Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:10, курсовая работа
Цель данной работы - сравнительная характеристика объектов авторского права в соответствии с законодательством РФ.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были по-ставлены следующие задачи исследования:
1. определить понятие и правовое регулирование авторского права;
2.рассмотреть понятие и виды объектов авторских прав;
3.изучить круг неохраняемых объектов
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО
ПРА-ВА………………………………………………………………..……………5
1.1.Понятие и правовое регулирование авторского права……………………..5
1.2.Понятие и виды объектов авторских прав……………………………..……9
1.3. Неохраняемые объекты…………………………………………………..…..15
ГЛАВА 2.СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ
ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРА-ВА………………………………………..…..22
2.1. Мультимедийные и сетевые произведения как объекты авторских
прав………………………………………………………………………………...22
2.2.Фотографические произведе-ния……………………………………………..29
2.3.Базы дан-ных………………………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………..…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУ-РЫ………...42
Перечень авторских прав на объекты авторских прав приведен в ст. 1255 ГК РФ. Согласно данному перечню автору произведения принадлежат следующие права:
исключительное право на произведение;
право авторства;
право автора на имя;
право на неприкосновенность произведения;
право на обнародование произведения11.
Законодательство об авторском праве большинства стран содержит перечень объектов авторского права или произведений, который обычно соответствует ст. 2(1) Бернской конвенции, имеющей в официальном русском переводе такое содержание: «Термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой форме они не были выражены, как то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам»12.
Звукозапись или видеозапись - это не материальные формы произведения, а форма записи исполнения произведения. По существу в вышеприведенном списке речь идет не столько о материальной форме произведения, сколько о форме записи произведения, т.е. о форме воплощения произведения в том или ином материальном носителе. Одни произведения можно зафиксировать на бумаге в рукописи, другие - на магнитном или оптическом носителе с помощью методов аналоговой или цифровой записи. С другой стороны, некоторые произведения представляют собой единое целое с материальным носителем (картина, скульптура). Если сделать копию с любого произведения в письменной форме, то это фактически будет то же самое произведение, а если сделать копию с картины или скульптуры, то копия так и останется копией, даже если она по существу ничем не отличается от оригинала13.
За исключением устной формы, все остальные приведенные формы являются вещественными. Устная форма - это в действительности исполнение того или иного произведения. Такие исполнения или исполнительские формы объективно существуют только в течение некоторого времени. Если же спектакль, постановка, представление зафиксированы в материальной форме (записаны на материальном носителе), то такая форма сводится к перечисленным выше объективным формам. Другое дело, что сами спектакли, постановки, представления являются исполнениями, а не произведениями и поэтому не могут быть объектами авторского права.
Как бы ни были важны рассматриваемые формы объектов авторского права, однако их цифровая или электронная форма радикально изменила стереотипы и представления в отношении объективности формы произведений. Любое произведение можно «оцифровать», т.е. воплотить в материальном носителе в цифровой форме. Даже трехмерные объекты могут быть переведены в голографическую форму, обеспечивающую объемное восприятие, а затем «оцифрованы». Совместно с телекоммуникационными технологиями цифровая форма произведений в цифровой среде является идеальной формой для дальнейшего развития науки и культуры, образования и просвещения.
Литературные произведения - это письменные произведения художественного, публицистического и прикладного характера, воплощаемые на материальных носителях.
Научные произведения - письменные произведения научной, научно-популярной и научно-художественной направленности, воплощенные на материальных носителях.
Научно-технические произведения - произведения научно-технического и прикладного содержания, воплощенные на материальных носителях.
Научно-технические произведения воплощаются в книгах, брошюрах, статьях, технических руководствах, патентной документации, нормативно-технической документации, промышленных каталогах, конструкторской документации, отчетах по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам, депонированных рукописях, переводах научно-технической литературы, других опубликованных и неопубликованных научно-технических документах, в частности в заявках, подаваемых в патентные ведомства для получения охранных документов (патентов или свидетельств) на объекты промышленной собственности, а также документах, содержащих закрытую информацию. Патентные ведомства иногда отказываются признавать заявочные материалы объектами авторского права, считая, что эти материалы формализованы и не требуют творческого труда при их составлении. Формализация не может отрицать творчества, например, диссертационные работы тоже соответствуют некоторым формальным требованиям, но никто и никогда не сомневался, что диссертации являются результатом творческого труда, в которых выражены произведения научного или научно-технического содержания, охраняемые авторским правом.
Произведения изобразительного искусства - это произведения живописи, графики, скульптуры, воплощенные различными методами в различных предметах или материалах.
Изобразительное искусство - это раздел пластического искусства, объединяющий живопись, графику, скульптуру; оно отображает действительность в наглядных и зрительно воспринимаемых образах. Произведения изобразительного искусства эстетически выражают мысли, переживания и взаимоотношения людей, воплощают те или иные идеи и представления. В соответствии с Бернской конвенцией произведения изобразительного искусства являются художественными произведениями или произведениями искусства, предназначенными прежде всего для эстетического восприятия.
Произведения прикладного искусства - это произведения изобразительного искусства, воплощенные в товарах прикладного назначения, произведенных промышленным, ремесленным или кустарным способом.
Прикладное искусство - это искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественно-эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков, в качестве элементов оформления зданий и помещений, промышленной и полиграфической продукции и т.д. По этому иногда прикладное искусство называют декоративно-прикладным искусством.
Виды произведений искусства, воплощаемых в товарах, зависят от национальных особенностей конкретного региона. К прикладному искусству могут относиться товары декоративного (скульптура, панно, напольные вазы, блюда) и утилитарного назначения (посуда, столовые приборы, ювелирные изделия, ткани, ковры, одежда, игрушки).
Произведения архитектуры - это объекты, воплощенные в зданиях, сооружениях, их комплексах с использованием различных методов и технологий для создания удобной среды обитания и производства.
Фотографические произведения - это воплощенные на материальном носителе изображения объектов окружающего мира в некоторый момент времени, предназначенные для зрительного восприятия, в том числе с помощью технических средств.
В национальном законодательстве об интеллектуальной собственности одни объекты охраняются авторским правом, другие - патентным правом и т.д. Это означает, что объекты, охраняемые патентным правом, являются неохраняемыми объектами авторского права, и наоборот. Однако существуют объекты, которые могут охраняться как авторским, так и патентным правом. К таким объектам относятся произведения прикладного искусства, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем и т.д. Именно поэтому в законодательстве об авторском праве устанавливается перечень неохраняемых объектов, которые могут охраняться иным законодательством. С другой стороны, законодательство об авторском праве не признает охрану некоторых произведений, несмотря на то, что они могут соответствовать условиям охраноспособности.
Таким образом, в законодательстве об авторском праве неохраняемыми признаются две категории объектов:
произведения, правовая охрана которым не предоставляется;
объекты, которые могут охраняться иным законодательством.
Конкретный список объектов, подпадающих под первую и вторую категории неохраняемых объектов, зависит от особенностей национального законодательства и может существенно различаться в разных странах.
В Российской Федерации к первой категории неохраняемых авторским правом объектов относятся:
официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
произведения народного творчества.
Ко второй категории неохраняемых авторским правом объектов относятся:
государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);
идеи, концепции, принципы и т.д.;
сообщения о событиях и фактах.
Кратко рассмотрим неохраняемые авторским правом объекты.
Официальные документы. Бернская конвенция разрешает своим членам не охранять официальные тексты законодательного, административного и судебного характера и официальные переводы таких текстов. Отказ от правовой охраны официальных документов делается в общественных интересах, поскольку любая охрана ограничивает доступ к таким произведениям. Следует отметить, что личное неимущественное право (право авторства) может предоставляться разработчикам официальных документов, как это установлено в ст. 1264(1) ГК РФ.
Произведения народного творчества. Авторы произведений народного творчества, как правило, неизвестны и их личные неимущественные права не могут быть обеспечены, хотя и признаются вечными, а их исключительное право в силу ограниченности срока действия истекло. Именно поэтому в большинстве стран произведения народного творчества считаются перешедшими в общественное достояние и могут быть свободно использованы любым лицом. Вместе с тем в последние годы в ВОИС и в ЮНЕСКО обсуждаются проблемы охраны традиционного знания, к которому отнесено культурное наследие, в том числе фольклор, древние изобретения, рецепты, методы лечения и т.д.
С точки зрения современной системы интеллектуальной собственности подобные творения не могут быть объектами охраны, поскольку их авторы, как правило, неизвестны, а с момента создания творений прошли столетия и тысячелетия14.
Знание - это
научные представления о
В рамках современной системы интеллектуальной собственности знание как таковое не является объектом охраны, поскольку знание - это общественное благо и достояние. Поэтому попытки создать охрану даже традиционного знания выглядят абсурдом. Это не означает, что фольклор, народные традиции, обычаи, рецепты, методы не требуют уважения и поддержки государства. Все это необходимо, но не имеет никакого отношения к современной системе интеллектуальной собственности.
Любое знание не должно охраняться. Суеверия, невежество и даже мракобесие умело поддерживаются заинтересованными лицами. Религиозный и национальный фанатизм, массовая «культура» предназначены для сохранения созданного статус-кво, подавления освободительного движения против засилья транснациональных монополий и глобализации. Образно говоря, охрана «традиционных знаний» - это обглоданная кость, которую экономически развитые страны обещают развивающимся за их следование современной системе интеллектуальной собственности.
Государственные символы и знаки. К таким объектам относятся государственные флаги15, гербы, гимны, ордена, денежные и иные символы и знаки. Несмотря на то, что эти объекты имеют признаки произведений искусства, они не признаются объектами авторского права. Государственные знаки и символы охраняются специальным законодательством, в соответствии с которым копирование денежных и иных знаков, а также некоторых государственных символов уголовно наказуемо. Следует отметить, что ст. 6ter Парижской конвенции запрещает использовать в качестве товарных знаков государственные флаги, гербы, эмблемы и т.д.
Идеи, концепции, принципы и т.д. В ст. 9(2) Соглашения ТРИПС установлено, что «авторско-правовая охрана предоставляется на выразительные формы, а не на идеи, процедуры, методы эксплуатации или математические концепции как таковые». В соответствии со ст. 2 Договора ВОИС по авторскому праву «авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые». Обе нормы абсолютно идентичны, поскольку различие в формулировках существует только в русском тексте, но не в английском16.
Данная международная норма выражает принцип дихотомии.
Принцип дихотомии: охраняются не идеи, а формы их выражения в произведениях науки, литературы или искусства.
Поскольку форма выражения идей - это содержание произведения, следовательно, охраняется содержание произведения, но не идеи, которые в нем выражены. Принцип дихотомии устанавливает правовое различие между идеями и содержанием произведения, но не между формой и содержанием произведения, как иногда считается.
Информация о работе Сравнительная характеристика объектов авторского права