Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель исследования - комплексное и углубленное изучение понятия возникновения юридического лица; уяснение его сущности, отличительных признаков. Конструкция «юридическое лицо» интересна для рассмотрения и анализа, ибо содержащиеся в ней противоречия и проблемы не полностью раскрыты и на сегодняшний день.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
- раскрыть понятие и признаки юридического лица;
- рассмотреть формирование правоспособности юридического лица в процессе его создания;
- проанализировать порядок возникновения юридических лиц;
- исследовать правовое регулирование государственной регистрации юридического лица.
ВВЕДЕНИЕ...………………………..………..…………………..…………………3
1.Понятие и общие положения о юридическом лице….…………….…….…..5
2.Порядок создания юридического лица………………..……….…………………….…………………………………12
3.Проблемы создания, регистрации юридических лиц в настоящее время……………………….………………………………….……………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….….……………………..………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...…………..………..25
Правовой основой деятельности любого юридического лица, наряду с законодательством, являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.
Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Учредительный договор - это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица.
Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения. Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а утверждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.
В связи с этим актуальной проблемой является внедрение в законодательство комплексного подхода к правовой регламентации отдельных этапов создания коммерческих организаций, суть которого заключается в рассмотрении учреждения и государственной регистрации как последовательно сменяющих друг друга, взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий процесса создания нового субъекта предпринимательской активности с учетом их взаимных связей и правовых последствий.
Создание юридического лица осуществляется путем его учреждения и последующей государственной регистрации.
Учреждение юридического лица представляет собой деятельность учредителей по совершению подготовительных действий и выполнению требований законодательства в целях принятия решения об учреждении и последующей государственной регистрации юридического лица.
Важными атрибутами юридического лица являются его наименование и место нахождения. Наименование любого юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Помимо этого Гражданский кодекс РФ в ряде случаев предусматривает дополнительные требования к наименованиям отдельных форм коммерческих организаций: наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества и характер деятельности предприятия. Зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование юридического лица признаётся объектом права собственности, и всякое лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причинённые убытки.
Местом нахождения
юридического лица признаётся место
его государственной регистраци
Существует немало проблем в создании и, особенно в регистрации коммерческих юридических лиц в налоговых органах. Основания для отказа в государственной регистрации установлены в ст. 23 ФЗ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и чаще всего отказ случается в связи с непредставлением необходимых документов (одного документа либо пакета документов).
Кроме того,
не представленным на
«В зависимости от факта, в отношении которого осуществляется регистрация, перечень документов, представляемых в ИФНС, определяется разными статьями Закона: создание юридического лица - ст. 12, реорганизация - ст. 14, внесение изменений в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ - ст. 17, ликвидация юридического лица - ст. 21. Соответствующие перечни документов являются исчерпывающими, т.е. регистрирующий орган не вправе требовать от заявителей никаких дополнительных бумаг, свидетельств, доказательств и пр., что следует из Закона. Но налоговые органы в борьбе с фирмами-однодневками и другими недобросовестными налогоплательщиками действуют не по закону, а по обстановке, пытаясь под прикрытием регистрации получить от налогоплательщика как можно больше информации, которая пригодилась бы в будущем для выявления самых разнообразных правонарушений».12
11 Звягин, Ю. Деятельность юридического лица [Текст] / Ю.Звягин // Журнал российского права. - 2003. - № 4. - С.5-9.
12 Кашанина, В.Г. Хозяйственные товарищества и общества: правовые основы внутрифирменной деятельности [Текст] / В.Г. Кашанина. - М.: Зерцало-М, 2003.
Также можно указать на проблему того, что налоговый орган проводят незаконную правовую экспертизу представленных документов. Сведения из представленных на регистрацию документов не соответствуют данным ЕГРЮЛ - данная проблема возникает в силу того, что в обществах пренебрегают требованиями закона и своевременно не обращаются в налоговый орган при изменении состава участников или избрании нового руководителя и пр.
Другой проблемой
является когда заявление о
При государственной регистрации компании в качестве уполномоченного лица могут выступать: руководитель компании (и другое лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени общества); учредитель (учредители) при создании компании, конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица и пр. Если же от имени этих лиц в налоговый орган обращается их представитель, то его полномочия должны быть правильно оформлены, т.е. в нотариальной доверенности.
Существует немало примеров в судебной практике, когда производятся ошибки в заполнении документа об оплате госпошлин и других платежных документов. В налоговом органе на стендах, щитах находятся все реквизиты, счета и порядок заполнения налоговых документов, и что не мало важно, действует специальный кабинет, в котором опытный специалист по налоговому законодательству ответит на все интересующие вопросы граждан. Но данные ошибки могут произойти и чисто технически, но следствие их - отказ в регистрации налоговым органом.13
13
http://knowledge.allbest.ru/
В заявлении о регистрации в качестве адреса местонахождения юридического лица указывается жилое помещение, например, место жительства заявителя и тогда также неминуем отказ в регистрации.
Отказать в регистрации компании, когда в качестве ее местонахождения указано жилое помещение (квартира, жилой дом), налоговики не имеют права по формальным основаниям. Но вместе с тем не нужно забывать, что в ГК РФ существуют положения, запрещающие собственнику размещать в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, учреждения, организации, а у регистрирующего органа есть множество возможностей для давления на компанию, зарегистрированную в жилом секторе, и на участника общества.
У юридических лиц возникает множество проблем с госрегистрацией, если тот или иной вопрос прямо не урегулирован в законодательстве. Внутренние директивы налоговых органов часто расходятся со сложившейся судебной практикой. И тогда единственный способ доказать свою правоту - это судебное разбирательство.
Осведомленность о своих правах не освобождает заявителей от исполнения возложенных на них обязанностей: вовремя представлять в уполномоченный орган для регистрации полный и правильно оформленный пакет документов. Поэтому, получив отказ, прежде чем затевать тяжбу с налоговиками, нужно, прежде всего, проанализировать их требования.14
На мой взгляд, решение упомянутых проблем при создании, регистрации коммерческих юридических лиц видится в совершенствовании налогового, гражданского законодательства и прежде всего инструкций, методических материалов налоговых органов в данном вопросе.
14. Тониян, В.В. Актуальные проблемы совершенствования законодательства о создании коммерческих организаций [Текст] / В.В. Тониян // Юрист. - 2005. - № 8.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования можно сделать выводы, что специфика юридического лица как одной из основных правовых форм участия в гражданских правоотношениях состоит, в частности, в многообразии используемых моделей, каждая из которых предполагает существование в определенных пределах особого правового режима.
Существование института юридического лица позволяет упорядочить внутренние отношения между участниками юридического лица, осуществить их желание организоваться в то или иное юридическое лицо и выступать в гражданском обороте от его имени.
Кроме того, наличие юридических лиц с различным имущественным риском их участников дает право выбора организационно-правовой формы. Здесь законодательство идет навстречу участникам гражданских правоотношений. Институт юридического лица предоставляет возможность более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу в различных сферах предпринимательской деятельности.
В рамках рассматриваемого нами вопроса государство должно создать такие условия, которые позволяли бы населению свободно и безопасно выходить на рынок, заниматься предпринимательской деятельностью, наконец, заключать обыкновенные текущие сделки с юридическими лицами. Государство же сегодня больше внимания обращает на собственную безопасность, вводя строгий режим регистрации для общественных объединений, политических партий, средств массовой информации и т.п.
Государственная регистрация играет конституирующую роль в механизме создания юридического лица, поскольку без нее невозможно вхождение данных субъектов в хозяйственный оборот. Однако многие ее проблемы так и не получили в действующем законодательстве должного разрешения. Кроме того, появились новые проблемы государственной регистрации, не существовавшие ранее, причем большинство из них вызвано отменой предварительного контроля над созданием юридических лиц со стороны регистрирующего органа.
Серьезным недостатком Закона о регистрации является то, что в нем ничего не сказано о необходимости представления в регистрирующий орган документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанное в учредительных документах, что позволяет учредителям указывать в качестве местонахождения любой адрес, даже несуществующий.
Создание юридического лица представляет собой деятельность граждан и (или) юридических лиц, государственных и муниципальных органов по учреждению и государственной регистрации юридического лица, направленная на приобретение им правоспособности.
Учреждение юридического лица представляет собой деятельность учредителей по совершению подготовительных действий и выполнению требований законодательства в целях принятия решения об учреждении и последующей государственной регистрации юридического лица.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: РГ, 1993, № 237, 25 декабря.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994г. № 51-ФЗ с изм. 26.06.2007г. [Текст]: СЗ РФ, 1994, № 32,ст. 3301.
3 Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон РФ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ с изм. 18.12.2006г. [Текст]: СЗ РФ,1998,№ 7,ст.785.
4 О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон РФ от 14.11.2002г. № 161-ФЗ с изм. 29.12.2004г. [Текст]: СЗ РФ, 2002,№ 48,ст. 4746.
5 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007г.№ 209-ФЗ с изм. 18.10.2007г. [Текст]: СЗ РФ,1996, № 21,ст.34.
6 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ с изм 01.12.2007г. [Текст]: СЗ РФ,2001, № 33,ст.3431.
Учебная литература:
1. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой и второй (постатейный) [Текст] / О.Н.Садиков. - М.: Контракт: Инфра-М, 2006.-613с.
2. Бараненков, В.В. Понятие юридического лица в современном гражданском праве России [Текст] / В.В. Бараненков // Законодательство. - 2003. - № 11. -С.23-29.
3. Грибанов, В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав [Текст] / В.П. Грибанов // Юрист. - 2005. - № 3. -С.29-41.
4. Гражданское право [Текст]: учебник для вузов. (Т.2) / Е.А. Суханов. - М.: Статут, 2007.- 498с.
5. Гражданское право [Текст]: учебник для вузов. (Т.2) / А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой. - М.: Омега, 2007.- 598с.
6. Гражданское право России [Текст]: курс лекций. (Часть первая) / О.Н.Садиков. - М.: Эксмо, 2006. -535с.
7. Залесский, В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Текст] / В.В.Залесский. - М.: Норма, 2002. - 257с.
8. Звягин, Ю. Деятельность юридического лица [Текст] / Ю.Звягин // Журнал российского права. - 2003. - № 4. - С.5-9.