Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 07:59, контрольная работа
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Двуречье, Индии, Палестине, Китае и др. странах Древнего Востока.
Классовые общества Древнего Востока – самый ранний тип общества пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности.
Введение ..……………………….…………………………………. 2
Специфика политико-правовой идеологии…………………… 5
Концепция государства и права в брахманизме……………… 6
Политическая теория буддизма……………………………….. 11
4. Светская доктрина политики и права…………………………. 15
Заключение ...……………………………………………………… 18
Литература …………………………………………………………. 19
Политическая гегемония жрецов проявлялась в понимании места и роли права. Всячески превозносилась религиозная законность, которая и могла только быть правосудной.
Религиозная и правосудная законность выступают в нерасчлененном виде и реализуются в дхарме царя. Там, где закон гибнет от беззакония, подчеркивается в Законах Ману, а истина - от неправды на глазах у судей, там они и гибнут.
«Закон губит, когда его нарушают, - утверждается в главе
VIII, - закон охраняет, когда его соблюдают, поэтому закон нельзя нарушать, чтобы нарушенный закон не наказал нас.
Характерной особенностью брахманистского правопонимания является неразрывная связь права с ритуалом. В наиболее авторитетной Дхармашастре – Законах Ману – зафиксированы единые и неизменные правила ритуала и социального поведения, общее для всех индусов религиозное предание Смрити (буквенная «память»). Все поступки человека – накопление имущества, его передача, пользование им – совершаются для того, чтобы обеспечить жертвоприношение. Преступление же рассматривается как грех, требующий искупления социальными обрядами.
Принцип верховенства религиозного закона над светским выстраивает иерархическую структуру форм законодательства, которые различаются по юридической силе. Высшей юридической силой обладает священный закон, затем следует закон дхармы и, наконец, закон для отдельного человека в конкретной ситуации. Подобную иерархию должен выстраивать т реализовывать в своей деятельности правитель:
«Царь, который знает священный закон, должен ознакомиться с законом варн, областей, с правами торговых обществ и семей и таким образом установить соответствующий закон для каждого».
III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БУДДИЗМА.
Политические идеалы кшатриев выражал буддизм, который сформировался как отрицание брахманизма в VI-V вв. до н.э. Его основателем считается принц Сиддхарта Гаутама (565- 479 гг. до н.э.), прозванный Буддой, т.е. «просветленным». Вокруг него образовалась буддийская община.
Буддизм пессимистичнее брахманизма в понимании жизни. Если брахманизм учил, что страдание – наказание за грехи прошлых воплощений и что благочестие избавляет от страдания, то буддизм стал учить, что любая жизнь - страдание.
Однако, несмотря на то, что жизнь полна страданий, но преодолеть их возможно, следуя в своем поведении четырем благородным истинам:
Он включает:
Этот путь духовно- нравственного совершенствования приводит человека в состояние полной невозмутимости и безразличия, которое называется нирваной.
Достичь подобного состояния человек может, выйдя из мира и вступив в монашескую общину. Вступая в общину, он должен отказаться от собственности, семьи, предписаний дхармы своей касты. Буддизм, в целом, сохраняет кастовую систему, однако изменяет последовательность варн.
«Существует четыре касты, - утверждал Будда,-кшатрии
брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и
брахманы обладают
При этом достичь спасения могут не только брахманы и кшатрии, но и выходцы из двух других каст.
Вопросам государства и права в политической теории будизма уделяется мало внимания. Это обусловлена тем, что, во-первых, буддизм акцентрировал внимание на индивидуальном пути спасения и достижения духовного совершенствования, а во вторых государство и право рассматривались как одни из источников земных страданий и несчастий.
Возрастание роли буддизма и активизация в разработке вопросов политико-правового развития произошло в период империи Маурьев, когда буддизм стал государственной религией.
Достоинством буддизма, по сравнению с иными религиозно философскими системами Древней Индии, является рационалистический подход в объяснении окружающего мира.
Изменяется и интерпретация дхармы, которая рассматривается как естественный закон. Познавая этот закон, можно разумно его применять во взаимоотношениях с другими людьми.
Политико-правовые идеи буддизма изложены Джаммападе – сборнике буддийских изречений. Названия сборника состоит из двух слов: «джамма», что означает добродетель, закон, а «пада» - стезя, путь, основа. Следовательно, «Джамма пада» - стезя добродетели (закона).
Буддизм отрицает идею божественного
промысла, первоисточника власти. Напротив,
миром управляет природная, естественная
закономерность. Для установления гармонии
и порядка в обществе необходимо привести
поведение людей в соответствие с этим
естественным законом (т.е. добродетелями).
«Джаммы обусловлены разумом, их лучшая
часть – разум, из разума они сотворены»,
- подчеркиваются в «Джаммападе».
Смысл основного
закона жизни, по буддизму, состоит в том,
что добро и зло – абсолютные антиподы,
ибо зло порождает только зло.
В связи с этим в «Джаммападе»
В раннем буддизме правители избирались народом и правили в полном согласии с народом. Если правитель попирает древние обычаи, народ имеет право изгнать царя из страны. Более поздний буддизм отказывается от подобных положений и акцентирует внимание на идеи покорности, смирения, непротивления власти.
Опираясь на духовно нравственное совершенствование личности как главного средства спасения, буддизм не отрицает значения права, наказания. Однако их роль вспомогательная, поскольку главное, соблюдение джаммы.
В «Джаммападе» утверждается:
Не тот соблюдает джамму, кто с поспешностью преследует свою цель. Мудрый же взвешивает и то, и другое: правое и неправое. Он ведет других не прибегая к насилию, в соответствии с джаммой, бесстрастно. Охраняющего дхамму, мудрого называют «соблюдающим дхамму». Тот в ком и истина, и дхамма, ненасилие, самоограничение, смирение, кто безупречен и мудр, того называют «старшим».
Наряду с этим не отрицается и роль мирских правил, житейских обыкновений, норм морально – добродетельного и законопослушного поведения, требующих воздержания людей от лжи, не терпимости, зависимости:
«Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти – поставьте себя на место другого. Нельзя не убивать, не понуждать к убийству. Все дрожат пред наказанием, жизнь приятна для всех – поставьте себя на место другого. Нельзя не убивать не понуждать к убийству. Кто, ища счастья для себя налагает наказание на существа, желающие счастья, тот после смерти не получит счастья. Кто, ища счастья для себя, не налагает наказание на существа, желающие счастья, тот после смерти получит счастье. Ни с кем не говори грубо, те, с кем ты говорил грубо, ответит тебе тем же. Ведь раздраженная речь – не приятна, и возмездие может коснуться тебя».
IV. СВЕТСКАЯ ДОКТРИНА ПОЛИТИКИ И ПРАВА
Дальнейшая рационализация представлений о политике, власти, государстве и праве наблюдается в трактате о политике – Артхашасте, автором которого был друг и советник основателя империи Маурье царя Чандрагупты Первого – Каутилья.
Трактат основан на ученьях о трех Ведах:
Следует отметь ряд особенностей Артхашастры («Наставления о пользе»):
Сохранение Богом установленного на земле порядка, по мнению Каутильи, возможно с помощью мудрого и искусного правителя.
Мудрый государь должен знать, что от него ожидают его подданные. Он может заставить их исполнять свои обязанности; поощряя их правильные действия. Но правитель должен жестоко подавлять неповиновение царской власти, которая должна быть сильной, поскольку она главное средство приближения новых территорий и приумножения богатств. Государь изображается неограниченным самодержавным правителем.
Каутилья рекомендует царям руководствоваться, в первую очередь, интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться перед нарушением религиозного долга, если того потребуют обстоятельства.
Принципу целесообразности, практической пользы отдается предпочтение и при применении права, хотя отмечается необходимость понимания того, что «закон основан на истине».
Среди четырех форм законодательства, видов узаконения дхармы – царского указа, священного закона, судебного решения и обычая – высшей силой обладает царский указ:
«Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу».
Религиозный закон имеет приоритет лишь перед судебными решениями и обычным правом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение политико-правой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Мессапотамии, Палетины, Индии и Китая позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества. История Древнего Востока представляет в этом отношении уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мира длительное время развивались изолированно друг от друга и процесс зарождения политической идеологии протекал в них что называется в «чистом» виде, независимо от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у других народов. Кроме того, высокий уровень культуры и богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социального развития. Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древних цивилизаций Востока, относятся к тому периоду, когда процессы образования классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать достаточно полную картину возникновения политического и правового сознания из нерасчлененной идеологии раннеклассовых обществ.
В настоящее время интерес к идейному наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и др. странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых государств с древней и самобытной культурой усилило интерес к их историческому прошлому. Немало важную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Востока, стремление молодых государств сохранить традиции унаследованные от предшествующих эпох.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. История политических и правовых
учений Под ред. О.Э. Лейста, М.
«Юридическая литература» 1998 г.
2. История политических
и правовых учений Под ред.
Р.Т. Мухаева, М.
2004 г.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 13 с. 7; т. 28 с. 215, 221; т. 46. ч. 1 с. 462-464