Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…3
1.ИСТОРИЯ ВОПРОСА………………………………………………………………………...5
2.КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА………... 8
3.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО……………………..13
4.
СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………19
5.СВЕТСКОСТЬ
ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Светскость
государства – это один из основополагающих
принципов построения и функционирования
современного правового государства
в большинстве стран мира. Светское
государство – это государство, свободное
от какого-либо влияния религии, её догматики
и обрядности, различных религиозных организаций
и их представителей на устройство и деятельность
его политических и правовых институтов,
на систему государственного образования
и другие сферы государственной жизни.1
В Российской Федерации светскость государства
закреплена частью 1 статьи 14 Конституции
как одна из основ конституционного строя
России.2 В конституционном праве
светскость государства как конституционная
характеристика, отражающая или закрепляющая
определенную независимость и баланс
интересов государства и религиозных
объединений в соответствующих сферах
их компетенции, на сегодняшний день исследована
недостаточно.
Актуальность
темы исследования проявляется в
продолжающихся общественных дебатах
как в России, так и в других
европейских странах по многим важным
вопросам: относительно возможности
преподавания религиозной культуры
в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях, возможности
оказания государством поддержки социально
значимой деятельности религиозных
организаций, учреждения штатных должностей
священников в войсковых частях
и исправительных учреждениях. Решения
этих и многих других, связанных
с ними, вопросов основываются на ответе
на главный в этой сфере вопрос:
что такое светскость государства.
Задачами
своей курсовой работы я ставлю:
•
конституционно-правовое исследование
светскости государства во всей ее
многоаспектности, выявление и исследование
существенных признаков светскости
государства;
•
анализ содержания и существенных признаков
светскости;
•
системное исследование норм российского
законодательства, определяющих Российскую
Федерацию как светское государство;
определение
значения и места принципа светскости
государства в системе основ
конституционного строя Российской
Федерации;
•
изучение процессов развития светскости
государства, динамики формирования и
развития правового обеспечения
светскости государства и ее понимания
в конституционном праве.
1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В
зарубежных странах отдельные аспекты
светскости государства, государственной
службы, государственных образовательных
учреждений наиболее изучены в работах
французских авторов, что отчасти
объясняется тем, что именно во Франции
впервые появилась модель светскости
государства, в целом реализованная
сегодня в большинстве стран
мира. Из 6 работ французских авторов,
прежде всего, следует отметить доклад
президентской комиссии по светскости
во Франции под руководством Бернара Стази;
часть II «Век светскости (Размышления
о светскости)» Официального доклада государственного
совета Франции от 5 февраля 2004 г. (Эдвиж
Бельяр) и доклад Информационной комиссии
Национальной Ассамблеи Франции « Светскость
в школе. Республиканский принцип, который
необходимо подтверждать» (Жан-Луи Дебре)
от 4 декабря 2003 г.
Отдельные
вопросы истории и содержания
светскости государства и образования
в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях, светскости
государственной службы, секуляризации,
соотношения светскости и идеологии,
отношений между государством и
религиозными объединениями исследовались
в трудах французских авторов, как:
Современными российскими авторами
не проводились комплексные конституционно-правовые
исследования светскости государства,
светскости государственных и муниципальных
образовательных учреждений и светскости
государственной службы. Здесь, пожалуй,
можно назвать лишь исследование
Дозорцева П.Н., в котором рассмотрены,
преимущественно, историко-правовые аспекты
светскости государства.
В
обширном круге научных и научно-практических
комментариев Конституции Российской
Федерации, учебников и учебных
пособий по конституционному (государственному)
праву и теории права и государства
России и зарубежных стран вопросы правового
содержания светскости государства только
ставятся или же содержание понятия «
светскость государства» описано поверхностно
и очень кратко.
Некоторые
отдельные философско-правовые аспекты
светскости государства нашли отражение
в работах Баглая М.В., Салыгина Е.Н..3
Некоторые
признаки отделения религиозных
объединений от государства и
подходы к разработки типологии
светских государств исследовались
в работах Салыгина Е.Н.,4 Николина
А..5 Исследованию свободы совести
как одного из требований светскости государства
, были посвящены труды: Авакъява С.А.,6
Баглая М.В., Пчелинцева А.В..7
Административно
- правовые аспекты обеспечения свободы
совести были рассмотрены в работах
Куницына И.А.,8 Ловинюкова А.С.,9
Лупарёва Г.П.,10 Стецковского Ю.И..11
Однако существующие исследования
не позволяют создать целостную
картину существенных признаков
и гарантий светскости государства
в Российской Федерации.
В
противовес светскому государству,
установившемуся в большинстве
развитых стран ( США, Франция и др.),
существуют государства, в которых
одна из религий признается государственной
( английская церковь в Великобритании,
иудаизм в Израиле , лютеранская
церковь в Скандинавских странах,
мусульманство в исламских государствах
Ближнего и Среднего Востока).Даже
в тех странах, где закреплено равенство
религиозных конфессий ( ФРГ . Япония .Италия
), все же одна из религий обладает некоторыми
привилегиями. Такое положение сложилось
в этих странах исторически, оно отражает
глубокое убеждение народа в благотворном
воздействии религии на политику и общественную
мораль.12
2. КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА
Эта глава посвящена
исследованию существующих подходов к
определению содержания конституционно-правового
принципа светскости государства, выявлению
и системному исследованию правового
содержания и существенных признаков
светскости государства.
Светский
(обладающий чертами светскости, качеством
светскости):
не
церковный, мирской, гражданский.13
- (фр.: la ic, la
ique; англ.: secular) общегражданский; характеристика
государственных, муниципальных или общественных
институтов, отражающая их общегражданскую,
« мирскую» направленность;
- независимость
от религиозного санкционирования или
давления, от религиозных объединений
или от подчиненности таковым;
- не являющийся
служителем религиозного культа, « мирянин»;
- принадлежащий
или относимый к элите, оцениваемый как
изысканный или элитарный, в том числе
исходя лишь из внешних признаков, хорошо
воспитанный, отвечающий требованиям
света, утонченности, изысканного этикета.
Применительно
к государственно-правовой сфере, светскость
(фр.: la la icite) – характеристика государственных
или общественных институтов, сфер
общественной жизни, отражающая их общегражданскую,
мирскую направленность, независимость
от религиозного санкционирования или
давления, от религиозных объединений
или от подчиненности таковым.
Характеризуя
категорию « светскость», следует
иметь в виду принципиальное различение
сфер компетенции (сфер деятельности,
целей, задач, методов их решения) государства
и религиозных объединений, а также иные
значимые обстоятельства.
К
существенным признакам светскости
следует относить:
- отделение
религиозных объединений от государства
как одного из существенных признаков
светскости государства, отражающего
независимость государства и государственно-правовых
отношений от религиозного санкционирования
или давления, от подчинения государственной
деятельности религиозным объединениям,
от их вмешательства в совокупность урегулированных
правом политических, публично-властных
отношений, устройство и деятельность
органов государственной власти, иных
государственных органов и учреждений,
а также правовых и общественно-политических
институтов. Церковь полностью отделена
от государства, однако она не отделена
от жизни общества, от тех проблем , которые
волнуют как верующих , так и неверующих.14
Принцип
отделения религиозных объединений
от государства раскроем через следующие
его существенные признаки:
- Независимость
государства от религиозных объединений
и независимость религиозных объединений
от произвольного, не основанного на законе
вмешательства государства: независимость
формирования, устройства и деятельности
государства, государственной правовой
системы, государственно-правовых отношений,
государственного управления, органов
государственной власти, иных государственных
органов и учреждений, от религиозного
санкционирования или давления, от санкционирования
или контроля религиозными объединениями,
за исключением осуществления в соответствии
с законодательством общественного контроля
за выполнением государством своих функций;
недопустимость произвольного, не основанного
на законе вмешательства государства,
его органов и должностных лиц в религиозную
деятельность, во внутренние дела, включая
вопросы внутреннего устройства, законно
действующих религиозных объединений,
а также в вопросы определения гражданами
своего отношения к религии и в исповедание
религии членами религиозных объединений.
- Недопустимость
смешения и подмены компетенции
государства и религиозных объединений:
запрет создания и деятельности в
органах государственной власти,
иных государственных органах и
учреждениях подразделений религиозных
объединений, а также одновременного
замещения высших государственных
(политических) должностей руководителями
религиозных объединений; запрет создания
в государственной судебной системе особых
религиозных судов, а равно распространяющих
свою юрисдикцию на всех граждан судов
религиозных объединений, участия государства
в реализации решений таких судов; недопустимость
финансирования государством религиозной
деятельности религиозных объединений;
- Недопустимость
вмешательства религиозных объединений
в совокупность урегулированных правом
политических, публично-властных отношений
и преследования религиозными объединениями
политических целей.
- Недопустимость
признания религиозных норм или решений
религиозных организаций в качестве источников
права в государстве (светский характер
правовой системы государства): нормы
религиозных установлений ( внутриконфессиональные
установления, религиозное право и т.д.)
не являются источниками права в государстве,
за исключением случаев, специально оговоренных
в законодательстве; решения руководящих
органов религиозных объединений не имеют
силы публично- правовых норм или актов,
а государство не участвует в их реализации
для членов религиозных объединений и
иных лиц. Отмечается, что запрет создания
и деятельности в органах государственной
власти, иных государственных органах
и учреждениях подразделений религиозных
объединений не исключает осуществления
религиозными объединениями образовательной,
культурно- просветительской и благотворительной
деятельности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
сотрудничества с государством в социально
значимых проектах. А запрет финансирования
государством религиозной деятельности
религиозных объединений не исключает
возможности поддержки государством их
благотворительной, культурно-просветительской
и иной социально значимой деятельности
в соответствии с законодательством.
- Запрет преследования
религиозными объединениями политических
целей через запрещение участия религиозных
объединений, а также их руководителей,
выступающих в качестве представителей
соответствующих религиозных объединений,
в избирательных кампаниях по выборам
в органы государственной власти, вхождения
религиозных объединений в избирательные
блоки, выдвижения религиозными объединениями
кандидатов в депутаты и на выборные государственные
должности, ведения предвыборной агитации,
внесения пожертвований в избирательные
фонды кандидатов, участия в деятельности
политических партий и политических движений,
оказания им материальной помощи. Указанные
запреты не исключают прав граждан – членов
религиозных объединений принимать участие
в личном качестве в выборах и референдумах
в установленном законом порядке.
- Принцип недопустимости
установления общеобязательной религии
основывается на следующих положениях:
- запрет на
законодательное закрепление какой-либо
религии в качестве общеобязательной;
- свобода мировоззренческого
самоопределения ( свобода вероисповеданий)
означает беспрепятственную возможность
каждого принадлежать какой-либо религии
, церкви, конфессии;15
- равенство
прав и свобод человека и гражданина независимо
от убеждений и отношения к религии;
- равенство
религиозных, а также общественных объединений
перед законом.
- Светскость
легитимности государства. В конституционном
праве под легитимностью понимается признание
законности прав и полномочий органа государственной
власти или высших должностных лиц, их
строгое соответствие конституции и законно
выраженной воле народа. В данном контексте
светскость легитимности государства
– это социальная и правовая независимость
легитимности государства от религиозных
институтов и норм, недопустимость правового
обуславливания или обоснования суверенитета
и прав государства каким-либо предшествующим
или высшим порядком или же авторитетом,
имеющим религиозную природу. Это значит,
что светское государство не нуждается в сакрализации, оправдывающей то, как государство возникло
и существует. Однако, данный признак находит
свое отражение в приведенных выше существенных
признаках светскости государства.