Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 02:51, курсовая работа
Проблемность данной работы заключается, в том, что в современной юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях, которые, однако, характеризуются относительно постоянными, теоретическими характеристиками: сущностью, типологией и формами права.
Во -первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3стр.
Глава I. Понятие и сущность права ………………………………………….5стр.
Глава II. Типы права ………………………… ………………………………12стр.
Глава III. Формы права ……………………………………………………...15 стр.
3.1 Определение форм (источников) права …………………………………15стр.
3.2 Классификация форм права ……………………………………………...25стр.
Заключение ……………………………………………………………………32стр.
Список литературы ………………………………………………………….33стр.
Сущность права находит свое выражение в правовых принципах, в его социальном назначении и функциях.
Глава II. Типы права
При формационном подходе следует исходить из того положения, что каждому типу государства соответствует свой тип права.
Исторически первым в отдельных
странах возникает
Рабовладельческое право
предоставляло рабовладельцу
Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме — плебеи и перегрины, в Афинах — метеки и т. д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная — за плебеями, еще более ограниченная — за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны.
В рабовладельческом праве
открыто признавался и
Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приобретения, пользования, и распоряжения ею. Охрана частной собственности сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частном собственности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обязательственное право, долговое право и т.д.), и это привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (достаточно сослаться на кодекс Наполеона).
С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивно. Преобладал правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого общества возникла потребность ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Немалое значение имела и такая форма, как судебный или административный прецедент. Рабовладельческому государству было известно правотворчество в форме издания общеобязательных постановлений органами государственной власти (сенатом) или должностными лицами.
Рабовладельческое право было систематизировано. Так, римские гористы различали; цивильное право — право, которое каждый отдельный "народ" устанавливал для себя; естественное право — право, установленное самой природой; право народов, по которому аргументировалось рабство во всех его формах.
Цивильное право по чисто
формальным моментам делилось на частное
и публичное. Впервые такое деление
обосновал римский юрист
В отдельных странах исторически
первым возникает феодальное право,
для которого характерен принцип
формального неравенства: права
Феодальное право — это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщенности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.
Классовая сущность феодального права заключалась в защите интересов крупных землевладений и личности феодалов, в закреплении крепостной зависимости крестьянства.
Земельная собственность
— это непосредственные отношения
господства и порабощения, отсюда феодальное
право — это кулачное право. Ему
не присуще деление на частное
и публичное. При господстве крупной
земельной собственности право
принуждения непосредственно
Феодальное право носило религиозный характер, что определялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального законодательства подкреплялся религиозными постулатами. Например, армянский просветитель Мхитар Гош в своем Судебнике пространно объясняет, почему Христос, завещав людям блюсти законы, не изложил их сам письменно, а предоставил это законодателям отдельных стран. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.
Буржуазное право появилось
как результат правотворческой
деятельности буржуазного государства
для укрепления капиталистического
общественного и
Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип "священной и неприкосновенной частной собственности", идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и т. п.
Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии.
”Сущность права состоит
в его природности по отношению
к бытию человека. Право существует
сознании человека, оно не отделено от
него. Оно воплощается в понимании
человеком ценности его жизни,
собственного единства с жизнью.
Наличие права присутствует в достоинстве
человека, в его физической и моральной
неприкосновенности . “1
Право в собственном понимании—это не юридическая , а социальная категория . Речь идет о праве народа на суверенитет ,на свое политическое , экономическое и культурное самоопределение, на право отдельного человека самостоятельно определять свое место в обществе . Но все это приобретает юридическое значение только тогда , когда оно воплощается в юридические законы . Право народа на его суверенитет должно приобрести форму конституционного положения , определится в декларациях и конституциях , принятых законодательной властью. Например , право человека на собственность из обще социального феномена перевоплощается в феномен юридический только тогда , когда оно определяется конституцией и действующим гражданским кодексом .
В юридической литературе , в частности в учебниках и учебных пособиях, термин право нередко используется в понимании законодательства . Так, например, известные юристы-теоретики С. Н . Братусь , О . В .Мицкевич и И. С . Самощенко утверждают , что сущность права (законодательства) характеризуется тем, какие объективно обусловленные общественные интересы и каких именно классов закреплены в этой правовой (законодательной) системе в целом .
Право ( законодательство) – это безусловно волевой фактор в многозначном его понимании . Это воля отдельных людей с их мыслями и чувствами , с их предубеждениями и слабостями , которые принимают непосредственное участие в создании проектов юридических законов, обсуждают их, голосуют за или против них .Юридический закон всегда бывает направленным в сторону волевой активности людей. Действие его – это упорядочение этих отношений.
В воле людей, которая воплощается в юридические законы находят свое выражение программы , надежды больших социальных групп людей, то есть народа или его слоев.
Проблема наполнения юридических законов конкретным содержанием—это не что иное, как их последовательная волевая обусловленность, которая в свою очередь зависит от материальной жизни общества.
Сущность законодательства находится в его внутреннем содержании и находит свое отражение во многих явлениях.
Логическое сведение исторической информации о законодательстве приводит к выводу ,что законодательство как и государство возникает из необходимости управления социальными процессами , то есть взаимоотношениями между людьми , становится одним из наиболее важных рычагов управления этими процессами .Без законодательства государство не способно выполнять свое назначение, государственное управление в основе своей—это одновременно и законодательно обоснованное управление.
Государство возникает на этапе неолитической революции. А когда же складывается законодательство? Есть все основания полагать, что это произошло одновременно с государством .Первые законы , которые носили абсолютно обязательный характер для всех без исключения возникли вместе с производственной экономикой .Именно эти правила сводятся в первые исторически известные кодификации , как Кодекс Хамураппи , Законы 12 таблиц , Законы Ману .Когда знакомишься с данными источниками нетрудно заметить , что их основу составляют правила , обращенные на собственность , а отношения собственности- - это прежде всего то , что определяет характер производства .
Право, как считает Алексеев, это сведенная в закон государственная воля экономически господствующего класса , обусловленная в конечном счете требованиями экономического базиса .Тут мы имеем дело с традиционно марксистским правопониманием которое возникло еще в середине 19 века Марксом и Энгельсом .
Убежденным приверженцем нормативного правопонимания следует считать известного украинского юриста П . О. Недбайло .''Право , -писал он - это система правил поведения ‘’.
По мнению П . О . Недбайла достаточно распространенное марксистское утверждение , что право – воля господствующего класса, превращает феномен права из норм поведения в волевые импульсы ,что в свою очередь приводит к произволу . Только воля , сведенная в закон , приходит он к выводу , становится государственной волей в форме норм , правил поведения , совокупность которых и составляет систему права .
Содержание любого явления всегда носит формализованный характер, а его форма всегда имеет конкретное содержание .Это полностью относится и к праву .Законодательство и право не существует и не может существовать вне формы .
Какой-либо юридический закон воплощается в конкретную форму, которая становится необходимым условием его существования, свидетельствует о его месте в системе законодательства , его соотношении с другими законами ,о его юридической силе .
Известно, что способам юридического правообразования отвечают соответствующие им формы отображения юридических норм :одностороннему волеизъявлению органов государства – юридический нормативный акт ,двух- или многостороннему волеизъявлению субъектов права на паритетных основах—юридический нормативный договор, санкционированию – правовой обычай, признанию прецедента – судебный прецедент .
В правовой науке и юридической практике термин “источник права” понимается многозначно ,а иногда употребляется как тождественный термину “форма права “. Вместе с тем, для юристов-практиков важно уметь четко различать эти термины для правильного использования в правоприменении именно форм права . Содержание этих понятий будет различным в зависимости от того , в каком контексте они применяются – или по отношению к праву как к целому, или по отношению к отдельной норме , группе норм . Можно сказать , право имеет внутреннюю и внешнюю форму , под которыми традиционно понимается , в первом случае , внутреннее построение права , его структура , деление на отрасли и институты; внешняя форма права—это система законодательства .
“Внутренней формой правовой нормы является ее структура, деление на гипотезу , диспозицию , санкцию , а внешней – статья нормативного акта или группа статей, в которых отображена правовая норма. Кроме этого , под фор-мой права иногда понимают способы установления правовых норм (нормативный акт, нормативный договор, cудебный прецедент, правовой обычай ). Для обозначения этого явления используется также термин “ источник права.” 2