Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 15:50, реферат
Под населением в международном публичном праве понимается совокупность людей, проживающих на территории определенного государства и находящихся под его юрисдикцией. Население любого государства состоит из: 1) граждан данного государства (основной состав населения); 2) иностранных граждан; 3) лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды); 4) лиц, не имеющих гражданства (апатриды). Правовое положение населения, определяемое объемом его прав и обязанностей и возможностью их осуществления, в разных странах не является одинаковым.
Введение
1. Понятие населения и регламентация его положения……………………3
2. Понятие гражданства……………………………………………………….4
3. Способы приобретения и утраты гражданства
3.1. Приобретение гражданства……………………………………………...6
3.2. Утрата гражданства………………………………………………………9
4. Двойное гражданство и безгражданство
4.1. Двойное гражданство……………………………………………………10
4.2. Безгражданство…………………………………………………………..12
5. Правовое положение иностранцев……………………………………….14
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Понятие населения и
регламентация его положения………
2. Понятие гражданства…………………………………………………
3. Способы приобретения и утраты гражданства
3.1. Приобретение гражданства………………
3.2. Утрата гражданства………………………………
4. Двойное гражданство и безгражданство
4.1. Двойное гражданство……………………………
4.2. Безгражданство…………………………………………
5. Правовое положение иностранцев……………………………………….14
Заключение
Список литературы
Введение
Под населением в международном публичном праве понимается совокупность людей, проживающих на территории определенного государства и находящихся под его юрисдикцией. Население любого государства состоит из: 1) граждан данного государства (основной состав населения); 2) иностранных граждан; 3) лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды); 4) лиц, не имеющих гражданства (апатриды). Правовое положение населения, определяемое объемом его прав и обязанностей и возможностью их осуществления, в разных странах не является одинаковым. Оно определяется политическим режимом того или иного государства, уровнем социально-экономического развития, национальными и культурными особенностями, традициями, обычаями и другими факторами. Кроме того, в каждом государстве имеются законодательно установленные различия в правовом положении собственных граждан (подданных), иностранцев, бипатридов и апатридов. Данная тема довольно разработана такими авторами, как К.К. Гасанов, И.И. Лукашук, Л.П. Ануфриева, Д.К. Бякешев, Е. А. Лукашева, Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов, П.Н. Бирюков и другими учеными.
1. Понятие населения и регламентация его положения.
Под населением в международном праве понимается совокупность физических лиц (людей), живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции. В понятие населения любого государства входят: 1) граждане данного государства (основной состав населения); 2) иностранные граждане; 3) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды); 4) лица, не имеющие гражданства (апатриды).
Правовой статус человека и гражданина включает: гражданство; правоспособность и дееспособность; права и свободы; их гарантии; обязанности.
Правовое положение населения, определяемое объемом его прав и обязанностей и возможностью их осуществления, в разных странах не является одинаковым. Оно определяется политическим режимом того или иного государства, уровнем социально-экономического развития, национальными и культурными особенностями, традициями, обычаями и другими факторами.
В каждом государстве имеются законодательно установленные различия в правовом положении собственных граждан (подданных), иностранцев, бипатридов и апатридов.
Правовое положение населения любой страны регулируется внутренним законодательством - конституциями, законами о гражданстве и другими нормативными актами государства.
Вместе с тем имеется определенная группа вопросов, которые регулируются на основе международно-правовых норм и принципов, например режим иностранцев, защита национальных меньшинств и коренного населения.
В принципе все население государства находится под его юрисдикцией.
Существует целый ряд универсальных международных документов, которые являются основой для широкого признания прав всех категорий населения любого государства.1
2. Понятие гражданства.
Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека.
Устойчивость - категория, которая характеризуется долговременностью связей личности и государства. Как правило, человек рождается гражданином определенного государства и очень часто заканчивает свою жизнь гражданином того же государства. Однако при желании он может изменить гражданство, но это делается не часто и, как правило, сопряжено со сложными процедурами, осуществляемыми компетентными органами государства.
Взаимные права и обязанности гражданина по отношению к государству и государства по отношению к гражданину определяются национальным законодательством на основе международных стандартов.
Основные положения правового статуса гражданина закреплены в конституциях государств, иных нормативных правовых актах. В России в настоящее время действует Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. (с последующими изменениями).
Каждое государство обязано защищать своих граждан, где бы они ни находились, в том числе и на территории другого государства. Защиту своих граждан государство обязано осуществлять твердо, но корректно, соблюдая нормы международного права, не посягая на суверенные права иностранного государства.
Конституция Российской Федерации гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (п. 2 ст. 61)3. В последние годы Россия проявляет большую активность по защите прав своих соотечественников, проживающих в странах, где открыто нарушаются их права и свободы.
Вместе с тем регламентация вопросов гражданства может осуществляться и международным правом, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Примерами здесь могут служить договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства, о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства, а также:2
1) Конвенция, регулирующая
некоторые вопросы, связанные с
коллизией законов о
2) Конвенция о статусе апатридов 1954 года;
3) Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 года;
4) Конвенция о сокращении
случаев множественного
5) Европейская конвенция о гражданстве 1997 года.
Как указано в международных документах, правовые нормы, регулирующие гражданство, должны основываются на следующих принципах: 1) каждый человек имеет право на гражданство; 2) следует избегать безгражданства; 3) никто не может быть произвольно лишен своего гражданства; 4) ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.
Институту гражданства исторически предшествовал институт подданства, означавший подчинение лица монарху. Термин «гражданин» был провозглашен и юридически закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Впоследствии этот институт приобрел международно-правовое значение и стал выражением юридического статуса лица, его государственной принадлежности.
Гражданство указывает на принадлежность лица к определенному государству. Наиболее типичным и прочным видом фактической связи лица с государством является его постоянное проживание на территории государства. В гражданстве аккумулируются как политико-правовые, так и социальные, морально-нравственные и психологические отношения и связи, которые существуют между личностью и государством. Иными словами, гражданство имеет не только юридическое значение, определяющее правовую связь между лицом и государством, но также социальное значение, определяющее принадлежность лица к обществу и участие в его жизни.
Необходимо различать фактическое население, о котором говорилось выше, и население в государственно-правовом смысле. К последнему относятся лишь граждане данного государства, и не только те, которые проживают на его территории, но и находящиеся за рубежом. Иными словами, территориально гражданство не ограничено.
Гражданство определяет правовое положение личности как внутри государства, так и за его пределами в международном общении. Институт гражданства выполняет как бы двуединую социально-правовую функцию. С одной стороны, гражданство является основанием права на получение защиты со стороны своего государства, с другой - оно выступает в качестве инструмента защиты прав и интересов государства. С гражданством связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция государства, предполагающая ответственность лица перед государством.
Гражданство можно рассматривать как субъективное право лица, и в этом смысле следует говорить о праве индивида на гражданство. Обоснованием такого толкования служат ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и п. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, в которых прямо указывается на это право. Речь идет о гражданстве как о признанном законом отношении лица к конкретному государству. Гражданство означает наличие у индивида конституционных прав, свобод и обязанностей, установленных каждым конкретным государством.
3. Способы приобретения и утраты гражданства.
3.1 Приобретение гражданства.
Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе по рождению, в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве (реинтеграция), пожалования, в результате оптации.
Приобретение гражданства по рождению (филиация) основывается на трех принципах.
Первый - принцип «права крови». Ребенок приобретает гражданство государства родителей независимо от места рождения ребенка. Применяется в большинстве государств Европы и Азии.
Второй - принцип «права почвы». Ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства его родителей. Применяется в большинстве стран Латинской Америки.
Третий принцип - смешанный, который сочетает оба вышеназванных. Ребенок получает гражданство государства его родителей независимо от места рождения; ребенок иностранных родителей, который родился на территории страны, применяющей принцип «права почвы», автоматически становится гражданином государства места рождения. Смешанного принципа придерживаются многие страны мира, в том числе Великобритания, Индия, США, Франция.
В Российской Федерации основным способом приобретения гражданства по рождению является принцип «права крови». В то же время гражданство России приобретает ребенок, когда оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство (подп. «г» п. 1 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. с изменениями и дополнениями). Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (п. 2 ст. 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).
Гражданство можно приобрести и путем натурализации. Натурализация, как правило, связана с волеизъявлением лица, приобретающего гражданство, и наличием предусмотренных национальным законом условий. Натурализация может быть осуществлена: 1) по просьбе лица, желающего переменить свое гражданство, или апатрида (это самый распространенный вид натурализации); 2) при вступлении в брак с иностранцем; 3) при усыновлении ребенка, имеющего гражданство другого государства или вообще не имеющего гражданства.
Определяя условия предоставления гражданства, национальное законодательство не должно допускать дискриминации по признаку расы, пола, языка, религии. Провозглашение свободы выбора гражданства содержится во Всеобщей декларации прав человека.3
Натурализация осуществляется либо решением главы государства (в России - Указом Президента РФ), либо решением ведомства иностранных дел (Великобритания) или судебного органа.
Вместе с тем, законодательство некоторых государств содержит определенные требования к желающим получить их гражданство, которые касаются знания языка, образовательного ценза, проживания в течение определенного срока на территории данного государства, наличия законного источника существования, лояльности по отношению к данному государству. Например, срок проживания (ценз оседлости) во Франции и США составляет пять лет.
Многие годы в законодательстве значительного числа государств содержалось положение о том, что «жена следует гражданству своего мужа». С принятием Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. возобладала практика выбора гражданства: выходя замуж за иностранца и въезжая в его страну, женщина может или сохранить свое прежнее гражданство или приобрести гражданство мужа в упрощенном порядке.
Восстановление в гражданстве (реинтеграция) практикуется государствами в случаях, когда лица имели гражданство государства, затем его утратили, после чего снова захотели его приобрести. Согласно ст. 15 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в ее гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.
Пожалование гражданства предоставляется гражданам, имеющим большие заслуги перед данным государством. Эта практика началась в конце XVIII века, когда Франция предоставила гражданство выдающимся иностранцам, отличившимся в защите завоеваний Великой французской революции. В Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" институт почетного гражданства не предусмотрен.
Приобретение гражданства на основе международных договоров может иметь место: 1) при объединении двух и более государств в одно; 2) при распаде крупного или федеративного государства; 3) при заключении мирных договоров, соглашений по репатриации, соглашений по территориальным вопросам (в случаях цессии - перехода части территории одного государства другому, обмена участками территории, продаже части территории).
Оптация - выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между последними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство.
Информация о работе Способы приобретения и утраты гражданства