Совет Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Государственная власть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели,

Содержание работы

Введение 3
1. Конституционно-правовой статус Совета Федерации 4
2. Полномочия Совета Федерации 6
3. Особенности взаимоотношений Совета Федерации с федеральными органами государственной власти 10
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Конст. право - Совет Федерации.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

Государственная власть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности.

Функции государственного управления присущи всем государствам. Вопрос о функциях государства и государственного управления не лишен спорных моментов. Однако ученые пришли к общему мнению: функции государства реализуют все государственные органы, составляющие единую государственную власть. В рамках этого единства сохраняются различия в методах и формах реализации функций, а следовательно, выделяются в самостоятельные виды государственной деятельности, отличающиеся специфическим назначением, особыми субъектами - государственными органами (государственными служащими), способами реализации государственных функций.

Как и Государственная  Дума, Совет Федерации наделен  определенной компетенцией. При этом предметы его ведения в законодательной  сфере совпадают с предметами ведения Государственной Думы.

Цель данной работы – рассмотреть роль и место Совета Федерации в структуре государственных органов власти России.

 

1. Конституционно-правовой статус Совета Федерации

 

Сравнительный анализ зарубежного  опыта по устройству национальных парламентов показывает, что при всем разнообразии подходов и факторов, определяющих решение этого вопроса государственного строительства, можно выделить ряд устойчивых тенденций и закономерностей, характерных для общего вектора развития конституционных государств.

Конституционно-правовой институт двухпалатности (бикамерализма) после определенного кризиса получил с 70-х годов XX века общее признание как неотъемлемый признак развитой демократии. За последние тридцать лет число двухпалатных парламентов увеличилось в полтора раза и на сегодняшний день достигло 67, причем эта система принята практически всеми странами мира, наиболее развитыми как в плане демократического устройства, так и в экономическом плане.1

С развитием процессов  децентрализации (деконцентрации) государственной власти по вертикали и сближением форм политико-территориального устройства унитарных и федеративных государств одним из основных предназначений верхней палаты национального парламента стали интеграция и консолидация интересов регионов, а также их представительство при формировании и осуществлении общегосударственной политики.

С учетом указанных тенденций  последнего времени классическое представление  о предназначении верхней палаты парламента как элемента системы  разделения властей претерпело определенные изменения. В зарубежной теории и практике конституционализма сформировалось устойчивое представление о том, что верхняя палата национального парламента играет триединую роль в системе органов государственной власти. В том числе:

  • выполняет во внутрипарламентской системе сдержек и противовесов функцию элемента, обеспечивающего качество решений, принимаемых палатами парламента, их взвешенность и относительную независимость от политической конъюнктуры;
  • является, наряду с нижней палатой парламента, значимым и в достаточной степени самостоятельным элементом системы сдержек и противовесов в устройстве центральной власти;
  • отражает (практически в единственном числе) на общегосударственном уровне власти политико-территориальное устройство страны и представляет срез интересов территориальных сообществ (в отличие от нижней палаты, отражающей срез интересов социальных слоев и групп, в значительной степени представленных политическими партиями).

Устойчиво сложившейся  можно считать также конституционно-правовую позицию, в соответствии с которой  верхняя палата парламента является одним из основных гарантов и механизмов обеспечения стабильности и преемственности власти, последовательности в осуществлении стратегической составляющей национальной политики.

В целом конституционно-правовой статус Совета Федерации соответствует указанным общемировым тенденциям.

 

2. Полномочия Совета Федерации

 

Конституция Российской Федерации исчерпывающим образом  регулирует полномочия Совета Федерации, и их расширение федеральными законами не исключает постановки вопроса о признании последних неконституционными.

Большинство полномочий, зафиксированных в ч. 1 ст. 102, отражают двойственную природу Совета Федерации как верхней палаты парламента и как «палаты регионов».

К ведению Совета Федерации  относится утверждение изменения  границ между субъектами Российской Федерации. Вопрос об изменении границ рассматривается Советом Федерации по взаимному согласию субъектов Российской Федерации, границы между которыми предполагается изменить. В этой связи для рассмотрения данного вопроса в Совет Федерации представляются соглашение об изменении границ, утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти каждого из субъектов Федерации, обоснование указанного соглашения, согласованное субъектами Российской Федерации, и карта местности. Решение об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, и соответствующее постановление направляется в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации, а также в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.2

К ведению Совета Федерации  относится утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения.

Указ Президента Российской Федерации о введении на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях военного или чрезвычайного положения незамедлительно направляется в Совет Федерации. Если чрезвычайное положение вводится на территории субъекта Российской Федерации, то вместе с указом Президента в Совет Федерации направляется документ, подтверждающий согласие органов государственной власти субъекта Федерации на введение на его территории чрезвычайного положения.

Вопрос об утверждении вышеназванных указов Президента Российской Федерации должен быть рассмотрен Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента их представления в палату. Решение об утверждении принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. В случае неутверждения Советом Федерации указа Президента Совет Федерации может предложить Президенту создать совместную согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Неутверждение указа означает, что его действие прекращается с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

К ведению Совета Федерации  относится решение вопроса о  возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. Данный вопрос рассматривается Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также по собственной инициативе. Согласно ч. 2 ст. 161 Регламента Совета Федерации вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории может быть внесен на рассмотрение Совета Федерации только при наличии заключения Президента Российской Федерации. Решение о возможности использования Вооруженных Сил за пределами ее территории принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если положительное решение не принимается, то Вооруженные Силы не могут использоваться за пределами территории Российской Федерации.3

К ведению Совета Федерации относится  назначение выборов Президента Российской Федерации.

Совет Федерации принимает постановление о назначении выборов Президента Российской Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

К ведению Совета Федерации относится  отрешение Президента Российской Федерации от должности. Совет Федерации вправе отрешить Президента от должности только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Постановление об отрешении Президента Российской Федерации от должности  принимается тайным голосованием с  использованием бюллетеней. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации. Если решение не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента Российской Федерации прекращается.4

В соответствии с ч. 3 ст. 93 Конституции  Российской Федерации решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.

К ведению Совета Федерации относится  назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Кандидатуры для назначения на указанные должности судей  представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации. После обсуждения на заседании Совета Федерации каждая кандидатура на должность судьи включается в бюллетень для тайного голосования. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Если одна или несколько  кандидатур, представленных для назначения на должности судей, при голосовании не наберут требуемого количества голосов, то Президент Российской Федерации в двухнедельный срок представляет Совету Федерации новые кандидатуры на вакантные должности судей.

К ведению Совета Федерации относится назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации. Кандидатуру на эту должность представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации. Генеральный прокурор считается назначенным на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало (тайное голосование) большинство от общего числа членов Совета Федерации. Если кандидатура, представленная Президентом, при голосовании не наберет требуемого количества голосов, Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации.5

Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора  Российской Федерации рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента Российской Федерации. Генеральный прокурор считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за его освобождение от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. В случае необходимости отстранения Генерального прокурора от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела, издание соответствующего акта - обязанность Президента Российской Федерации. При этом, как определил Конституционный Суд, согласия Совета Федерации не требуется.

 

3. Особенности взаимоотношений Совета Федерации с федеральными органами государственной власти

 

Взаимоотношения верхней  палаты парламента с центральными (федеральными) органами государственной власти определяются составом и порядком исполнения ее полномочий как в сфере совместной компетенции палат двухпалатного парламента, так и в сфере исключительной компетенции этой палаты. В российских условиях значительный интерес представляют также «скрытые» полномочия Совета Федерации, прямо не установленные конституционно-правовыми нормами, но не противоречащие им и вытекающие из существующего состояния развития системы органов государственной власти.

В области текущей  законодательной деятельности, составляющей основную часть сферы совместной компетенции палат Федерального Собрания, Совет Федерации выступает прежде всего как фактор стабильности Конституции и системы законодательства в целом, конструктивный оппонент субъектов права законодательной инициативы, в первую очередь Государственной Думы, Президента и Правительства РФ, по вопросам формирования законодательной базы государственной политики.

Что касается разграничения  сфер исключительной компетенции между  палатами двухпалатных парламентов, то зарубежная практика при всем многообразии подходов показывает типовой характер следующей ситуации: нижняя палата самостоятельно или совместно с главой государства решает вопросы формирования и отставки правительства; верхняя палата так же самостоятельно, но по большей части совместно с главой государства решает вопросы войны и мира, введения военного и чрезвычайного положения, применения мер федерального вмешательства на территории страны, назначения судей, высших должностных лиц органов прокуратуры и администрации, а также высших офицеров Вооруженных Сил.6

Де-юре президентско-парламентская форма правления характеризуется уникальным соотношением сил в треугольнике президент - парламент - правительство: «суперсильный» Президент, по объему полномочий с которым не может сравниться даже его непосредственный прототип - «сильный» президент Франции, «слабая» Государственная Дума, оппонирующая Президенту в вопросах формирования и отставки Правительства исключительно под угрозой собственного роспуска, и «абсолютно слабое» Правительство, предназначенное исключительно для реализации политики Президента страны. В этой ситуации, даже при номинальной необходимости согласия Думы на назначение председателей Правительства и Центрального банка России, можно лишь с большой долей условности говорить о разделении с Думой ответственности Президента страны за проводимый курс социально-экономической и финансово-кредитной политики.7

Информация о работе Совет Федерации