Судебник 1497 года. Общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования в курсовой работе – на основе комплексного исследования соотношения личности с государством и правом, системы гарантий прав личности теоретически обосновать перспективные направления дальнейшего их развития в условиях глобализации.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
- обобщить основные направления исследования соотношения и связей личности и государства, личности и права, системы гарантий прав личности;
- уточнить соотношение понятий «личность», «правовое государство», «гражданское общество», «правовые связи» для устранения недостаточной определенности их содержания в современных условиях;
- дать характеристику личности и государства как субъектам правовых отношений и правовых связей в гражданском обществе с учетом особенностей глобализации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..1-4
ГЛАВА IСООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ……………………………………………………...14
1.1. Взаимосвязь личности и государства.
1.2. Государство и защита прав и свобод личности.
1.3. Ответственность государства перед личностью.
ГЛАВА IIВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.………………….………………………………..……………….24
2.1. Понятие правового статуса личности.
2.2. Права и свободы личности, гарантированные государством.
2.3. Обязанности личности перед государством.
ГЛАВА III ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.………………………………………………………..………….33
3.1. Роль глобализации в развитии современного гражданского общества, государства и права в России.
3.2. Проблемы и пути формирования системы гарантий прав личности и правового государства в Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37

Файлы: 2 файла

титульный лист.docx

— 12.41 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовая работа ТГП.docx

— 73.88 Кб (Скачать файл)

      Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующая система гарантий его реализации.

     Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав личности. К общим гарантиям, как правило, относят: экономические - материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические - установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические - поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д. К юридическим гарантиям относят совокупность правовых норм, позволяющим личности с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право ( это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от различного рода посягательств и обязывающие все государственные органы, должностные лица уважать личность, охранять ее права и свободы).

    В целом проблема полноты прав и свобод личности, их гарантированности приобрела сегодня общемировое значение, критерием реальности национального и международного права как основы внутренней и международной политики.

     Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности, то есть на создание эффективной системы гарантий прав личности, важную роль в которой играет полноценное гражданское общество. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства.

    Таким образом, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации, новом витке общественного процесса, который должен был получить адекватное официальное признание и выражение. При этом во всех предлагаемых моделях и концепциях четко доминировал главный лейтмотив - собственность и отказ государства от претензий на роль единственного "организатора и координатора", от стремления держать в своих руках все социальные нити и связи. Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. Но мало кто может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея, как отмечается в печати, звучит привлекательно, но малопонятно для подавляющей части населения. Анализируя труды Гегеля и К. Маркса можно сделать вывод, что гражданское общество - это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, высокий уровень общественного правосознания, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов.

Понятие глобализации с такой же быстротой как и компьютеры, принтеры, информационные технологии, вошло не только в научную, но в повседневную лексику. По утверждению одного из наиболее авторитетных западно-европейских исследователей проблем глобализации Ульбрихта Бека, «глобализация» является наиболее употребляемым и даже злоупотребляемым словом. Преобладает мнение, что вследствие глобализации происходит девальвация важнейших институтов цивилизации – государства и права. Иракский кризис обнажил рассматриваемую проблему в гуманитарной плоскости, поставив перед всеми вопрос о способности государства гарантировать личности ее права в эпоху глобализации. С этим связан и другой, более общий вопрос: в какой мере государство, право и гражданское общество изменяются под влиянием происходящих в современном мире глобальных изменений.23

С явлением глобализации, так или иначе, связана  проблема реализации права. Существует устойчивое мнение сторонников усиления процессов глобализации о том, что  действие законов свободного рынка  ограничивает свободу национальных парламентов. Иначе говоря, законы рынка  подменяют практику юридических  законов. В специальной литературе отмечается, что в условиях глобализации ослабевает действие законов, действие правового инструментария в целом. Глобализация не устраняет возможности  демократического контроля за поведением и деятельностью участников социальных процессов, однако существенно снижает его потенциал.24

В условиях глобализации возникает вопрос о  способности российского права  адаптироваться к новым условиям. Глобализация одновременно с ослаблением  управляющего потенциала государства  девальвирует прежние представления  о регулятивной роли права. Для стран, желающих вписаться в новую мировую систему, сформулированы экономические правила, базирующиеся на следующих рекомендациях: открытость, дерегуляция, приватизация национальных экономик, ограничение суверенитета государства. В качестве институтов системы регуляции выступают Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и другие. Однако существует и иное мнение, в соответствии с которым глобализация побуждает наращивать национальную юридическую систему, предполагает опережающее формирование юридического обеспечения.25

Глобализация  самым непосредственным образом  влияет на состояние демократии, гражданского общества и политической стабильности как внутри отдельной страны, так  и в определенном регионе мира. Государство сильное, свободное  от коррупции, независимое в своих  внутренних делах от могущественных внешних политических и экономических  сил, ориентирующееся в формулировании и осуществлении целей и задач  государственной политики на национальные интересы – является противоядием к мощному воздействию транснациональных корпораций.26

Таким образом, можно сделать вывод что в 21 веке Россию, в связи с усиливающейся глобализацией, ожидает падение уровня общественного правосознания, раскол гражданского общества и проблема сепаратизма.

3.2. Проблемы и пути формирования системы гарантий прав личности и правового государства в Российской Федерации.

Рассмотрим  следующие проблемы эффективности  гарантий прав личности и пути формирования правового государства в России. Действенность и эффективность прав личности обусловлена их реальными гарантиями, т.е. определенной системой условий и средств, обеспечивающих практическую возможность пользоваться теми или иными правами, охранять и защищать их. Общими социальными гарантиями прав личности являются экономические, политические, культурные гарантии. В качестве специальных гарантий выступают правовые гарантии, превентивная направленность и регулятивная значимость которых в правовом государстве определяется самой сущностью его, гарантирующего неотвратимость соответствующих правовых воздействий на всех тех, кто нарушает установленный в обществе правопорядок.

Понятия охраны прав и их защиты органически  взаимосвязаны. Охранять - значит оберегать, караулить, сторожить; защищать - ограждать (мирным или силовым способом) от посягательства, нападения, враждебных действий, спасать и т.п. В правоведении под охраной прав личности понимают меры, осуществляемые органами государства в целях предупреждения нарушений прав личности, под защитой - меры, предпринимаемые в целях восстановления оспариваемых или нарушенных прав средствами, предусмотренными действующим законодательством.27

Правовая  мысль издавна право на охрану и защиту интересов личности, ее прав трактовала как "необходимое  условие" геополитического могущества государства, его благополучного, стабильного  существования.

В законодательных  системах правовых государств существуют особые правоохранительные и правозащитные  нормы, рассредоточенные по различным  отраслям права (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право и т.д.). Взаимосвязанные функционально  с основополагающими конституционными принципами (см., например, ст. ст. 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25 и др. Конституции Российской Федерации), указанные нормы образуют единый межотраслевой институт правовой охраны и защиты прав личности, системно гарантирующий нормальное правовое бытие членов общества. В перспективе ученые прогнозируют разработку и принятие в Российской Федерации специального Кодекса правовой охраны и защиты прав человека, личности.28

Важное  значение в механизме защиты прав личности имеет развитие такого внесудебного института, как институт Уполномоченного по правам человека (институт омбудсмена), который в одних государствах функционирует как единоличное должностное лицо, в других представлен коллегиальным органом (Австрия, Венгрия и др.). Назначается Уполномоченный по правам человека и освобождается от должности, как правило, законодательным органом государственной власти, однако функционирует он независимо от всех других государственных институтов. Компетенция его весьма широкая и распространяется на все случаи нарушения прав личности, в том числе в армии, пенитенциарной системе и др.29

В России правовой статус Уполномоченного по правам человека определен Федеральным  конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 27 февраля 1997 г. В течение 2001 г., например, Уполномоченному по правам человека поступило свыше 30 тыс. жалоб и обращений граждан о тех или иных нарушениях их прав в результате решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Более 3,5 тыс. россиян обратились непосредственно в приемную заявлений аппарата Уполномоченного по правам человека (г. Москва). Практикуются выездные приемные Уполномоченного по правам человека. Аналогичная должность учреждена в субъектах Российской Федерации (например, в Республике Калмыкия, в Амурской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой, Московской, Пермской, Самарской и других областях).30

Учреждение  в России института Уполномоченного  по правам человека способствует укреплению доверия граждан к государству, обеспечению цивилизованных методов  решения проблем по правам человека, личности. При Президенте Российской Федерации имеется также Комиссия по правам человека, которая действует  в контакте с Уполномоченным по правам человека.31

Правозащитный потенциал при нарушении прав личности не исчерпывается внутригосударственными способами, средствами. Повышается международная  ответственность за правовое благополучие социального бытия. Сложилась и  действует система международно-правовой охраны и защиты прав личности, явившаяся  результатом практической реализации одного из кардинальных принципов современного международного права - принципа всеобщего  уважения прав человеческой личности.

В частности, после принятия России в Совет  Европы (1996) и ратификации ею Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, что поставило российское государство под международный контроль за соблюдение прав человека, граждане России, как и граждане других государств, получили возможность защищать свои права в Европейском суде по правам человека, учрежденном в соответствии с указанной Конвенцией работающем на постоянной основе в Страсбурге. Как установлено Конвенцией, судьи этого Суда "должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом".32

Правовое  государство является гарантом прав и свобод личности. Право и государство  – это необходимые формы всеобщей свободы. Смысл государственно-правового  регулирования отношений между  людьми – установить такие нормы  и обеспечить такой порядок отношений, при которых обеспечивается всеобщая свобода. В правовом государстве  само право, правовое общение предполагают равную свободу всех субъектов правовых отношений. Видится, что путь для  формирования правового государства  в России лежит в юридическом либертаризме. С точки зрения юридического либертаризма свобода – высшая ценность для личности, общества и государства. Важно отметить, что с провозглашения этой аксиомы фактически начинается Российская Конституция. Юридический либертаризм объясняет правовое регулирование как обеспечение свободы.33 Правовая свобода возможна только при условии запрета всего того, что не может быть всеобщей нормой свободы. Реальные современные государства, провозглашающие себя правовыми лишь в той или иной мере ориентируются на идеал правовой государственности. А формирующееся ныне Российское государство, вопреки конституционно провозглашенному идеалу правовой государственности, в действительности скорее ближе к авторитарному, а не к правовому государству. России следует идти по пути децентрализации власти, проведения широкомасштабной административной реформы, развития системы органов местного самоуправления. Это путь, который приблизит Россию к понятию – правовое государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Согласно  Теории государства и права (ТГП) правовое государство помимо обязательного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную должно обеспечивать верховенство правовых законов, правовое регулирование по принципу "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и независимым судом. Иначе говоря, в правовом демократическом государстве должны править не люди, а законы, принимаемые избранной и независимой законодательной властью. От неисполнения законов должен гарантировать независимый суд.

В России же фактически вся полнота власти сконцентрирована в руках одного человека - Президента. И это возможно в соответствии с Конституцией РФ. В частности, он непосредственно и с широкими правами участвует в формировании исполнительной, судебной и законодательной власти, назначении (освобождении) от должности Генерального прокурора РФ (ст. ст. 83, 84), издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90) и т.д. Крупный специалист в области конституционного права бывший советник Президента РФ академик РАН О.Е. Кутафин писал: "Конституция РФ сегодня закрепляет не столько разделение властей, сколько развернутый конституционный институт, обращенный всей своей основной силой в сторону президентской власти. Сосредоточение у главы государства множества властных рычагов ставит его над всеми другими федеральными органами, а организационно-функциональная деятельность этих органов в системе разделения властей обретает своеобразные черты". Таким образом, Президент РФ практически стоит над государством и впору сказать: государство Россия - это Президент РФ.

Информация о работе Судебник 1497 года. Общая характеристика