Сущностная характеристика правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы правового положения государства как субъекта международного частного права. Для достижения указанной цели поставлены задачи:
- изучить и проанализировать правосубъектность государства;
- дать определение государственной корпорации как субъекта права;
- уточнить правовой статус и специфические особенности государства как субъекта международного частного права;
- уточнить понятие и содержание государственного иммунитета;
- определить виды иммунитета государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государство: понятие и сущность……………………………………6
1.1 Понятие, признаки, сущность государства…………………………6
1.2 Международная правосубъектность государств………………….13
Глава 2. Государство как особый субъект права…………………………….15
2.1 Государство как правовая корпорация……………………………15
2.2 Понятия и виды иммунитета государства…………………………15
2.3 Государства как субъект международных отношений……………17
Глава 3. Сущностная характеристика правового государства………………..19
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

гос и право.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г.Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л.Фуллер, англо-американский юрист Р. Дврркин, Ф. Хайек и др. Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (1980-е годы) началась разработка теории социалистического правового государства.

          Отечественные и зарубежные ученые  называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законности, равное пользование правами. Между тем правовое государство - это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов. В то же время правовое государство обладает свойствами, позволяющими определенно заключить, что перед нами правовое, а не какое-либо иное государство.

          Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства: господство права  во всех сферах жизни общества; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей. Целесообразно рассмотреть эти признаки подробнее.

  1. Господство, или верховенство, права предполагает:

- во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;

- во-вторых, правовой  характер принимаемых законов  и верховенство правового закона, т.е.  законы должны быть справедливыми,  основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им;

- в-третьих,  связанность государства им же  созданными законами, т.е. ограничение  государственной власти посредством  права, правовых установлений  и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

- в-четвертых,  верховенство Конституции в системе  нормативных правовых актов.

            В некоторых учебниках говорится  о приоритетности права, а не  о его господстве.  Однако представляется, что именно господство права, его правление, верховенство (это соответствует англоязычной концепции соотношения права и государства) лучше всего раскрывают роль правовых форм и начал в жизни общества: все должно быть подчинено праву, оно главный ориентир и критерий свободного, правового общества.

  1. Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.
  2. Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности. В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека. Однако у личности есть не только права, но и определенные обязанности перед обществом, государством, другими людьми, главные из которых  закреплены в Конституции.
  3. Принцип разделения властей, как уже указывалось, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти. Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

Создание правового  государства требует и определенных условий или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества; эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства и др. Важно отметить, что хотя немецким ученым принадлежит большая роль в разработке теории правового государства, одни из них скептически относятся к идее ее реализации, видя в нем модель идеальной организации государственности, которую вряд ли возможно осуществить в полном объеме; другие считают эту проблему перспективной, так как она ставит своей целью избавление людей от произвола государственного аппарата, от бесправия и незащищенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в данной работе были рассмотрены  моменты, касающиеся статуса государств, как особых субъектов права и  субъектов международного права. Сложившаяся  на сегодняшний день обстановка в  мире представляется чрезвычайно сложной. Действительно, достаточно лишь упомянуть о ситуации вокруг Ирана, Ирака, Северной Кореи, а также вокруг многих других государств.

Без строгого и  неукоснительного соблюдения основных принципов и норм международного права при разрешений упомянутых и иных вопросов и конфликтов мировое сообщество может надолго остановиться в развитии человеческой цивилизации, поскольку в данном аспекте мирное сосуществование и генезис человечества взаимосвязаны и неразделимы друг от друга.

В этой чрезвычайно важной задаче основную роль, конечно, должно сыграть международное право и его институты, принципы и нормы. Недаром, Всемирная конференция международного права, состоявшаяся в Нью-Йорке в 1995 году, определила международное право как язык международного общения.

Исходя из этого, можно заключить, что государства  не могут существовать и общаться друг с другом без всяких правил, руководствуясь силой и сиюминутными интересами (печальные результаты этого  известны всему человечеству). Соблюдение норм и принципов международного права в международной деятельности государств являются основой стабильного международного правопорядка, который образно можно сравнить с правилами дорожного движения, где любые нарушения чреваты кризисами и катастрофами, для нейтрализации пагубных последствий которых мировое сообщество вынуждено, будет затратить огромное количество материальных и временных ресурсов.

 

Список литературы

 

1.Устав Организации Объединенных Наций. Сборник нормативных актов по международному частному праву. – Минск: Дикта, 2005. - 479с.

2.Европейская конвенция 1972 г. об иммунитете государства (вступила в силу с июня 1976 г). Сборник нормативных актов по международному частному праву. – Москва: Дикта, 2005. - 479с.

3.Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях. Сборник нормативных актов по международному частному праву. – Минск: Диктат, 2005. - 479с.

4.Указ Президента РФ «Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация» № 2005/02/21-1 от 21.02.2006 // Официальный сайт Президента РФ.

5.Федеральный закон «О банке развития» от 17.05.2007 г. № 82-ФЗ // Российская газета. 24.05.2007. № 4371.

6.Федеральный Закон «О внесении дополнений в Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 08.07.1999 № 140-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 12.07.1999. № 28.

7.Федеральный закон «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» от 30.10.2007 г. № 238-ФЗ // Российская газета. 03.11.2007. № 4510.

8.Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3.

9.Федеральный закон «О российской корпорации нанотехнологий» от 19.07.2007 № 139-ФЗ // Российская газета. 25.07.2007. № 4422.

10.Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 № 177-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.12.2003. № 52.

11.Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ // Российская газета. 27.07.2007. № 4425.

II Специальная литература

12.Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 2008. - № 7.

13.Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для вузов.: Юриспруденция, 2007.

14.Гражданское и торговое право капиталистических государств. - М.: Международные отношения, 2003.

15.Емельяненков А. «Росатом» во втором прочтении // Российская газета. 9.11.2007. № 251(4514).

16.Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций // Государство и право. 2001. № 6.

17.Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник СПб.: Изд-во юрид. инст., 2004.

18.Коркунов Н. М. Русское государственное право. - СП б., 2004. Т. 1.

19.Корпоративное право: Учеб. для юридических вузов / В.В. Гущин, Ю.О. Порошина, Е.Б. Сердюк. М.: Эксмо, 2006.

20.Красавин А. Госмонопользование // Итоги. 08.10.2007. № 41(591).

21.Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 2006.

22.Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. - 2008. - № 10.

23.Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. – 2005. - № 10.

24.Малинин С.А., Ковалева Т.М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение. 2005. N 5.

25.Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006.

26.Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2003.

27.Международное частное право. Сборник документов. - М.: МГУ, 2006.

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Сущностная характеристика правового государства