлечения спорного строения в гражданский оборот. Выход из этого положения видится, в частности, в предъявлении заинтересованным лицом иска о признании права собственности. Тем более если имеются субъекты, оспаривающие это право. В период действия Гражданского Кодекса РСФСР 1964 года юридическая наука однозначно воспринимала самовольное строительство как гражданское правонарушение. В то же время его устранение (снос постройки, выселение застройщика) производилось административными методами, без судебного разбирательства, что указывало на отсутствие в данном отношении спора о праве. Гражданский кодекс РФ 1994 года (ст. 222) не только дал определение самовольной постройки, обозначил правовые последствия самовольного строительства, но и установил возможности приобретения в собственность данного объекта застройщиком или законным владельцем земельного участка под самовольно возведенной постройкой. Самовольными застройщиками могут быть как граждане, так и юридические лица. Положения п. 3 ст. 222 ГК РФ не дают основания для вывода о появлении нового способа приобретения имущества в собственность, поскольку самовольное строительство — это, прежде всего, гражданское правонарушение. Поэтому допущение законодателем возможности признания права собственности на самовольно возведенное строение — это исключение из общих правил, регламентирующих порядок строительства зданий и сооружений и вовлечения их в имущественный оборот. На современном этапе развития гражданского права все большее распространение получает тенденция разделения имущественных прав: на земельный участок и на все расположенное на его поверхности и под ней. Такой подход с трудом вписывается в догмы римского права, лежащие в основе большинства гражданских кодификаций. Однако прагматичность этой тенденции вполне соответствует стремительному развитию современного гражданского оборота. Российскому гражданскому праву, возвращающемуся на общий исторический путь развития, еще трудно выступать новатором, соперничая с традиционными гражданско-правовыми системами Германии, Франции, Швейцарии. Однако нормы ст. 222 Гражданского Кодекса РФ, устанавливающие возможность признания права собственности на самовольную постройку за лицом, ее осуществившим, можно отнести к числу подобных новелл в праве. Термин «недвижимость» появился в российском законодательстве со времен Петра I. Однако, в ныне действующих законодательных актах еще не проведено четкое разграничение между движимым и недвижимым имуществом. Перечень объектов недвижимости приведен в ст. 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Так, например, предприятие в целом как имущественный комплекс также признается недвижимостью (ст. 132 ГК РФ). В соответствии с частью первой Гражданского кодекса РФ предприятие рассматривается не как субъект, а непосредственно как объект гражданских прав.
1. Состояние современного
законодательства о
Законы многих развитых стран содержат достаточное количество принципов, порой достаточно общих и размытых, которые служат императивом поведения для большинства граждан этих стран. Подобное построение законодательства предполагает многовековые традиции развития правовой системы и воспитание законопослушных граждан. В последние годы многие законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации также включают набор принципов, которые могут служить ориентирами для соответствующего праву поведения граждан и должностных лиц. Принципы - это основные исходные положения, руководящие идеи и основные правила деятельности, устройства той или иной сферы жизни. Излагаемые в законах основные направления, начала служат стержнем, костяком не только данного закона, не только законодательства о градостроительной деятельности, но и правоприменительной практики в соответствующей градостроительной области. Предусмотренные в ст. 2 Градостроительного кодекса РФ принципы получают свое полное дальнейшее развитие в последующих статьях и нормах Градостроительного Кодекса РФ, где они наполняются конкретным содержанием, проявляются в установлении градостроительных правоотношений. Известны, кроме того, случаи принятия судебных, административных и арбитражных решений на основе принципов законодательства при отсутствии конкретных норм, регулирующих рассматриваемое спорное общественное отношение. Например, в ст. 6 Гражданского Кодекса РФ предусмотрены положения о том, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. На практике эти предписания получают неоднозначное толкование ввиду различных представлений об этих ценностях у различных категорий и групп правоприменителей. Понятие устойчивого развития раскрывается в ст. 1 п. 3 применительно к «устойчивому развитию территорий». Оно стало использоваться на Западе два десятка лет назад и особенно активно после всемирной встречи в Рио-де-Жанейро по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития в 1992г. Устойчивое развитие получило продолжение в качестве постоянной доминанты на экологическом форуме в Иоганнесбурге в 2002 г. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 была утверждена представленная Правительством РФ Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, а затем принята соответствующая стратегия. Основной смысл указанного принципа и понятия заключается в обеспечении возобновляемого с точки зрения природных ресурсов, неухудшающегося в смысле экономики, стабильно нарастающего развития. Применительно к градостроительству это означает обеспечение благоприятных неухудшающихся природных условий жизни человека, что подкрепляется и развивается последующими принципами и предписаниями законодательства о градостроительной деятельности. Значение данного принципа еще и в том, что еще раз провозглашается новая основа устойчивого развития - территориальное планирование и градостроительное зонирование. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы (Данилов-Данильян В.И. и др.) Проблема учета и баланса факторов имеет принципиальное значение для всех сфер жизнедеятельности человека и обеспечения их надлежащего, принципиально направленного и оформленного правового регулирования Экономика и экология (имеющие один корень) всегда находятся в антагонизме и противоречии друг к другу, поскольку затраты на природоохранные нужды ложатся бременем на себестоимость продукции, получение дохода и прибыли. Есть развитые страны, в которых законодательством отдается приоритет экологическому развитию, а в ряде африканских и южноамериканских стран не скрываются экономические интересы, находящиеся на первом, приоритетном месте по отношению к экологическому. В ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ обращает внимание возможность и необходимость учета «и иных факторов». Это могут быть факторы правового и нравственного порядка, в том числе предусмотренные в других пунктах данной статьи. В различные периоды развития экономики и принятия законов перечень как факторов, интересов, приоритетов, так и принципов осуществления той или иной деятельности, формулируется и решается по-разному. При наличии множества предусмотренных в Законе и иных нормативных правовых актах документов градостроительной деятельности указанные в пункте документы территориального планирования и правила землепользования и застройки являются основополагающими, необходимыми, незаменимыми, обязательными, принципиальными. Участие граждан в градостроительной деятельности базируется на ст. 32 Конституции РФ о праве граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, ст. 33 Конституции РФ о праве граждан обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Свобода участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности основывается на нормах Конституции РФ, Градостроительного Кодекса РФ, других федеральных, а также региональных (субъектов РФ) и муниципальных нормативных правовых актах. Свобода участия общественности в градостроительной деятельности во многом определяется правом каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, запретом цензуры (ч. 4 и 5 ст. 29 Конституции РФ), информационным обеспечением градостроительной деятельности Согласно ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В городах федерального значения Москве и С.-Петербурге и ряде субъектов РФ приняты законы об участии жителей в обсуждении градостроительных проектов, в архитектурно-планировочном проектировании и в градостроительстве. Так, в Москве принят 25 июня 1997 г. Закон «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве». В науке ответственность делится на субъективную (моральную, существующую внутри субъекта ответственности) и объективную (чисто юридическую, наступающую извне). Под благоприятными условиями жизнедеятельности можно понимать такие факторы, как реализация права граждан на выбор местожительства, соблюдение санитарных правил, рациональное размещение рекреационных и оздоровительных учреждений, предприятий социального и культурно-бытового обслуживания населения, доступность мест работы и отдыха, а также захоронений. Предлагаемые характеристики благоприятных условий жизнедеятельности соответствуют нормам ст. 41 Конституции РФ о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду. Более точные параметры предусматриваются в законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии, санитарно-эпидемиологическом надзоре, в законодательстве о здравоохранении, об охране окружающей среды как о важнейшем условии и факторе обеспечения надлежащего здоровья. В ходе административной реформы Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 и от 20 мая 2004 г. N 649, федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122 и от 30 декабря 2004 г. осуществляется разграничение градостроительных и иных функций между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
При этом повышается роль органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, способных учесть его мнение в ходе градостроительной деятельности. Продолжаются и конкретизируются параметры благоприятных условий жизнедеятельности человека, которые ранее устанавливались государственными стандартами, обязательными к исполнению, а в настоящее время - техническими регламентами. Теперь требования к объектам градостроительной деятельности должны приниматься также самими изготовителями продукции и услуг, саморегулируемыми организациями. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором (ратифицированным российским государством в порядке, установленном законодательством), федеральным законом, а в исключительных случаях указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
2. Концепции градостроительного права и законодательства
Целями принятия технических регламентов являются защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и др. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности делятся на:
-Общие требования
в области охраны окружающей
среды при размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции,
-Требования в области охраны окружающей среды -
при размещении зданий, строений сооружений и иных объектов (ст. 35);
при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 36);
при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 37);
при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 38);
при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;
при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию,
при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений (ст. 44);
Для градостроительной деятельности принципиальной является ст. 44 «Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений» ФЗ «Об охране окружающей среды». Основополагающими могут считаться следующие ее требования:
А) Размещение зданий, строений, сооружений с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований;
В) Принятие мер по санитарной очистке, рекультивации земель, благоустройству территорий и др.
Многими учеными и
практиками видится синонимический
ряд между понятиями «
Так, в Градостроительном кодексе Ленинградской области 1998 г. предусматриваются обязанности собственника недвижимости получать в порядке, установленном правилами градорегулирования в Ленинградской области, разрешение на разработку проекта для строительства новых и реконструкции, расширения, изменения существующих зданий и сооружений на принадлежащем ему участке, а после согласования и утверждения проекта - разрешение на строительно-монтажные работы; согласовывать свои действия с соседями - собственниками, владельцами, арендаторами и другими пользователями недвижимости в случаях, затрагивающих их интересы. Возмещение вреда в полном объеме является детализацией и одним из видов юридической ответственности как принципа законодательства о градостроительной деятельности. Знания ответственности за причинение вреда предусматриваются в ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В Гражданском Кодексе РФ, регулирующем имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, устанавливаются общие положения о возмещении вреда, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (ст. 1084-1094), возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг (ст. 1095-1098), компенсация морального вреда (1099-1101). Все федеральные законы имеют равную силу и не должны по своей силе отличаться друг от друга, что определяется общепризнанными принципами права и подтверждено в постановлении Конституционного Суда РФ по вопросу приоритетности и верховенства Гражданского Кодекса РФ. Головным актом в законодательстве о градостроительной деятельности является Градостроительный Кодекс РФ, которому не могут по вопросам градостроительной деятельности противоречить все другие нормативные правовые акты, а также и иные акты, составляющие российское законодательство и образующие нормативно-правовую базу градостроительной деятельности. В муниципальных образованиях по вопросам градостроительной деятельности представительными органами, органами местного самоуправления также принимаются муниципальные правовые акты, которые могут иметь как общий - нормативно-правовой, так и индивидуальный характер. Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Предприятиями, учреждениями, организациями принимаются локальные акты (не входящие в законодательство), но которые составляют вместе с другими указанными выше нормативными правовыми актами нормативно-правовую базу - иерархию нормативных правовых актов градостроительной деятельности. У каждого закона должен определяться предмет его регулирования, то есть общественные отношения, на которые распространяется действие институтов и норм данного закона. Так, в российском законодательстве предусматриваются земельные, водные, лесные и иные отношения, имеющие общественный характер и регулируемые соответствующими федеральными законами. Если закон является головным в своей сфере общественных отношений, а Градостроительный Кодекс РФ является таковым согласно ст. 3 Градостроительного Кодекса РФ в области градостроительной деятельности, то иные акты, регулирующие аналогичный предмет и эти общественные отношения, должны соответствовать этому головному закону; в области градостроительных отношений законы и иные акты не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ. К смежным градостроительным отношениям относятся прежде всего земельные отношения, регулируемые Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. Будучи базисным среди природоресурсного законодательства земельное законодательство включает федеральные законы «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г., «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. и др., всего более сотни федеральных законов. Регулирование земельных отношений и принятие актов земельного законодательства, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ согласно ст. 72 Конституции РФ, осуществляется также на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Использование и охрана лесов и водных объектов при градостроительстве имеет большое значение для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности граждан, поэтому надлежащее сочетание градостроительного и лесного, водного законодательства имеет принципиальный характер. В последнее время в Лесной Кодекс РФ и Водный Кодекс РФ внесены изменения и готовятся проекты их новых редакций, направленных на разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, усиление гражданско-правовых начал в природопользовании, уменьшение в нем административных начал. В пункте 3 ст. 4 Градостроительного Кодекса РФ предусматривается «иное законодательство», которое применяется к градостроительным отношениям, если они не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности, являющимся комплексным, составным, не предусмотренным всероссийским классификатором правовых актов. Ближайшим «иным» законом считается Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г., в ст. 4 которого раскрываются понятия «жилищные отношения» и «участники жилищных отношений», а в ст. 5 - жилищное законодательство, в ст. 8 - применение к жилищным отношениям иного законодательства, в ст. 9 - жилищное законодательство и нормы международного права. В градостроительной деятельности необходимо учитывать требования Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г., в частности:
Информация о работе Состояние современного законодательства о градостроительной деятельности