Создание юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - комплексное и углубленное изучение понятия возникновения юридического лица; уяснение его сущности, отличительных признаков. Конструкция «юридическое лицо» интересна для рассмотрения и анализа, ибо содержащиеся в ней противоречия и проблемы не полностью раскрыты и на сегодняшний день.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
- раскрыть понятие и признаки юридического лица;
- рассмотреть формирование правоспособности юридического лица в процессе его создания;
- проанализировать порядок возникновения юридических лиц;
- исследовать правовое регулирование государственной регистрации юридического лица.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………..………..…………………..…………………3
1.Понятие и общие положения о юридическом лице….…………….…….…..5
2.Порядок создания юридического лица………………..……….…………………….…………………………………12
3.Проблемы создания, регистрации юридических лиц в настоящее время……………………….………………………………….……………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….….……………………..………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...…………..………..25

Файлы: 1 файл

курсак.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Организация, считающаяся  юридическим лицом, отвечает по своим  обязательствам принадлежащим ей имуществом. Единственное исключение из данного правила сделано в отношении учреждений, имущественная ответственность которых ограничивается лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). 6

В силу п.5 ст.115 ГК РФ по обязательствам федерального казенного предприятия при недостаточности его имущества дополнительную (субсидиарную) ответственность несет Российская Федерация; в силу п.2 ст.107 ГК РФ - члены производственного кооператива; а в силу п.4 ст.116 при определенных условиях и члены потребительского кооператива также несут субсидиарную ответственность по обязательствам соответствующего кооператива. В соответствии с п.1 ст.69 ГК РФ и п.1 ст.82 ГК РФ полные товарищи хозяйственного товарищества несут ответственность всем принадлежащим им имуществом. Несмотря на столь широкий круг


5 Гражданский кодекс РФ ст. 128

6 Гражданский кодекс РФ ст. 120

исключений, вышеназванное  правило остается общей нормой, поскольку  ответственность иных субъектов  права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т.е. дополнительной к ответственности самого юридического лица).

Очевидно, что  ответственность юридического лица должна распространяться и на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг имущественного характера в порядке и объеме, определяемых законом, учредительными документами и договором.

4) выступление  в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота и, как следствие, быть истцом и ответчиком в суде. Это - итоговый признак юридического лица и, одновременно, та цель, ради которой оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов - нового субъекта права.

Юридическое лицо выступает в гражданском обороте  под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных  документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и поэтому является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица.

 

  1. Порядок образования юридического лица

Порядок возникновения  и прекращения юридических лиц  устанавливается законодательством, регулирующим деятельность юридических  лиц данной организационно-правовой формы.

Возникновение юридического лица включает в себя непосредственно создание и государственную регистрацию. В правоприменительной практике выделяют четыре основных порядка создания юридических лиц.

Распорядительный  порядок характеризуется тем, что  юридическое лицо создаётся на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны три основные стадии:

1) издание инициативного  (распорядительного) акта собственником или компетентным органом;

2) организационная  работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.);

3) утверждение  учредительных документов. В связи  с ликвидацией государственной  монополии в сфере создания  юридических лиц и придание  в нашем законодательстве большого  значения факту их государственной  регистрации этот порядок утратил значение.

Разрешительный  порядок. Для данного способа  характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица; 3) организационная работа. В  разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств.

Явочно-нормативный  порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое  разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствие характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме. Для данного способа характерны:

1) инициативный акт учредителей;

2) организационная  работа;

3) контрольная  работа компетентного органа. Этот  порядок наиболее распространён  - как во всем мире, так и у нас в стране.

Договорно-правовой порядок предоставляет возможность  образования юридических лиц  путем заключения учредителями специального (учредительного) договора гражданско-правового характера.

Таким образом, можно сказать, что юридические  лица создаются: 1) по воле собственника или уполномоченного им органа (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия); 2) по воле их будущих членов (например, хозяйственные общества и товарищества); 3) по воле учредителей, создающих имущественную базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например, фонды).

Одним из признаков  любого юридического процесса, в том  числе и процесса регистрации, является принцип формальной определенности, т.е. выраженности процедуры (порядка, процесса) в соответствующих нормах права. Легальной или легитимной регистрация может быть признана только тогда, когда полностью будет пройдена вся процедура, предусмотренная нормами права. В этой связи необходимо обратиться к источникам данных норм права, т.е. к тому, из чего (или из каких соображений) данные нормы права формируются. Подразумевая наиболее верный в этой ситуации позитивный тип правопонимания, можно прийти к тому выводу, что каждое государство самостоятельно (субъективно) определяет собственную волю в отношении объекта государственной власти. Но государство, стремящееся к эффективному и полноценному регулированию общественных отношений, должно в этом смысле придерживаться объективных целей (принципов), т.е. стремлений к сближению результатов регистрации в конкретном государстве к значениям, существующим объективно. 7

Анализ российского законодательства о создании коммерческих организаций  позволяет выделить определенные принципы, на основе которых строится и функционирует  данный институт, а именно: принцип  законности; принцип достоверности; принцип инициативности; принцип последующего контроля за соблюдением принципов законности и достоверности при создании коммерческих организаций; принцип единообразия; принцип поэтапности.

В механизме создания коммерческих организаций существенную роль играет учредительская деятельность, поскольку без нее невозможно соблюдение предварительных условий, необходимых для последующей государственной регистрации создаваемого субъекта и приобретения им предпринимательской правоспособности.

Необходимо отметить, что  отношения, возникающие в процессе государственной регистрации юридических  лиц, широко обсуждаемы российскими  учеными-правоведами, в то время  как проблемам учреждения данных субъектов внимания уделяется явно недостаточно. 8

Исследование законодательства о создании коммерческих организаций показало, что в нормативно-правовых актах отсутствует законодательное определение таких базовых понятий рассматриваемого института, как «учредитель» и «учреждение коммерческой организации».

 


7 Гражданское право России [Текст]: курс лекций. (Часть первая) /  О.Н.Садиков. - М.: Эксмо, 2006. -535с.

8 Долинская, В.В. Уставный капитал акционерного общества в системе имущественных отношений [Текст] / В.В.Долинская // Юрист. - 2006. - № 7. - С.11.

Необходимо отметить, что изданных понятий законодательно определено только понятие «учредитель» применительно к процессу учреждения акционерного общества, однако в нем учтены не все конституирующие признаки рассматриваемого явления, в силу чего оно не может быть распространено на учредителей других коммерческих организаций (например, унитарных предприятий).

Анализ нормативно-правовых актов, проведенный с учетом существующих в правовой теории точек зрения, позволяет заключить, что понятию  «учредитель коммерческой организации» присущи такие признаки, как инициирование процесса создания коммерческой организации, принятие в установленной форме решения о ее создании, утверждение устава и (или) подписание учредительного договора; участие в формировании имущественной основы коммерческой организации путем передачи части своего имущества в ее уставный (складочный) капитал (фонд), направленность деятельности на исполнение всех условий, необходимых для создания коммерческой организации. Вышесказанное может быть полностью распространено на понятие «учредитель юридического лица». 9

Поскольку учредители несут ответственность за нарушения  законодательства, допущенные в процессе создания юридического лица, то необходимо законодательно закрепить определение  указанного понятия, содержащее его конституирующие признаки и позволяющие квалифицировать конкретного субъекта как учредителя юридического лица. На основании изложенного необходимо внести изменения в ст. 52 ГК РФ. 10


9 Завидов, Б.Д. Договор: подготовка, заключение, изменение [Текст] / Б.Д. Завидов. - М.: Юристъ, 2005. -182с.

10 Залесский, В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Текст] / В.В.Залесский. - М.: Норма, 2002. - 257с.

Учреждение  юридического лица, в том числе  коммерческой организации, представляет собой процесс, основными этапами которого являются принятие предварительного решения о создании юридического лица и принятие решения об учреждении юридического лица.

На первом этапе  учредители совершают комплекс подготовительных действий, явно свидетельствующих об их намерении создать юридическое лицо. К таким действиям относятся, в частности, составление бизнес-плана будущей организации, разработка учредительных документов, выбор ее наименования, поиск помещения для ее местонахождения, подбор кандидатур для избрания в органы юридического лица, открытие накопительного банковского счета для внесения уставного капитала и т.д.

Подобные действия, определенно выражающие намерение  учредителей в будущем принять  окончательное решение о создании юридического лица, представляют собой последствия принятия учредителями предварительного решения о его создании.

Единственным  учредителем предварительное решение  принимается, как правило, в устной форме. В случае принятия предварительного решения о создании юридического лица несколькими учредителями оно облекается в письменную форму с целью регламентации отношений учредителей по созданию нового субъекта права.

После принятия учредителями предварительного решения  о создании юридического лица и совершения подготовительных действий, явно свидетельствующих об этом, учредители принимают окончательное решение о создании юридического лица.

Окончательное решение о создании юридического лица именуется в законодательстве «решением об учреждении». Зачастую в нормативно-правовых актах отсутствует разграничение предварительного и окончательного решений учредителей о создании юридического лица, что приводит к смешению двух самостоятельных юридических фактов, а также влечет неверную оценку значения и правовых последствий каждого из них.

Решение об учреждении принимается учредительным собранием  и оформляется его протоколом. Если учреждение юридического лица осуществляется одним лицом, решение об учреждении принимается им единолично.

Решение об учреждении юридического лица всегда принимается в письменной форме и должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения юридического лица, утверждения его устава, избрания органов управления, утверждения денежной оценки не денежных вкладов в уставный капитал. Решение об учреждении акционерного общества, принимаемое одним лицом, кроме того, должно содержать сведения о размере уставного капитала, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты. Для правильного применения законодательства о создании коммерческих организаций стратегически важно иметь четкий понятийный аппарат данного явления, который в настоящее время отсутствует.

Так, современное  российское законодательство не содержит определения понятия «учреждение  коммерческой организации». Несмотря на то, что в нормативно-правовых актах содержится немало норм, подлежащих применению в процессе учреждения юридического лица, отсутствие определения используемого понятия зачастую затрудняет установление его точного смысла. Так, например, допускается смешение понятий «учреждение юридического лица», «создание юридического лица» и «образование юридического лица». Законодатель не дает определения ни одному из вышеуказанных понятий, часто употребляет их как синонимы.

Кроме того, практически отсутствует комплексный подход к правовому регулированию создания коммерческих организаций, следствием чего является наличие у большинства российских предпринимателей искаженного представления о правовой природе учредительской деятельности и ее значении как этапа в формировании правоспособности создаваемого субъекта права. Как правило, на практике вопросам учредительства уделяется второстепенное значение и широко распространено мнение, что коммерческие организации не создаются, а «регистрируются». Такое представление в будущем, уже после государственной регистрации, влечет многочисленные сложности для созданных юридических лиц и их учредителей.

Информация о работе Создание юридического лица