Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:11, контрольная работа
Суд среди других органов государственной власти
занимает особое место. Только суд своим решением может
положить конец спору истца и ответчика, только суд может
признать человека виновным в совершении преступления. Суд
реализует права граждан на обжалование действий должностных
лиц, рассматривает материалы о некоторых видах
административных правонарушений. Никакой другой орган
власти не правомочен выполнять эти задачи.
Введение………………………………………………………………………3стр.
Глава 1. Организация судебной системы……………………..…………….6стр.
Глава 2. Принципы организации правосудия………………………………7стр.
Глава 3. Структура судебной системы……………………………………...8стр.
3.1. Судебные органы конституционного контроля………………...8стр.
3.2. Система арбитражных судов……………………………………..9стр.
3.3. Система судов общей юрисдикции……………………..………10стр.
Глава 4. Правовой статус судьи…………………………………………….11стр.
Заключение………………………………………………………………......14стр.
Список использованных источников и литературы……..……………….15стр.
Санкт-Петербургский университет управления и экономики
Петрозаводский филиал
Факультет экономики и финансов
Кафедра «Финансы и кредит»
По дисциплине: __Право_______________________
На тему:_Судебная система Российской Федерации ______________
Вариант № _____
Выполнил студент 1 курса,
заочного отделения
группа 12-19730/1-1
специальность «Экономика»
Акулов Кирилл Владимирович
Руководитель:
Оленина Татьяна Юрьевна,
к.э.н., доцент
Оценка ________________________
Подпись преподавателя_________________
Петрозаводск
2012 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Организация судебной системы……………………..…………….6стр.
Глава 2. Принципы
организации правосудия……………………
Глава 3. Структура судебной системы……………………………………...8стр.
3.1. Судебные
органы конституционного
3.2. Система
арбитражных судов…………………………………
3.3. Система
судов общей юрисдикции……………………
Глава 4. Правовой статус судьи…………………………………………….11стр.
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……..……………….15стр.
Введение
Суд среди других органов государственной власти
занимает особое место. Только суд своим решением может
положить конец спору истца и ответчика, только суд может
признать человека виновным в совершении преступления. Суд
реализует права граждан на обжалование действий должностных
лиц, рассматривает материалы о некоторых видах
административных правонарушений. Никакой другой орган
власти не правомочен выполнять эти задачи.
В Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме
12 декабря 1993г., в рамках принципа разделения властей идея отделения
судебной власти от законодательной иисполнительной нашла свое
выражение в четком выделении самостоятельной главы 7 "Судебная
власть", наряду с главами 4 "Президент Российской Федерации", 5
"Федеральное Собрание", 6 "Правительство Российской Федерации".
Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию на
свои функции и не может выполнять функции других властей.
Конституция РФ [1,ст.118] и ныне действующий Закон о
судебной системе РФ [3,ст.1] предусматривают, что отправление
правосудия является особым видом государственной
деятельности, самостоятельной государственной функцией,
осуществлять которую во исполнение законов вправе только
специально
для этого предназначенные
функций правосудия другим органам антиконституционна и
недопустима. Т.е. в России нет и не должно быть никаких
иных, кроме
судов, государственных или
которые имели бы право рассматривать и разрешать
гражданские, уголовные и иные дела.
Правосудие не осуществляют различные кое-где еще
сохранившиеся товарищеские суды, создаваемые третейские суды, а равно действующие на постоянной основе Международный коммерческий арбитражный суд. Все эти учреждения административные и судебной властью не обладают.
Глава 1. Организация судебной системы
Судебная система — совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.
Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на
территории Российской Федерации.
Каждое
из звеньев судебной системы представляет
собой совокупность судов одинаковой
компетенции. Судебная система
РФ устанавливается Конституцией
РФ и Федеральным конституционным Законом
«О судебной системе Российской
Федерации» с учетом в необходимых
случаях федерального и административно-
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
— установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;
— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
— применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
— признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
— законодательного закрепления единства статуса судей;
— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Глава 2. Принципы организации правосудия
Принципы организации правосудия – это руководящие начала, определяющие организацию судопроизводства в Российской Федерации. К их числу относят:
Глава 3.Структура судебной системы
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Систему федеральных судов составляют:
1) Конституционный Суд Российской Федерации;
2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3) Арбитражные
суды во главе с Высшим
Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции [3,ст.4].
3.1. Судебные органы конституционного контроля
К ним относят федеральный
орган конституционного
Главным в деятельности Конституционного суда являются защита основ конституционного строя, конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.
Особенность деятельности Конституционного суда заключается в том, что он призван решать исключительные вопросы права и ни при каких обстоятельствах не склоняться к политической целесообразности. Конституционный суд в определённом смысле творит право, влияет на волю законодателя и правоприменителя, создаёт прецеденты толкования Конституции РФ и федеральных законов, развивает конституционно-правовую доктрину, уточняя смысл и содержание конституционных норм, обеспечивает реализуемость основного закона. Высокий статус Конституционного суда определяется тем, что он выступает в качестве общенационального арбитра, разрешая споры и улаживая юридические разногласия между различными органами государственной власти.
Часть 1 ст. 125 Конституции РФ [1,гл.7] устанавливает, что Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. В соответствии с Законом «О Конституционном суде РФ» [5,гл.2,ст.8] судьёй может быть гражданин РФ не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Закон устанавливает, что судья Конституционного суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности – 70 лет.
3.2. Система арбитражных судов
Системой арбитражных судов охватываются три звена:
1) арбитражные
суды субъектов Федерации (
2) федеральные
арбитражные суды округов (
3) Высший арбитражный суд РФ (высшее звено).
Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя, а также между Российской Федерацией и её субъектами.
К полномочиям
Высшего арбитражного суда РФ относятся:
рассмотрение дел о признании
недействительными
В субъектах
Федерации действуют
3.3. Система судов общей юрисдикции
В систему судов общей юрисдикции входят три звена:
1) районные суды – основное звено и нижестоящая инстанция в системе федеральных судов. Одновременно районные суды выступают как вышестоящая инстанция по отношению к мировым судьям;
2) верховные
суды республик, краевые,
3) Верховный суд РФ [6,ст.1].
Согласно Конституции РФ [1,гл.7, ст.126] Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Из этого следует, что он возглавляет систему этих судов.
В пределах своих полномочий Верховный суд:
- рассматривает дела в качестве суда первой инстанции;
- проверяет в кассационном порядке решения и приговоры нижестоящих судов, а также решения и приговоры судебных коллегий Верховного суда РФ;
- проверяет в порядке судебного надзора вступившие в законную силу решения, приговоры и другие судебные акты нижестоящих судов, а также судебных коллегий и Кассационной коллегии Верховного суда РФ;
- рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам;
- изучает и обобщает судебную практику, разъясняет судам вопросы применения законодательства;
- имеет право законодательной инициативы и право обращения в Конституционный суд с запросом о соответствии Конституции РФ применяемых судами нормативно – правовых актов.
Глава 4. Правовой статус судьи
Центральная фигура всей судебной системы – судья. От правового статуса судьи (и в не меньшей мере – от его профессионализма и нравственной позиции) во многом зависит качество правосудия, состояние судебной охраны прав и свобод граждан.
Правовой статус судьи – это определяемое Конституцией РФ и федеральными законами правовое положение судьи, права, обязанности, основания и порядок назначения на должность, гарантии деятельности. Статус судьи определяется Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992г. (с изменениями и дополнениями) [7,стр.282]. Судьей может быть гражданин Российской Федерации: