Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:27, контрольная работа
Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием «лица», которое используется в Гражданском кодексе (ГК) и других актах российского гражданского законодательства. Как субъекты гражданских правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей. В ходе последовательного изложения вопросов Основой части данной работы попытаемся, по возможности, в полном объеме раскрыть содержание последних.
Введение……………………………………………………………………………...3-4
1 Юридические лица, как субъекты гражданского права…………………………5-7
2 Государство и муниципальные образования, как субъекты гражданского права…………………………………………………………………………………..8-12
3.Граждане (физические лица)……………………………………………………...13-20
4.Заключение………………………………………………………………………….21-22
5.Список использованной литературы……………………………………………….23
Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления. Последние могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования, только в роли финансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений — юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника.
Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение, прежде всего, их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности. По своим собственным обязательствам государство и другие публично-правовые образования отвечают лишь той частью своего имущества, которую они не передали своим юридическим лицам (п. 1 ст. 126 ГК РФ) и которая составляет понятие «казны» (нераспределенного государственного и муниципального имущества). Имущество казны, состоящее из средств соответствующего государственного или местного бюджета, и составляет материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). Поэтому именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных публично-правовыми образованиями (т.е. от их имени) для участия в гражданских правоотношениях, в частности при выпуске (эмиссии) государственных или муниципальных внутренних займов или предоставлении кредитов, а также при предъявлении к государственным или муниципальным образованиям имущественных требований (исков), в том числе в порядке субсидиарной ответственности по долгам созданных ими учреждений (ст. 107 ГК РФ). Что касается иного, находящегося в публичной собственности имущества, то распоряжение им от имени собственника осуществляют иные уполномоченные на то органы. Так, создание, реорганизация и ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе наделение их имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также контроль за его сохранностью и использованием по назначению осуществляется министерствами и ведомствами либо комитетами по управлению государственным и муниципальным имуществом.
3.Граждане (физические лица).
К гражданам (физическим лицам) в соответствии с гражданским законодательством относятся не только граждане России, но и иностранные граждане, и лица без гражданства (ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ).
Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория как правосубъектность. Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права.
Правосубъектность включает в себя такие категории как правоспособность и дееспособность. Правоспособность - это признанная законом способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность является категорией абстрактной и неотчуждаемой, она возникает в момент рождения и прекращается со смертью физического лица. Статья 18 Гражданского кодекса специально посвящена содержанию правоспособности граждан. Она дает перечень только основных, наиболее значимых прав граждан, к которым относятся возможность иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной другой не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Хотя правоспособность признается в равной мере за всеми участниками гражданских правоотношений, способность гражданина иметь права не равна фактическому обладанию ими, а значит объем субъективных прав отдельного гражданина не равен объему прав другого физического лица, равен только объем возможностей иметь те или иные права. По общему правилуникто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом (п.1 ст.22 ГК РФ). Невозможен полный или частичный отказ гражданина от правоспособности и дееспособности. Существующие ограничения, обычно это ограничение свободы передвижения и лишения права заниматься определенным видом деятельности, носят временный характер и служат санкцией на совершение преступления или административного правонарушения. Не следует смешивать с ограничением правоспособности лишение гражданина тех или иных субъективных прав.
В отличие от правоспособности, дееспособность гражданина или способность своими действиями приобретать или осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (п.1 ст.21 ГР РФ). Связано это с тем, что реальное приобретение и осуществление гражданских прав является волевым действием, что предполагает достижение определенного уровня психологической зрелости. Помимо достижения возрастного ценза полная дееспособность может возникнуть в двух случаях: при вступлении гражданина, не достигшего 18 лет в брак, если ему в установленным законом порядке был снижен
брачный возраст; и при эмансипации. Эмансипация совершается по решению органа опеки и попечительства или суда, если один или оба родителя не согласны с этим, и дает физическому лицу все права и возможности совершеннолетнего. Условием для эмансипации является достижение 16-летнего возраста и работа по трудовому договору или занятие предпринимательской деятельностью с согласия родителей.
Закон предусматривает постепенное расширение дееспособности несовершеннолетнего. Если граждане до 6 лет полностью недееспособны, то дети от 6 до 14 лет могут самостоятельно совершать мелкие сделки, крупные сделки, не требующие специального оформления и регистрации, без цели корыстного обогащения. С этого же возраста обязательно согласие ребенка на усыновление. Дееспособность подростков (с 14 до 18 лет) максимально приближена к дееспособности совершеннолетних. Они могут совершать крупные сделки, требующие нотариального оформления и регистрации, с письменного согласия родителя или попечителя; делать вклады в финансово-кредитные учреждения и распоряжаться ими; самостоятельно осуществлять авторские и изобретательские права. В отличие от малолетних подростки частично деликтоспособны, однако родители или попечители несут субсидиарную ответственность при недостатке у ребенка финансовых средств. Неразумное распоряжения собственными средствами может привести с ограничению дееспособности подростка по решению суда.
Совершеннолетние граждане
также могут быть ограничены в
дееспособности, если вследствие злоупотребления
спиртными напитками или
Гражданин, который вследствие психического расстройства не понимает значения своих действий или не руководит ими, может быть признан судом недееспособным. Психическая болезнь, меняя характер отношений человека с его социальным окружением, обязательно в той или иной мере сказывается на его способности разумно вести дела. Уход в мир своих переживаний, гротескная переоценка обстоятельств, не имеющих значение с точки зрения здравомыслящего человека, повышенная зависимость от окружающих, которые могут преследовать свои низменные цели, или, напротив, полный разрыв социальных связей с благожелательно настроенной средой - все это создает массу конкретных ситуаций, когда общество бывает обязано взять на себя заботы о жизненном статусе душевнобольного. Причем сделать это в форме, гарантирующей гражданину сохранность его прав. Все сделки от имени недееспособного гражданина совершает его опекун.
Опекуны и попечители, которыми могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, обязаны заботится о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Все сделки совершаются опекуном в интересах подопечного. Законом запрещены сделки опекуна, попечителя, их супругов и близких родственников с подопечным. Семейный кодекс предусматривает также ограничение на вступление в брак опекуна и подопечного.
Опека и попечительство
над совершеннолетними
Попечительство может устанавливаться не только над частично или ограниченно дееспособными гражданами, но и над дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, например, над инвалидами. Такая форма попечительства называется патронажем (ст.41 ГК РФ). Попечитель над несовершеннолетним дееспособным гражданином осуществляет свои функции на основании договора поручения либо договора о доверительном управлении.
Регулирование гражданским отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако, возможны такие случаи, когда человек длительное время отсутствует, а никаких сведений в месте его постоянного жительства нет. Попытки его отыскать также оказываются безрезультатными. Подобная ситуация составляет определенную трудность для лиц, связанных с исчезнувшим (родственников, деловых партнеров и др.) Если человек отсутствует значительный промежуток времени, он может быть официально признан безвестно отсутствующим или умершим.
Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан безвестно отсутствующим, если в течении года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ч.1 ст.42 ГК РФ). В этом случае орган опеки и попечительства назначает доверительно управляющего имуществом, при необходимости постоянного управления этим имуществом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашаются задолженности по другим его обязательствам. На основании признания гражданина безвестно отсутствующим возможно расторжение брага органами Загса по заявлению супруга. В случае явки или обнаружения места пребывания безвестно отсутствующего гражданина суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим, отменяется также решение о доверительном управлении его имуществом.
Отсутствие гражданина или сведений о нем в месте его постоянного жительства в течении 5 лет дает право заинтересованной стороне обратить в суд с иском о признании гражданина умершим. Этот срок может быть сокращен до 6 месяцев, если в момент исчезновения лица существовала реальная угроза его гибели. Последствия признания гражданина умершим такие же как и в случае реальной смерти: расторжение брака, открытие наследства, выдача пособий иждивенцам и т.д. Если гражданин, объявленный умершим, возвращается или появляются сведения о месте его пребывания, суд отменяет решение о признании его умершим. Гражданин может потребовать от любого безвозмездного приобретателя возвращения своего сохранившего имущества. То же возможно в случае, если лицо приобрело имущество возмездно, но зная, что человек, объявленный умершим жив.
Одним из видов отношений,
регулируемых гражданским законодательством,
стал институт индивидуального