Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:59, курсовая работа
Цель исследования в курсовой работе – на основе комплексного исследования соотношения личности с государством и правом, системы гарантий прав личности теоретически обосновать перспективные направления дальнейшего их развития в условиях глобализации.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
- обобщить основные направления исследования соотношения и связей личности и государства, личности и права, системы гарантий прав личности;
- уточнить соотношение понятий «личность», «правовое государство», «гражданское общество», «правовые связи» для устранения недостаточной определенности их содержания в современных условиях;
- дать характеристику личности и государства как субъектам правовых отношений и правовых связей в гражданском обществе с учетом особенностей глобализации;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..1-4
ГЛАВА IСООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ……………………………………………………...14
1.1. Взаимосвязь личности и государства.
1.2. Государство и защита прав и свобод личности.
1.3. Ответственность государства перед личностью.
ГЛАВА IIВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.………………….………………………………..……………….24
2.1. Понятие правового статуса личности.
2.2. Права и свободы личности, гарантированные государством.
2.3. Обязанности личности перед государством.
ГЛАВА III ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.………………………………………………………..………….33
3.1. Роль глобализации в развитии современного гражданского общества, государства и права в России.
3.2. Проблемы и пути формирования системы гарантий прав личности и правового государства в Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..37
Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующая система гарантий его реализации.
Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав личности. К общим гарантиям, как правило, относят: экономические - материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические - установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические - поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д. К юридическим гарантиям относят совокупность правовых норм, позволяющим личности с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право ( это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от различного рода посягательств и обязывающие все государственные органы, должностные лица уважать личность, охранять ее права и свободы).
В целом проблема полноты прав и свобод личности, их гарантированности приобрела сегодня общемировое значение, критерием реальности национального и международного права как основы внутренней и международной политики.
Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности, то есть на создание эффективной системы гарантий прав личности, важную роль в которой играет полноценное гражданское общество. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства.
Таким образом, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации, новом витке общественного процесса, который должен был получить адекватное официальное признание и выражение. При этом во всех предлагаемых моделях и концепциях четко доминировал главный лейтмотив - собственность и отказ государства от претензий на роль единственного "организатора и координатора", от стремления держать в своих руках все социальные нити и связи. Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. Но мало кто может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея, как отмечается в печати, звучит привлекательно, но малопонятно для подавляющей части населения. Анализируя труды Гегеля и К. Маркса можно сделать вывод, что гражданское общество - это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, высокий уровень общественного правосознания, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов.
Понятие глобализации с такой же быстротой как и компьютеры, принтеры, информационные технологии, вошло не только в научную, но в повседневную лексику. По утверждению одного из наиболее авторитетных западно-европейских исследователей проблем глобализации Ульбрихта Бека, «глобализация» является наиболее употребляемым и даже злоупотребляемым словом. Преобладает мнение, что вследствие глобализации происходит девальвация важнейших институтов цивилизации – государства и права. Иракский кризис обнажил рассматриваемую проблему в гуманитарной плоскости, поставив перед всеми вопрос о способности государства гарантировать личности ее права в эпоху глобализации. С этим связан и другой, более общий вопрос: в какой мере государство, право и гражданское общество изменяются под влиянием происходящих в современном мире глобальных изменений.23
С явлением глобализации, так или иначе, связана проблема реализации права. Существует устойчивое мнение сторонников усиления процессов глобализации о том, что действие законов свободного рынка ограничивает свободу национальных парламентов. Иначе говоря, законы рынка подменяют практику юридических законов. В специальной литературе отмечается, что в условиях глобализации ослабевает действие законов, действие правового инструментария в целом. Глобализация не устраняет возможности демократического контроля за поведением и деятельностью участников социальных процессов, однако существенно снижает его потенциал.24
В условиях глобализации возникает вопрос о способности российского права адаптироваться к новым условиям. Глобализация одновременно с ослаблением управляющего потенциала государства девальвирует прежние представления о регулятивной роли права. Для стран, желающих вписаться в новую мировую систему, сформулированы экономические правила, базирующиеся на следующих рекомендациях: открытость, дерегуляция, приватизация национальных экономик, ограничение суверенитета государства. В качестве институтов системы регуляции выступают Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и другие. Однако существует и иное мнение, в соответствии с которым глобализация побуждает наращивать национальную юридическую систему, предполагает опережающее формирование юридического обеспечения.25
Глобализация
самым непосредственным образом
влияет на состояние демократии, гражданского
общества и политической стабильности
как внутри отдельной страны, так
и в определенном регионе мира.
Государство сильное, свободное
от коррупции, независимое в своих
внутренних делах от могущественных
внешних политических и экономических
сил, ориентирующееся в
Таким образом, можно сделать вывод что в 21 веке Россию, в связи с усиливающейся глобализацией, ожидает падение уровня общественного правосознания, раскол гражданского общества и проблема сепаратизма.
3.2. Проблемы и пути формирования системы гарантий прав личности и правового государства в Российской Федерации.
Рассмотрим
следующие проблемы эффективности
гарантий прав личности и пути формирования
правового государства в
Понятия охраны прав и их защиты органически взаимосвязаны. Охранять - значит оберегать, караулить, сторожить; защищать - ограждать (мирным или силовым способом) от посягательства, нападения, враждебных действий, спасать и т.п. В правоведении под охраной прав личности понимают меры, осуществляемые органами государства в целях предупреждения нарушений прав личности, под защитой - меры, предпринимаемые в целях восстановления оспариваемых или нарушенных прав средствами, предусмотренными действующим законодательством.27
Правовая мысль издавна право на охрану и защиту интересов личности, ее прав трактовала как "необходимое условие" геополитического могущества государства, его благополучного, стабильного существования.
В законодательных
системах правовых государств существуют
особые правоохранительные и правозащитные
нормы, рассредоточенные по различным
отраслям права (конституционное право,
гражданское право, административное
право, уголовное право и т.д.).
Взаимосвязанные функционально
с основополагающими
Важное значение в механизме защиты прав личности имеет развитие такого внесудебного института, как институт Уполномоченного по правам человека (институт омбудсмена), который в одних государствах функционирует как единоличное должностное лицо, в других представлен коллегиальным органом (Австрия, Венгрия и др.). Назначается Уполномоченный по правам человека и освобождается от должности, как правило, законодательным органом государственной власти, однако функционирует он независимо от всех других государственных институтов. Компетенция его весьма широкая и распространяется на все случаи нарушения прав личности, в том числе в армии, пенитенциарной системе и др.29
В России правовой статус Уполномоченного по правам человека определен Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 27 февраля 1997 г. В течение 2001 г., например, Уполномоченному по правам человека поступило свыше 30 тыс. жалоб и обращений граждан о тех или иных нарушениях их прав в результате решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Более 3,5 тыс. россиян обратились непосредственно в приемную заявлений аппарата Уполномоченного по правам человека (г. Москва). Практикуются выездные приемные Уполномоченного по правам человека. Аналогичная должность учреждена в субъектах Российской Федерации (например, в Республике Калмыкия, в Амурской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой, Московской, Пермской, Самарской и других областях).30
Учреждение
в России института Уполномоченного
по правам человека способствует укреплению
доверия граждан к государству,
обеспечению цивилизованных методов
решения проблем по правам человека,
личности. При Президенте Российской
Федерации имеется также
Правозащитный
потенциал при нарушении прав
личности не исчерпывается
В частности, после принятия России в Совет Европы (1996) и ратификации ею Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, что поставило российское государство под международный контроль за соблюдение прав человека, граждане России, как и граждане других государств, получили возможность защищать свои права в Европейском суде по правам человека, учрежденном в соответствии с указанной Конвенцией работающем на постоянной основе в Страсбурге. Как установлено Конвенцией, судьи этого Суда "должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом".32
Правовое
государство является гарантом прав
и свобод личности. Право и государство
– это необходимые формы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно Теории государства и права (ТГП) правовое государство помимо обязательного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную должно обеспечивать верховенство правовых законов, правовое регулирование по принципу "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и независимым судом. Иначе говоря, в правовом демократическом государстве должны править не люди, а законы, принимаемые избранной и независимой законодательной властью. От неисполнения законов должен гарантировать независимый суд.
В России же фактически вся полнота власти сконцентрирована в руках одного человека - Президента. И это возможно в соответствии с Конституцией РФ. В частности, он непосредственно и с широкими правами участвует в формировании исполнительной, судебной и законодательной власти, назначении (освобождении) от должности Генерального прокурора РФ (ст. ст. 83, 84), издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90) и т.д. Крупный специалист в области конституционного права бывший советник Президента РФ академик РАН О.Е. Кутафин писал: "Конституция РФ сегодня закрепляет не столько разделение властей, сколько развернутый конституционный институт, обращенный всей своей основной силой в сторону президентской власти. Сосредоточение у главы государства множества властных рычагов ставит его над всеми другими федеральными органами, а организационно-функциональная деятельность этих органов в системе разделения властей обретает своеобразные черты". Таким образом, Президент РФ практически стоит над государством и впору сказать: государство Россия - это Президент РФ.
Информация о работе Судебник 1497 года. Общая характеристика