Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 07:59, контрольная работа
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Двуречье, Индии, Палестине, Китае и др. странах Древнего Востока.
Классовые общества Древнего Востока – самый ранний тип общества пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности.
Введение ..……………………….…………………………………. 2
Специфика политико-правовой идеологии…………………… 5
Концепция государства и права в брахманизме……………… 6
Политическая теория буддизма……………………………….. 11
4. Светская доктрина политики и права…………………………. 15
Заключение ...……………………………………………………… 18
Литература …………………………………………………………. 19
Введение ..……………………….…………………………………. 2
4. Светская доктрина политики
и права…………………………. 15
Заключение ...……………………………………………………… 18
Литература …………………………………………………………. 19
ВВЕДЕНИЕ
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Двуречье, Индии, Палестине, Китае и др. странах Древнего Востока.
Классовые общества Древнего Востока – самый ранний тип общества пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности.
Анализируя экономический базис этой общественной формации К. Маркс и Ф. Энгельс обозначили его как «азиатский способ производства».1
По социальной структуре данный строй представляет собой «систему сельских общин». Основную массу эксплуатируемых составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, не смотря на довольно широкое распространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), решающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, аристократическая и имущественная знать.
На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя, содержала остатки первобытных представлений.
Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний. Цари, жрецы, судьи и др. представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.
Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда в Индийских религиозных книгах.
В государствах Древнего Востока вследствие неразвитости классового самосознания политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.
Незавершенный характер этого процесса, проявлялся в следующем.
Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства (ремесла) управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти.
Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению государственной власти и ее концепции в руках единоличных правителей. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточением всей государственной жизни.
Во-вторых политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли.
В-третьих, характерно то, что в них не только сохранялись но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладания в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие) оставались без решения, либо решались при помощи тех воззрений, которые представляло религиозно-мифологическое сознание.
Социально-политические теории Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованьями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве.
I. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ
Политические и правовые представления древнеиндийского общества формировались вместе с зарождением государства в 111 тыс. до н.э. На их развитие заметное влияние оказали два фактора:
1) религии Древней Индии, которые
отличались большим
2) варно-кастовая структура древнеиндийской общины, определявшая политический и правовой порядок.
Они обусловили особенности политико-правовой идеологии древнеиндийского общества.
С одной стороны, политеизм (многобожие), отсутствие единого Бога и основателя (в Древней Индии насчитывалось более 3 тыс. богов) в значительной мере определили религиозную и идеологическую терпимость и толерантность, т.е. уважение к иной точке зрения, терпимость к критике. Это обстоятельство обусловило существование двух традиций - религиозной и светской в интерпретации государства и права. Причем религиозная традиция в анализе государства и права была не однородной, а представлена двумя основными идеологическими течениями - брахманизмом и буддизмом, между которыми имелись существенные расхождения в понимании назначения государства и права.
С другой стороны, варно - кастовая структура древнеиндийского общества обусловила высокую степень разделения политических ролей и функций между различными варнами, каждая из которых должна следовать предписаниям дхармы - закона, состоящего из набора общественных, культовых и семейных обязанностей, установленных богами для каждой из них. Дхарма входит в состав риты, основного справедливого закона, направляющего жизнь вселенной.
Наряду с божественно установленными правилами поведения в период создания единого государства - империи Маурьев (IV в. до н.э.) – возрастает роль прикладных знаний о политике, значение царского законодательства, содержащего рекомендации по эффективному управлению государством, целью которых является достижение практической пользы (артхе).
II. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В БРАХМАНИЗМЕ.
Целостные представления о государстве и праве в Древней Индии возникают во второй период развития – ведийский (2-я пол. 11 тыс. до н.э. –сер. 1 тыс. до н.э.).
Арийские племена, покорившие коренных жителей Индостана – дравидов в середине 1 тыс. до н.э., принесли с собой брахманизм; ставший мировоззренческой основой политических и правовых воззрений.
Они были изложены в Ведах (на языке ариев означает «знание») - священных книгах ариев.
Согласно Ведам в основе всего живого лежит вечный закон – рита, который определяет источник развития, устанавливает порядок в обществе, предписывает правила поведения.
«Рита создала разнообразную пищу, дающую силу. Мысль о рите спасает от греха. Хвалебный гимн рите, возвышающий, сверкающий, доходит даже до глухих. Прочны опоры риты, совершенен и прекрасен ее образ»
Установление и поддержание порядка достигается благодаря делению древнеиндийского общества на четыре варны (сословия) – брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.
Каждая из варн – замкнутая группа людей, имеющая традиционную профессию и занимающая строго определенное место в обществе:
Каждая варна (что с санскрита переводится как «цвет, оболочка, покров») имела свой цветовой символ: брахманы – белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – черный.
Первые три касты были армейскими, мужчины из этих каст проходили обряд посвящения и приобщения к знанию и потому считались «дважды рожденными» (физическое + духовное рождение), а четвертую составляли покоренные ариями племена дравидов.
Принадлежность к варне определяется рождением и наследуется.
Согласно ведийской мифологии, варны произошли из тела человека – Вселенной по имени Пуруша.
Из уст его родился брахман, из рук – кшатрии, из бедер –вайшья, из ступней- шудра.
В соответствии с догматом брахманизма о перевоплощении душ человека – часть живой природы, имеет тело и душу. Тело смертно, а душа – вечна. С гибелью тела душа не погибает, она переселяется в другое тело. Сначала странствие, переселение души из одного тела в другое было беспорядочным, но затем оно было поставлено в зависимость от поведения человека, от его благочестия, от его следования дхарме своей варны.
Дхарма (в переводе с санскрита – «то единое, что охватывает и поддерживает все вещи вместе») означает космический порядок, или, «закон долга и благочестия» (по определению первого премьер–министра Индии Дж. Неру). Нерадивое исполнение дхармы влекло за собой рождение в более низкой варне, а старательное следование своим обязанностям служило рождению в более высокой варне. Так действовал закон возмездия, или карма.
Религия брахманизма была направлена на обоснование справедливости кастового строя, господствующего положения наследственной знати и оправдание подневольного положения низших каст.
Политические воззрения брахманизма были изложены в многочисленных политических и правовых трактатах.
Одним из наиболее ранних политических трактатов являются Упанишады (что в переводе означает «сидеть около», т.е. сидеть у ног учителя, получая от него наставления, поучения).
Упанишады по форме своей представляют сборник поучений, заклинаний, молитв, ритуалов; их насчитывается более 200.
Самые главные и старейшие Упанишады – это Брихадараньяка (XIII – VII вв. до н.э.). Они отразили борьбу кшатриев против брахманов, нередко кшатрий оказывается более знающим, чем брахман. В Упанишадах утверждается тезис о божественном происхождении государства и права. В качестве бога- творца выступает Брахма. Он творит варны и дхарму – т.е. правду, истину, в соответствии с которой должны жить варны. Таким образом обеспечивается низменность и справедливость установленного богом - творцом Брахмой порядка.
Более целостное представление о политическом устройстве и правовом порядке различных брахманских школ дают Дхармашастры – сборники религиозно- моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме (стихов – шлоков).
Наиболее известным религиозно-законодательным сводом правил, высказанных от имени легендарного прародителя человека полубога Ману (сер. 11 в. н.э.), являются Законы Ману.
В структуру Законов Ману входит 2685 стихов – шлоков, содержащих ритуальные предписания, правила, обыкновения праведного поведения, касающихся различных сфер жизни общества и изложенных в афористической форме. Из 12 глав Закона ману политике, праву, государству и его органам посвящены две главы.
Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и «защите всех творений», содержит советы по административным, налоговым, военным правонарушениям. Глава VIII посвящена 18 поводам для обращения в суд, а также роли Закона и правилам судопроизводства, вынесению решения о наказании и освобождения от него в случае необходимой обороны.
В Законах Ману политическая теория брахманизма основана на ряде догматов:
Государство, в законах Ману,
существует в форме восточной
деспотии, в которой осуществляется
единоличное правление царя. Смысл
государственного управления
Законы Ману провозглашали: «Весь мир подчиняется посредством наказания». Исходя из этого, назначение власти правителя – побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают мир». Для древнеиндийской религиозной политической доктрины характерна абсолютизация роли наказания как единственно правильного средства управления: «Наказание правит всеми людьми. Наказание бодрствует, когда все спят». Особенно жестокими были кары за измену или преступления против царской власти.
Впервые в Законах Ману государство не ограничивается только правителем, но дается обобщенный его образ, называются его структурные элементы. В благоустроенном государстве выделяются семь необходимых составных элементов:
Доминирующее положение в системе государства принадлежало правителю, которого уподобляли богам. Причем цари чаще всего были из кшатриев, а потому должны были править под руководством жрецов.