Сравнительная характеристика объектов авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - сравнительная характеристика объектов авторского права в соответствии с законодательством РФ.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были по-ставлены следующие задачи исследования:
1. определить понятие и правовое регулирование авторского права;
2.рассмотреть понятие и виды объектов авторских прав;
3.изучить круг неохраняемых объектов

Содержание работы

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО
ПРА-ВА………………………………………………………………..……………5
1.1.Понятие и правовое регулирование авторского права……………………..5
1.2.Понятие и виды объектов авторских прав……………………………..……9
1.3. Неохраняемые объекты…………………………………………………..…..15
ГЛАВА 2.СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ
ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРА-ВА………………………………………..…..22
2.1. Мультимедийные и сетевые произведения как объекты авторских
прав………………………………………………………………………………...22
2.2.Фотографические произведе-ния……………………………………………..29
2.3.Базы дан-ных………………………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………..…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУ-РЫ………...42

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Мультимедийный  продукт как объект авторских  прав. В конце XX века вследствие развития компьютерных технологий появились новые результаты интеллектуальной деятельности - мультимедийные продукты, которые стали неотъемлемой частью современной культуры. Всеобщая компьютеризация, охватившая все сферы жизнедеятельности общества, привела к тому, что такие явления, как интернет-сайты, интернет-магазины, компьютерные игры, виртуальные музеи, библиотеки прочно укоренились в общественной жизни. Более того, мультимедийные продукты порождают современные формы художественного творчества, являются новыми средствами коммуникации.

Несмотря на это, общественные отношения, возникающие  по поводу мультимедийных продуктов, в  должной мере в российском законодательстве не урегулированы. К этому была предпринята попытка, поскольку понятие мультимедийного продукта упоминается в ст. 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с другими сложными объектами. В отличие от аудиовизуального произведения (ст. 1263 ГК РФ) и единой технологии (гл. 77 ГК РФ) каких-либо норм, посвященных мультимедийному продукту и театрально-зрелищному представлению, в ГК РФ не содержится. Кроме того, в российской судебной, судебно-арбитражной практике также не были сформулированы соответствующие положения, которые позволяли бы квалифицировать тот или иной результат интеллектуальной деятельности как мультимедийный продукт, тем самым определяя особый режим его правовой охраны. Таким образом, этот законодательный пробел восполнен не был.

Под мультимедийным продуктом понимается выраженный в  электронной (цифровой) форме объект авторских прав, который включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (таких как программа, для ЭВМ, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения и др.) и с помощью компьютерных устройств функционирует в процессе взаимодействия с пользователем20.

Для признания результата интеллектуальной деятельности мультимедийным продуктом необходимо, чтобы он соответствовал трем признакам в совокупности: сложности, виртуальности и интерактивности21. Интерактивность – это свойство результата интеллектуальной деятельности, означающее, что он функционирует в процессе взаимодействия с пользователем. Это становится возможным благодаря наличию в его структуре программы для ЭВМ. Проявление данного признака предполагает, что пользователь мультимедийного продукта становится активным участником процесса взаимодействия с ним, а не обычным зрителем.

Обобщая отличия мультимедийного продукта от иных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, отметим, что он не является программой для ЭВМ. Такая программа не может рассматриваться как сложный объект, поскольку не состоит из разнородных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Аудиовизуальные отображения, которые согласно ст. 1261 ГК РФ включаются в понятие программы для ЭВМ, не квалифицируются как самостоятельные охраняемые объекты.

Также рассматриваемый объект следует отличать от аудиовизуального произведения. Несмотря на то, что в современных фильмах для зрителя часто создается «эффект присутствия», в этих случаях речь всё же идёт об аудиовизуальных произведениях, поскольку с помощью компьютерных технологий происходит имитация интерактивности, что позволяет добиться указанного эффекта. Интерактивность мультимедийного продукта означает, что этот объект функционирует только при взаимодействии с пользователем; воспроизведение аудиовизуального произведения такого взаимодействия не требует.  Рассматриваемый объект также не следует признавать и базой данных, поскольку для его создания требуется не подбор или расположение материалов, а иной процесс, схожий с созданием кинофильма.

 

 

  

 

2.2. Фотографические произведения

 

Фотографические произведения - это воплощенные на материальном носителе изображения объектов окружающего мира в некоторый момент времени, предназначенные для зрительного восприятия, в том числе с помощью технических средств22.

Под фотографией  понимают теорию и практику получения  изображений различных объектов на различных материалах (фотографических, магнитных, оптических и т.д.) различными методами (химическими, термическими, электронными). Различают художественную и прикладную фотографию. Художественная фотография близка к произведениям искусства, а прикладная (научно-техническая) - к научно-техническим произведениям.

Фотографические произведения охраняются авторским  правом при условии, что композиция, технические приемы и методы съемки имеют творческий характер, т.е. отличаются оригинальностью и новизной.

Охрана фотографических  произведений имеет долгую историю, и на первых порах в ней видели лишь техническое средство фиксации действительности. Бернская конвенция, Соглашение ТРИПС, Договор ВОИС по авторскому праву признают фотографические произведения объектами авторского права.

Необходимо  отметить, что технический прогресс существенным образом изменил фотографические методы.

Во-первых, появились  автоматизированные методы обработки  фотоматериалов, и автор основное внимание стал уделять содержательной части съемки.

Во-вторых, возникли новые виды фотографии, среди которых особое положение занимает голографическая фотография, позволившая получать объемное изображение объектов.

В-третьих, с  появлением электронной фотографии произошло радикальное изменение существа фотографии. Цифровая фотография предоставила автору уникальные возможности для творчества, поскольку отснятый материал мог быть введен в компьютер и с помощью специальных компьютерных программ (Photoshop, Corel Draw, Gimp и т.д.) творчески переработан: изменен масштаб, цветоделение, добавлены или удалены объекты, объединены с другими фотографиями (коллажи) и т.д. Цифровые фотографии получили очень широкое распространение при создании сетевых произведений в Интернете.

Велико значение прикладной фотографии, которая имеет  прямое отношение к научно-техническим произведениям. Без космической фотографии, аэрофотографии, микрофотографии, рентгеновской, инфракрасной фотографии немыслимо развитие целых направлений науки и техники. Подобные фотографии также являются объектами правовой охраны, несмотря на свой документальный характер, свойственный и научно-техническим произведениям.

Несмотря на то, что фотографические произведения давно охраняются национальным законодательством  об авторском праве, Бернской конвенцией, Соглашением ТРИПС и Договором  ВОИС по авторскому праву, однако их охрана отличается от охраны иных произведений науки, литературы и искусства. Прежде всего это касается срока охраны фотографических произведений. Если для большинства литературных и художественных произведений срок охраны начинается с момента создания произведения, продолжается всю жизнь автора и 50 или 70 лет после его смерти, то ст. 7(4) Бернской конвенции устанавливает, что срок охраны фотографических произведений не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения. Соглашение ТРИПС подтверждает эту же норму.

Другими словами, срок охраны фотографических произведений не зависит от времени жизни автора. Именно такой принцип исчисления сроков охраны используется для объектов смежных прав. Таким образом, по сроку охраны фотографические произведения ближе к объектам смежных прав, видимо, потому, что творческое начало в создании фотографических произведений не столь очевидно, как в отношении иных произведений. Многие страны относят фотографические произведения к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой фотографические произведения продолжают охранять как объекты авторского права, несмотря на то, что гораздо более сложный объект - аудиовизуальное произведение - стали понимать как объект смежных прав.

В ст. 9 Договора ВОИС по авторскому праву установлено, что в отношении фотографических произведений положения ст. 7(4) Бернской конвенции не применяются. Эта норма не вполне очевидна, поскольку ст. 7(4) Бернской конвенции содержит несколько утверждений, одно из которых не может не применяться, а именно: каждая страна сама устанавливает срок охраны фотографических произведений. Что же тогда может не применяться в ст. 7(4) - срок охраны или принцип охраны фотографических произведений? Простой ответ, который поддерживает ВОИС, заключается в том, что к фотографическим произведениям должны применяться те же принципы охраны, что и для других произведений. Однако есть и другое решение - расширить 25-летний срок охраны, не меняя принципа охраны. Такой подход не может противоречить Договору ВОИС по авторскому праву, поскольку страна может сама выбрать такой принцип охраны.

Итак, фотографические произведения - это воплощенные на материальном носителе изображения объектов окружающего мира в некоторый момент времени, предназначенные для зрительного восприятия, в том числе с помощью технических средств. Фотографические произведения охраняются авторским правом при условии, что они отличаются оригинальностью и новизной.

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Базы данных

 

Базы данных являются одним из наиболее сложных  объектов охраны, возможно, потому, что под базами данных понимают иногда совершенно разные и порой несовместимые объекты. В соответствии с наиболее общим определением база данных - это совокупность материалов, данных, информации.

С точки зрения законодательства об интеллектуальной собственности все базы данных относятся к трем категориям:

1) креативные  базы данных, являющиеся результатом  творческого труда составителя по подбору и размещению элементов базы данных, которые охраняются авторским правом;

2) инвестиционные  базы данных, являющиеся результатом значительных инвестиций в создание базы данных, которые охраняются смежным правом или иным правом - sui generis;

3) неохраняемые  базы данных, в которых нет  элементов творчества и значительных  инвестиций.

Определением  понятия креативной базы данных, охраняемой авторским правом, следует считать следующее.

Креативная  база данных - это совокупность материалов, данных, информации, подбор и расположение которых представляет собой результат творческого труда.

Долгое время  базы данных трактовались как сборники литературных и художественных произведений в соответствии с положениями ст. 2(5) Бернской конвенции. На международном уровне охрана баз данных введена в Соглашение ТРИПС23. В соответствии со ст. 10(2) "компиляции данных или иная информация в машиночитаемой или иной форме, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые"24. Причем охрана не распространяется на сами данные или информацию и не наносит ущерба правам авторов произведений, существующих в таких данных или информации.

В соответствии с Договором ВОИС по авторскому праву «компиляции данных или другой информации в любой форме, которые по подбору и расположению содержания представляют собой результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые. Такая охрана не распространяется на сами данные или информацию и не затрагивает какое-либо авторское право, относящееся к самим данным или информации, содержащимся в компиляции»25. К этой статье Договора принято согласованное заявление, в соответствии с которым объем охраны баз данных соответствует как Бернской конвенции, так и Соглашению ТРИПС.

Обычно законодательство об авторском праве имеет дело с несколькими объектами, которые относятся к базам данных: сборники произведений и составные произведения, делимые совместные произведения и собственно базы данных. Причем под базами данных обычно понимаются электронные базы данных. Однако остается неясным, что понимается под термином «данные», т.е. следует ли их понимать как сведения о чем-либо - информацию как таковую - или же значение этого термина шире. Смысл термина «данные» весьма важен, поскольку от этого зависит, какие объекты могут включать базы данных, в частности, объекты интеллектуальной собственности, например произведения и объекты смежных прав или части из них.

Таким образом, базы данных понимаются как разновидность  электронных сборников, которые могут быть объектами авторского права, если подбор или расположение материалов представляет собой результат творческого труда.

Базы данных являются одним из наиболее распространенных объектов интеллектуальной собственности  и включают в себя как частный  случай сборники, составные и делимые совместные произведения. В базе данных могут находиться не только произведения или части из них, но и иные объекты, которые можно отнести к материалам, данным, информации. Следовательно, база данных может включать в себя объекты авторского права и смежных прав, а иногда и некоторые объекты промышленной собственности.

Современные международные нормы правовой охраны креативных баз данных содержат целый ряд важных положений, нуждающихся в пояснениях.

1. Авторское  право распространяется только  на креативные базы данных. Как уже отмечалось, охраняемые базы данных относят к одной из двух категорий в зависимости от того, какой критерий положен в основу, - творческий или инвестиционный. Следует особо отметить, что оба критерия субъективны и отнесение базы данных к той или иной категории во многих случаях оказывается произвольным.

В соответствии с творческим критерием базы данных подразделяются на креативные и некреативные. Креативная база данных является результатом творческого труда. Творческий характер труда составителя выражается в подборе и расположении материалов базы данных. Почти всегда любой подбор и любое расположение материалов, соответствующие какой-либо рациональной концепции или принципу, можно признать творческими. Другими словами, в создании некреативной базы данных иногда трудно отрицать результат творческого труда, а в создании креативной - отсутствие результата творческого труда.

Директива Европейского союза (п. 15 преамбулы) распространяет охрану базы данных авторским правом на структуру базы данных, т.е. охраняется расположение в определенном порядке тех или иных материалов. Однако такая охрана имеет смысл только для ограниченных по размеру баз данных, например для составных произведений, понимаемых в традиционном смысле. Для больших же баз данных, тем более для электронных, охрана структуры не имеет смысла.

Информация о работе Сравнительная характеристика объектов авторского права