Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:27, контрольная работа
Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием «лица», которое используется в Гражданском кодексе (ГК) и других актах российского гражданского законодательства. Как субъекты гражданских правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей. В ходе последовательного изложения вопросов Основой части данной работы попытаемся, по возможности, в полном объеме раскрыть содержание последних.
Введение……………………………………………………………………………...3-4
1 Юридические лица, как субъекты гражданского права…………………………5-7
2 Государство и муниципальные образования, как субъекты гражданского права…………………………………………………………………………………..8-12
3.Граждане (физические лица)……………………………………………………...13-20
4.Заключение………………………………………………………………………….21-22
5.Список использованной литературы……………………………………………….23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тамбовский государственный технический университет
Контрольная работа
на тему:
«Субъекты гражданского права»
Выполнил: студент группы ______
Петюкин О.В. 2 курс
Проверил: Никулин В.В.
Тамбов 2014
Введение…………………………………………………………
1 Юридические лица, как субъекты гражданского права…………………………5-7
2 Государство и муниципальные
образования, как субъекты
3.Граждане
(физические лица)……………………………………………………...
4.Заключение………………………………………………
5.Список использованной литературы……………………………………………….
Введение.
Общеизвестно, что общественные отношения,
урегулированные нормами
В отличие от граждан юридические лица являются коллективными субъектами гражданских правоотношений. За юридическим лицом как субъектом гражданского правоотношения всегда стоит определенным образом организованный коллектив людей. Что особенно важно, в гражданских правоотношениях могут участвовать не только российские, но и иностранные юридические лица. К числу коллективных образований, обладающих пpедусмотpенными законом признаками относятся также особые субъекты гражданского права - государства, национально - государственные и административно - теppитоpиальные образования.
Нужно сказать, что гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании. Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием «лица», которое используется в Гражданском кодексе (ГК) и других актах российского гражданского законодательства. Как субъекты гражданских правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей. В ходе последовательного изложения вопросов Основой части данной работы попытаемся, по возможности, в полном объеме раскрыть содержание последних.
1 Юридические лица, как субъекты гражданского права
Юридическим лицам посвящена глава 4 ГК. В п.1 ст.48 ГК, где дано определение юридического лица.
Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В этом определении проявляются специфические признаки юридического лица:
1. Организационное единство.
Юридическое лицо это
Ст.53 ГК - руководители должны действовать в интересах юридического лица. Учредители (участники) юридического лица вправе обратиться в суд на возмещение убытков, которые понесло юридическое лицо от недобросовестных действий руководителя (нерациональное использование средств, совершение невыгодных сделок).
Ст.56 ГК - она определяет, в каких случаях учредители юридического лица несут ответственность перед юридическим лицом. Указывается ответственность не только учредителей, но и других лиц (напр., имеющих контрольный пакет акций), если эти лица имели право давать обязательные для юридического лица указания или иным образом определять его деятельность, и эти указания довели юридическое лицо до банкротства, в этом случае на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам юридического лица.
2. Наличие у юридического
лица обособленного имущества.
Это имущество должно
3. Самостоятельная имущественная
ответственность юридических
любые собственники (собственник) которые создали учреждение, несут субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, если у учреждения недостаточно своих собственных денежных средств.
казенные федеральные предприятия (заводы) отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (деньги и имущество в натуре), но если недостаточно средств, то субсидиарную ответственность будет нести РФ. Объявить такое предприятие банкротом нельзя.
субсидиарную ответственность по обязательствам полного товарищества несут его участники, между ними существует солидарная ответственность (ст.75 ГК).
субсидиарная ответственность в обществах с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК). Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
субсидиарная ответственность по долгам производственного кооператива несут члены кооператива в размере и порядке предусмотренного законом «О производственных кооперативах» ст.8 п.2.
солидарную или субсидиарную ответственность несут основные общества по сделкам и иным долгам дочерних обществ, если эти сделки были совершены в силу указаний основных обществ и оказались убыточными (ст.105 ГК).
4. Возможность от своего
имени приобретать и
Правосубъектность юридических лиц
Правоспособность и дееспособность появляется с момента создания юридического лица (когда оно включается в единый государственный реестр юридических лиц) и прекращается с момента ликвидации юридического лица (исключения его из единого государственного реестра юридических лиц). Если правоспособность у граждан универсальная, то у юридических лиц специальная правоспособность является общим правилом. Для унитарных предприятий, некоммерческих организаций предусмотрена специальная правоспособность, которая соответствует целям их деятельности. Цель деятельности указывается в учредительных документах. Коммерческие же организации (хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы и организации) обладают универсальной правоспособностью, но они могут в учредительных документах (или иными способами) ограничить свою правосубъектность, однако государственный орган не может отказать в выдаче лицензии, указывая, что в уставе этого юридического лица отсутствует какой-либо вид деятельности.
Дееспособность юридического лица, т.е. его участие в гражданских правоотношениях, путем совершения юридических действий, осуществляется прежде всего его органами, которые действуют без всякой доверенности на основе прав по должности. В предусмотренных законом случаях эти действия могут осуществляться от имени юридического лица.
2. Государство и муниципальные образования, как субъекты гражданского права.
Наряду с физическими и юридическими лицами, участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.
К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация в целом, так и ее отдельные субъекты — республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями. Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т.е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.
Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.
Отметим, что государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками — гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), при этом к ним применяются правила, установленные для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам). За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во «внутренних» (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета.
Гражданская правосубъектность
государства и других публично-правовых
образований в различных
В некоторых случаях
государство в целом для целей
гражданского (имущественного) оборота
рассматривается как фиск (казна) — особый субъект права. Это
понятие применяется только к государству,
но не к его органам, которые в таком случае
считаются лишь представителями казны.
Не применяется оно и к административно-
Действующее российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которые носят для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.