Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 02:32, курсовая работа
Анализ и раскрытие правовой сущности участников гражданских правоотношений. Понятие правоспособности и дееспособности гражданина. Понятие и виды юридического лица. Нормативно-правовые акты различного уровня, материалы судебной практики, а также учебно-методическая литература и периодические издания.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Физические лица………………………………………………………...6
1.1 Правоспособность и дееспособность граждан………………………6
Глава 2. Юридические лица…………………………………………………….20
2.1 Понятие и виды юридического лица………………………………..20
Глава 3. Государство и муниципальные образования………………………...29
3.1 Правоспособность государства и муниципального образования…29
3.2 Формы участия государства в гражданском обороте……………...35
Глава 4.Проблема злоупотребления субъективными правами………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………..
Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Вполне возможно, что государство будет представлено органом, который является одновременно и юридическим лицом. Однако последнее качество не имеет значения для данных отношений, поскольку такой орган представляет государство в целом и обязывает именно его.
Главное, что этот действует от имени государства в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. К числу таких актов относятся Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, конституции (уставы) субъектов РФ и принятые в их развитии законы и подзаконные акты, наконец, аналогичные по назначению акты муниципальных образований.
Квалифицирующим признаком участия государства в обороте не может быть действие такого государственного органа, который не является юридическим лицом. Сейчас практически все государственные органы, которые участвуют в гражданском обороте от имени государства, признаны юридическими лицами.
В случае непосредственного участия государства в гражданском обороте мы имеем специфические отношения представительства в силу закона, к которым должна применяться глава 10 ГК. При любых обстоятельствах государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства, тем самым, связав его.
От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации – Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное казначейство РФ и др.
Таким образом, российское законодательство исходит из плюралистической модели участия государства в гражданском обороте, когда его представляют несколько различных органов, причем порядок взаимодействия между этими органами и даже некое подобие их из монистической модели участия государства в гражданском обороте, когда основным и главным участником гражданско-правовых отношений становится казна (фиск).
Государство как участник сделки. Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны исключительно на физических и юридических лиц. Государство не может выступать в сделках в качестве потребителя (покупая в розничной торговле, нанимателя в договоре бытового проката, заказчика при бытовом заказе и т.д.)[36].
От имени государства как собственника соответствующего имущества заключаются, как правило, любые сделки по распоряжению государственным имуществом, в том числе в рамках приватизации. Государство может на конкурсной основе предоставлять государственные капитальные вложения в коммерчески эффективные проекты.
Государство может заключать соглашения о разделе продукции. Сторонами соглашения являются частный инвестор и государство – Российская Федерация в лице Правительства РФ и органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр, предоставленный инвестору для использования. Соглашения о разделе продукции заключаются только на основании конкурсов (аукционов). Раздел продукции состоит в том, что инвестор оставляет за собой так называемую компенсационную часть производственной продукции и причитающуюся ему часть «прибыльной» продукции в размере, определенном соглашением. Государство же получает свою часть «прибыльной» продукции, которая делится между Российской Федерацией и соответствующим субъектом РФ. Раздел продукции заменяет взимание с инвестора большинства налогов.
Государство как участник сделок выступает при эмиссии и обращении различных ценных бумаг, в том числе и государственных ценных бумаг. Оно может быть как эмитентом, так и владельцем ценных бумаг.
Основной разновидностью выпускаемых государством ценных бумаг являются облигации или иные долговые бумаги, при продаже которых заключается договор государственного займа.
Эмиссия и обращение облигаций федеральных займов, выраженных в рублях, регламентируется Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов. Облигации федеральных займов выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Эмитентом облигаций федеральных займов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ. Владельцами облигаций могут быть российские и иностранные юридические и физические лица.
Из всего сказанного следует сделать вывод: государство может участвовать в гражданском обороте непосредственно или опосредованно. Обладая особым статусом участника гражданско-правовых отношений, государство вправе самостоятельно устанавливать нормы поведения как для себя, так и для других участников гражданского оборота, но не смотря на правовую суверенность, оно исходит из принятых принципов равенства сторон, справедливости, свободы договора. Что касается таких субъектов как: субъекты РФ и МО, то можно сказать, что их основные особенности в статусе участника заключаются в процедурных ограничениях и строгой отчетности перед вышестоящей ступенью власти.
Глава 4. Проблема злоупотребления субъективными правами
Рассмотрим основные признаки (свойства) категории "злоупотребление гражданским правом". Под злоупотреблением в буквальном смысле слова следует понимать "употребление во зло", то есть причиняющее вред действие (бездействие), осуществляемое с использованием некоторого средства. Наличие такого средства - обязательный признак, отличающий злоупотребление от иных вредоносных действий. В этом качестве выступает право. Таким образом, злоупотребление предполагает использование во вред не предметов (объектов материального мира), а субъективного права. Это во-первых.
Во-вторых, злоупотреблять можно лишь своим, а не чужим правом. При злоупотреблении гражданскими правами управомоченный субъект допускает недозволенное использование своего права, но при этом "внешне" опирается на субъективное право. В этом проявляется своеобразие злоупотребления.
В-третьих, злоупотребление правом связано не с содержанием субъективного права, а с его осуществлением. Известно, что субъективное гражданское право есть мера дозволенного поведения управомоченного лица. Эта мера представляет собой совокупность правомочий, которыми наделяется лицо в силу закона, иных правовых актов и договора. Таким образом, злоупотребление правом происходит в процессе реализации права, а потому всегда носит волевой характер. При этом злоупотребление осуществляется в форме действий (бездействия) лица по осуществлению своего субъективного гражданского права. Указанные действия (бездействие) - противоправное поведение.
В-четвертых, о злоупотреблении правом можно говорить лишь тогда, когда управомоченный субъект, действуя в границах принадлежащего ему субъективного права, использует такие формы его реализации, которые выходят за установленные законом пределы осуществления права. Чаще всего границы осуществления гражданских прав сводятся лишь к проблеме осуществления права в соответствии с его назначением. Традиционно в общетеоретической науке под выражением "форма реализации" понимаются определенные формы реализации права (исполнение, использование, применение).
В-пятых, будучи гражданским правонарушением, злоупотребление правом представляет собой противоправное и виновное поведение. Субъективная сторона злоупотреблений может выражаться в форме прямого или косвенного умысла либо неосторожности. В действительности же умышленное злоупотребление лицом своими правами встречается чаще. Однако особенность злоупотребления гражданским правом состоит в том, что оно возникает в процессе осуществления субъективного права. В данном случае происходит органическое соединение гражданских субъективных прав с обязанностями управомоченного лица использовать принадлежащее ему право надлежащим образом. Причем эта обязанность носит общий характер.
При злоупотреблении правом происходит нарушение объективных норм права, включая нормы-принципы и нормы-презумпции. Мы не считаем, что при злоупотреблении правом имеет место нарушение только общеправового принципа справедливости, хотя данный тезис вызывает аргументированную критику среди оппонентов. Действительно, если при злоупотреблении субъективным гражданским правом нарушаются нормы права, то наблюдается сходство злоупотребления правом с любым гражданским правонарушением. Сходство есть существенная связь различного. Категория "злоупотребление гражданским правом" обладает не только общими, но и специальными признаками.
Итак, злоупотребление правом представляет собой гражданское виновное правонарушение, совершаемое управомоченным лицом при осуществлении им принадлежащего ему субъективного права с использованием недозволенных конкретных форм, которые выходят за установленные законом пределы осуществления права, но в рамках дозволенного ему законом общего типа поведения. Факт злоупотребления гражданским правом является основанием для отказа в защите прав лица, которое злоупотребляет своим правом. Пункт 2 статьи 10 ГК РФ гласит: "В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права". Следовательно, суд может не отказать при несоблюдении указанных требований?
Логика злоупотребления гражданским правом такова: если злоупотребление есть особый тип гражданского правонарушения, то отказ в защите прав злоупотребившего лица следует рассматривать в качестве гражданско-правовой санкции пресекательного действия. Основное назначение меры пресечения - прекращение правонарушения в случаях, предусмотренных законодательством и договором. Причем такая санкция как отказ в защите направлена, в первую очередь, против лица, злоупотребляющего своими гражданскими правами. И лишь косвенно (опосредованно) эта санкция обеспечивает защиту интересов второго участника гражданских правоотношений. Продолжая эту мысль, можно в качестве примера привести возмещение убытков как меру гражданско-правовой ответственности (статья 15 ГК РФ). Главная ее функция - компенсация имущественного вреда, причиненного потерпевшему лицу. Однако как это отразится на правонарушителе - дело второстепенное.
Защита права и интересов судом допускается лишь в случаях, когда материалы дела свидетельствуют о совершении гражданином или юридическим лицом действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление правом (статья 10), в частности действий, имеющих своей целью причинить вред другим лицам. В мотивировочной части соответствующего решения должны быть указаны основания квалификации действий истца как злоупотребление правом. Такова позиция высших судебных инстанций.
Однако наличие факта противоправного поведения злоупотребляющего лица и его вина - это два разных условия состава гражданского правонарушения. Первое условие доказывается по общему правилу истцом (в нашем случае - ответчиком), а второе предполагается в силу презумпции. Поскольку вина презюмируется, постольку истец должен в суде доказать иное, то есть отсутствие собственной вины. Иная ситуация наблюдается, если в суд обращается лицо, которое не злоупотребляет правом, а чьи права нарушены. Здесь должны применяться другие способы защиты гражданских прав.
Внешне злоупотребление правом проявляется в различных формах. ГК РФ называет следующие формы: осуществление права исключительно с намерением причинить вред другому лицу; использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции; злоупотребление доминирующим положением на рынке. В науке гражданского права формы злоупотребления правом разделяют на два вида: а) злоупотребление правом, совершенное в форме действия, осуществляемого исключительно с намерением причинить вред другому лицу (шикана); б) злоупотребление правом, совершенное без намерения причинить вред, но объективно причиняющее такой вред другому лицу
На практике случаи причинения вреда другому лицу сравнительно немногочисленны и труднодоказуемы. Так, шикана, как форма злоупотребления правом дает о себе знать в ситуациях, когда процедура банкротства используется с целью ущемления интересов должника. Однако это возможно только при наличии признаков шиканы в действиях лица (когда единственной целью или одной из целей реализации права на подачу заявления о признании должника банкротом было причинение ему вреда) и отсутствии признаков банкротства должника.
Данный перечень форм злоупотребления гражданским правом не является исчерпывающим. Злоупотребление правом возможно в иных формах. Резонно возникает вопрос: в каких конкретно? В ГК РФ названо две формы злоупотребления гражданскими правами:
1) использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции;
2) злоупотребление доминирующим положением на рынке. Что касается иных случаев злоупотребления гражданскими правами, то необходимо обратиться к судебной практике, которая пока страдает противоречивостью и отсутствием однообразного подхода к определению случаев злоупотребления гражданским правом.
Анализ правоприменительной практики показывает, что в качестве злоупотребления правом суды обычно рассматривают ситуации, в которых действия управомоченного субъекта, заключающиеся в реализации принадлежащих ему прав, направлены на получение за счет других участников хозяйственного оборота выгод или компенсаций, либо чрезмерных по отношению к понесенным правообладателем затратам, либо несоразмерно незначительных по отношению к последствиям нарушения его прав или причиненных другим субъектам неудобств.