Совершенствование нормативно-правовых актов о гражданстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы рассмотрим понятия и основные принципы гражданства, порядок решения дел о гражданстве, отметим государственные органы, ведающие делами о гражданстве. Более подробно остановимся на:
приобретении гражданства,
прекращении гражданства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………3
1. Общие положения по гражданству Р.Ф.
1.1. Понятие, основные принципы гражданства……………………...…...…4
1.2. Основания, порядок приобретения гражданства………………..……..7
1.3. Основания, порядок прекращения гражданства………………………..10
1.4. Гражданство детей, родителей, опекунов. Изменение гражданства детей……………………………………………………………..…………….…12
1.5. Особый институт двойного гражданства………………………………….14

2. Правовое регулирование решения дел о гражданстве Р.Ф.
2.1. Порядок решения дел о гражданстве ……………………………. ……...18
2.2. Государственные органы Р.Ф., ведающие делами о гражданстве…….....19
3. Совершенствование нормативно-правовых актов о гражданстве……………20
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………………..… 29

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 52.05 Кб (Скачать файл)

установлено иное. Отклонение от национального режима, в сторону ограничения прав или, наоборот, расширения по сравнению с правами российских граждан, могут быть, согласно Конституции, установлены только федеральным законом или международным договором.

Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и так далее, право участвовать в референдумах и т.п.)

Двойное гражданство проверяется компетентными органами. Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации, имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

При Президенте существует комиссия по вопросам гражданства, которая подготавливает документы для рассмотрения и подписи Президенту.

 

2. Правовое регулирование  решения дел о гражданстве  РФ.

2.1. Порядок решения  дел о гражданстве.«Заявление по вопросам гражданства подается в письменной форме и лично. Подпись лица заверяет принимающий заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве. В случае неграмотности и других физических недостатков заявление по просьбе лица подписывается другим лицом и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте»1. То есть и в этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяется нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или их законными представителями. При подаче заявления в России взимается государственная пошлина, за границей – консульский сбор. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства (например, согласие другого родителя в случае изменение гражданства детей) излагается письменно и удостоверяется нотариально.

Решения по вопросам гражданства в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации. Рассмотрение таких заявлений осуществляется в течение года. Решения по вопросам гражданства в упрощенном порядке принимаются федеральными органами министерств внутренних и иностранных дел, соответствующими органами субъектов РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ. Такие заявления рассматриваются в течении шести месяцев.

Если лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство, выходе из гражданства, о гражданстве детей и т. д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

2.2. Государственные  органы Российской Федерации, ведающие  делами о гражданстве.В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (ст.89 п.а).

Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве.

Закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. К ним относятся решения по вопросам:

приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

восстановления в гражданстве Российской Федерации отдельных категорий лиц;

разрешения на выход из гражданства Российской Федерации отдельных лиц;

разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;

отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;

предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

По всем названным вопроса Президент издает Указы. Другие органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

Для предварительного рассмотрения этих вопросов, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.

Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

К органам, ведающим делами о гражданстве РФ, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

«На основе Закона распоряжением Президента от 23 июня 1992 года утверждено Положение об этой Комиссии. Она образуется Президентом и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. Президент назначает председателя комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании»1.

При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Она так же вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории России, а вторые - за её пределами.

Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;

проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;

определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;

по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской федерации;

проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;

направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской федерации, к гражданству Российской федерации;

ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Исполнение решений возлагается соответственно на МВД или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.

3.Совершенствование  нармативно-правовых актов о гражданстве3.1 Положение п. «г» ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» является спорным вследствие неоднозначности его правового содержания, определяющего порядок предоставления гражданства. В данном случае автоматическое предоставление российского гражданства ребенку, родившемуся у иностранных граждан, в дальнейшем может проявиться как негативным фактор, который не позволит этому лицу (например, по достижении совершеннолетия) восстановить гражданство страны - родины его родителей. Так, например, в соответствии с положениями ст. 24 Конституции Республики Парагвай ребенок, родившийся у граждан Парагвая на территории иностранного государства, может восстановить гражданство Республики Парагвай, «если он не пользуется гражданскими правами и обязанностями страны своего рождения»[3], т.е. ранее ему не было предоставлено иностранное гражданство. При этом необходимо учитывать, что в законодательстве Республики Парагвай преобладающее значение имеет принцип «права почвы», поэтому ребенок, о котором говорилось выше, изначально не может обрести гражданство этой страны. Представленные рассуждения позволяют сделать вывод о том, что обретение гражданства по рождению, в соответствии с п. «г» ч.1 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», должно осуществляться только на основании ходатайства родителей ребенка, родившегося на территории Российской Федерации.

3.2.Аналогичные вопросы  возникают при практическом рассмотрении  правовой нормы, получившей отражение  в п. «в» ч. 1 ст. 12 Федерального  закона «О гражданстве Российской Федерации». Выше было показано, что в случае рождения на территории Российской Федерации ребенка, один из родителей которого является российским гражданином, а другой иностранным гражданином филиация осуществляется исключительно на основе принципа «права почвы». При этом по смыслу настоящего закона какого-либо согласия родителя, являющегося иностранным гражданином, на приобретение ребенком российского гражданства не требуется. Тем самым, косвенно устанавливается ограничение правоспособности иностранных граждан в сфере семейных правоотношений на территории Российской Федерации. Таким образом, указанное положение противоречит принципу, закрепленному в ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым иностранные граждане на территории единого государственного пространства России в отношении их прав и обязанностей приравниваются к российским гражданам[4].

3.2.Вследствие неразрешенности  многих межнациональных вопросов  и политических противоречий  на территории бывшего Союза  ССР в настоящее время существует  необходимость реального обеспечения  правового статуса лиц, сохранивших  этнические, языковые и культурные  связи с Российской Федерацией. Вместе с тем содержание ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О  гражданстве Российской Федерации», предназначенной для реализации  указанной задачи, является не  совершенным. В этой связи возможным  направлением устранения неоднозначности  правового статуса лиц, определяемых  как «соотечественники[9] и вынужденно  оказавшихся за пределами Российской  Федерации на территории бывших  союзных республик, является внесение  в ч. 1 ст. 14 Закона дополнения, согласно  которому должно быть определено, что в упрощенном порядке гражданство  Российской Федерации приобретают  иностранные граждане и лица  без гражданства, проживающие на  территориях государств, входивших  в состав Союза ССР, если они  сами или хотя бы один из  их родственников по прямой  восходящей линии состояли в  российском гражданстве по состоянию  на 1 сентября 1991 г., и если они  заявят о своем желании приобрести  гражданство Российской Федерации.

Согласно п. «г» ч. 2 ст. 13 Закона обстоятельствами, которые облегчают прием в гражданство Российской Федерации, то есть «дающими право на сокращение вплоть до снятия требований» по длительности непрерывного проживания на территории России, является «наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации».Несомненно, что данная правовая норма была разработана в интересах обеспечения мероприятий по привлечению человеческих ресурсов для участия в развитии социально-экономических процессов на территории Российской Федерации. К сожалению, в настоящее время данная форма внутригосударственного регламентирования гражданства не получила соответствующего практического применения. Более того, незапланированные последствия политических и экономических реформ, проводимых в Российской Федерации, способствовали образованию новой волны эмиграции.                                                                                                                                             При этом выезд российских граждан на постоянное место жительства приобрел массовый и устойчивый характер. Так, например, начиная с 1991 г., с территории Российской Федерации выезжает от 80 до 100 тыс. эмигрантов. Значительная часть выезжающих представлена лицами в возрасте от 20 до 60 лет. Основу социальной структуры эмиграции составляют творческая интеллигенция, высококвалифицированные специалисты, инженерно- технические работники, управленческий персонал, которые с учетом их образования и профессиональной подготовки образуют интеллектуальный потенциал страны.

Информация о работе Совершенствование нормативно-правовых актов о гражданстве