Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 02:32, курсовая работа
Анализ и раскрытие правовой сущности участников гражданских правоотношений. Понятие правоспособности и дееспособности гражданина. Понятие и виды юридического лица. Нормативно-правовые акты различного уровня, материалы судебной практики, а также учебно-методическая литература и периодические издания.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Физические лица………………………………………………………...6
1.1 Правоспособность и дееспособность граждан………………………6
Глава 2. Юридические лица…………………………………………………….20
2.1 Понятие и виды юридического лица………………………………..20
Глава 3. Государство и муниципальные образования………………………...29
3.1 Правоспособность государства и муниципального образования…29
3.2 Формы участия государства в гражданском обороте……………...35
Глава 4.Проблема злоупотребления субъективными правами………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………..
Специфика общества с дополнительной ответственностью состоит в особом характере имущественной ответственности участников по его долгам.
Этот вид обществ мало, чем отличается от обществ с ограниченной ответственностью.
Акционерное общество. Коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями, называется акционерным обществом.
Устав признается единственным учредительным документом АО, чем подчеркивается формальный характер личного участия в обществе и утверждается на собрании учредителей.
Уставной капитал АО равен номинальной стоимости приобретенных акционерами акций – обыкновенных и привилегированных (ст. 99 ГК)[23]. Внесение вклада в уставный капитал общества означает в то же время совершение договора купли-продажи акции.
В соответствие с п.1 ст.25 Закона «Об акционерных обществах»[24] уставный капитал АО в момент его учреждения должен состоять из определенного числа обыкновенных акций с одинаковой номинальной стоимостью. В соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг»[25] и Положением о порядке ведения реестра[26] все владельцы акций, после регистрации отчета об итогах выпуска в ФСФР (федеральная служба по финансовым рынкам РФ) и размещения акций заносятся в реестр владельцев именных ценных бумаг (реестр акционеров), то есть выпуск акций на предъявителя запрещен.
Уменьшение уставного капитала акционерного общества производится путем снижения номинальной стоимости акций либо сокращения их общего количества. В обоих случаях общество обязано уведомить об этом всех своих кредиторов, а последние вправе потребовать досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещения причиненных этим убытков. Уменьшение уставного капитала не допускается, если в результате этого его величина опустится ниже минимального размера уставного капитала АО.
Законодательство предусматривает два типа АО: закрытое и открытое. Основные отличия состоят в том, что закрытое акционерное общество обязано распределять все акции новых выпусков между конкретными заранее известными лицами, а открытое акционерное общество вправе предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц, то есть проводить на них открытую подписку.
Основываясь на изложенном, можно сделать следующие выводы: действующее законодательство о юридических лицах позволяет объединениям людей формировать организации в различных правовых формах, наиболее удобных и устраивающих в хозяйственной деятельности, в зависимости от поставленных частных целей.
Глава 3. Государство и муниципальные образования
Правовое положение государства и муниципальных образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены частные и публично-правовые элементы.
Государство как носитель суверенитета, едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории)[27].
Россия имеет федеративную форму правления. РФ подразделяется на субъекты различных уровней – непосредственно Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и др.). Эти субъекты считаются самостоятельными лицами, имеющими свою структуру, собственное имущество и, по общему правилу, не отвечающими по обязательствам друг друга.
Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско–правовых отношениях. И в этом смысле оно обладает правоспособностью. Однако его правоспособность обладает рядом особенностей, связанных с тем, что государство является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.
Это особое положение отражает две противоположные тенденции. С одной стороны, необходимость уравнивания государства в отношениях с субъектами частного права, не обладающими властными полномочиями, а с другой – использование этих полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло. Согласно п. 1 ст. 124 ГК[28] государство участвует в гражданско–правовых отношениях на равных с другими субъектами началах[29]. Иными словами, оно заранее отказывается от своего особого положения как суверена в частно-правовых отношениях и не должно пользоваться имеющимися у него властными полномочиями.
Государство как субъект. В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного правопонимания характерно отрицание заимствования частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых отношений, особых мнений не вызывает. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо гражданско-правовые характеристики для описания государства как субъекта публичного права. В рамках этих отношений государство выступает как носитель публичной власти.
Властная (публично-правовая) сущность государства выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией[30], не признается, тем не менее, юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная: физические лица, юридические лица и особое лицо – государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего ряда субъектов.
Правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Ряд возможностей может принадлежать только государству. Выделена также особая сфера отношений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией. Установлен также перечень объектов, которые могут находиться исключительно в государственной собственности. Правда, в последнее время перечень таких объектов стал значительно уже – из него выпали земельные участки, драгоценные металлы и камни, и ряд других объектов. Но исключительной собственностью государства продолжают оставаться недра[31] и животные в состоянии естественной свободы.
В то же время некоторые возможности, например, передавать имущество по наследству, заключать отдельные виды договоров, иметь свое фирменное наименование, считаться автором произведений литературы, науки и искусства, государству недоступны. Однако это только количественные различия. Но есть и различия качественные.
Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяет и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей. Природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Государство по сравнению с теми субъектами гражданского права, которые имеют общую правоспособность, более ограничено.
Однако правоспособность государства не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Во-первых, нигде перечень полномочий государства исчерпывающе не описан. Во-вторых, государство, принимая законы, само может установить более широкий объем своей правоспособности. Наконец, в сфере международных отношений, где государство в полной мере осуществляет свой суверенитет, признание правоспособности специальной только стеснит свободу и самостоятельность, которая крайне необходима во все времена.
Правоспособность государства следует назвать целевой – она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению, установленному Конституцией и другими законами. Оно не может, к примеру, нажиться на своих гражданах неосновательно освобождать себя от ответственности и т.д[32].
Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. Здесь есть некоторые схожести с юридическим лицом. От его имени всегда действуют государственные органы. Как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права.
Государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или в муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК)[33].
В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов: 1) Российская Федерация; 2) субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; 3) муниципальные образования.
Статья 125 ГК РФ предусматривает порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 статьи 86. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[34]):
По сути, МО выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Подобный вывод подтверждаются, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все–таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК)[35]. В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования и иные органы местного самоуправления. При участии муниципальных образований в гражданских отношениях представительные органы могут играть более важную роль по сравнению с исполнительными, чем это предусмотрено для государственных образований.
Таким образом, правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. но некоторые элементы правоспособности государства очень схожи с правоспособностью юридического лица. В тоже время, существуют возможности, которые государству недоступны.
3.2 Формы участия государства в гражданском обороте
Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Остановимся вначале на последней форме участия государства в гражданском обороте.
Опосредованное участие государства в обороте достигается путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих как таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства. Речь идет о юридических лицах таких организационно-правовых форм как государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. Через этих юридических лиц косвенно, опосредованно в гражданском обороте участвует и государство.
Однако далеко не всегда в случае действия созданного государством юридического лица имеет место, опосредованное участие государства в гражданском обороте. Существуют такие юридические лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от своего собственного имени. Например, Министерство финансов РФ может представлять в гражданском обороте государство.