Светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Задачами своей курсовой работы я ставлю:
• конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости государства;
• анализ содержания и существенных признаков светскости;
• системное исследование норм российского законодательства, определяющих Российскую Федерацию как светское государство;
определение значения и места принципа светскости государства в системе основ конституционного строя Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…3
1.ИСТОРИЯ ВОПРОСА………………………………………………………………………...5
2.КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА………... 8
3.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО……………………..13
4. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………19
5.СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

светское государство.docx

— 51.95 Кб (Скачать файл)

 

                                           Содержание 

 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…3

1.ИСТОРИЯ ВОПРОСА………………………………………………………………………...5 

2.КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА………... 8

3.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО……………………..13 

4. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И                МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………19

5.СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ………………………. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 29

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..31

 

       ВВЕДЕНИЕ

 

       Светскость  государства – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства  в большинстве стран мира. Светское государство – это государство, свободное от какого-либо влияния религии, её догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни.1 В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России.2 В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.

       Актуальность  темы исследования проявляется в  продолжающихся общественных дебатах  как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности  преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях, возможности  оказания государством поддержки социально  значимой деятельности религиозных  организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения  этих и многих других, связанных  с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой  сфере вопрос: что такое светскость государства.

       Задачами  своей курсовой работы я ставлю:

     • конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости  государства;

     • анализ содержания и существенных признаков  светскости;

     • системное исследование норм российского  законодательства, определяющих  Российскую Федерацию как светское государство;

     определение значения и места принципа светскости государства в системе основ  конституционного строя Российской Федерации;

     • изучение процессов развития светскости государства, динамики формирования и  развития правового обеспечения  светскости государства и ее понимания  в конституционном праве.

 

       1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА 

       В зарубежных странах отдельные аспекты  светскости государства, государственной  службы, государственных образовательных  учреждений наиболее изучены в работах  французских авторов, что отчасти  объясняется тем, что именно во Франции  впервые появилась модель светскости государства, в целом реализованная  сегодня в большинстве стран  мира. Из 6 работ французских авторов, прежде всего, следует отметить доклад президентской комиссии по светскости во Франции под руководством Бернара Стази; часть II «Век светскости (Размышления о светскости)» Официального доклада государственного совета Франции от 5 февраля 2004 г. (Эдвиж Бельяр) и доклад Информационной комиссии Национальной Ассамблеи Франции « Светскость в школе. Республиканский принцип, который необходимо подтверждать» (Жан-Луи Дебре) от 4 декабря 2003 г.

       Отдельные вопросы истории и содержания светскости государства и образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях, светскости государственной службы, секуляризации, соотношения светскости и идеологии, отношений между государством и  религиозными объединениями исследовались  в трудах французских авторов, как: Современными российскими авторами не проводились комплексные конституционно-правовые исследования светскости государства, светскости государственных и муниципальных  образовательных учреждений и светскости государственной службы. Здесь, пожалуй, можно назвать лишь исследование Дозорцева П.Н., в котором рассмотрены, преимущественно, историко-правовые аспекты светскости государства.

       В обширном круге научных и научно-практических комментариев Конституции Российской Федерации, учебников и учебных  пособий по конституционному (государственному) праву и теории права и государства  России и зарубежных стран вопросы правового содержания светскости государства только ставятся или же содержание понятия « светскость государства» описано поверхностно и очень кратко.

       Некоторые отдельные философско-правовые аспекты  светскости государства нашли отражение  в работах Баглая М.В., Салыгина Е.Н..3

       Некоторые признаки отделения религиозных  объединений от государства и  подходы к разработки типологии  светских государств исследовались  в работах Салыгина Е.Н.,4 Николина А..5  Исследованию свободы совести как одного из требований светскости государства , были посвящены труды: Авакъява С.А.,6 Баглая М.В., Пчелинцева А.В..7

       Административно - правовые аспекты обеспечения свободы  совести были рассмотрены в работах  Куницына И.А.,8 Ловинюкова А.С.,9 Лупарёва Г.П.,10 Стецковского Ю.И..11

         Однако существующие исследования  не позволяют создать целостную  картину существенных признаков  и гарантий светскости государства  в Российской Федерации.

       В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве  развитых стран ( США, Франция и др.), существуют государства, в которых  одна из религий признается государственной ( английская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле , лютеранская  церковь в Скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего  Востока).Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий ( ФРГ . Япония .Италия ), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль.12

 

2. КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

        Эта глава посвящена исследованию существующих подходов к определению содержания конституционно-правового принципа светскости государства, выявлению и системному исследованию правового содержания и существенных признаков светскости государства.

       Светский (обладающий чертами светскости, качеством  светскости):

       не  церковный, мирской, гражданский.13

  1. (фр.: la ic, la ique; англ.: secular) общегражданский; характеристика государственных, муниципальных или общественных институтов, отражающая их общегражданскую, « мирскую»  направленность;
  2. независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым;
  3. не являющийся служителем религиозного культа, « мирянин»;
  4. принадлежащий или относимый к элите, оцениваемый как изысканный или элитарный, в том числе исходя лишь из внешних признаков, хорошо воспитанный, отвечающий требованиям света, утонченности, изысканного этикета.

       Применительно к государственно-правовой сфере, светскость (фр.: la la icite) – характеристика государственных  или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающая их общегражданскую, мирскую направленность, независимость  от религиозного санкционирования или  давления, от религиозных объединений  или от подчиненности таковым.

       Характеризуя  категорию « светскость», следует  иметь в виду принципиальное различение сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения) государства и религиозных объединений, а также иные значимые обстоятельства.

       К существенным признакам светскости следует относить:

  1. отделение религиозных объединений от государства как одного из существенных признаков светскости государства, отражающего независимость государства и государственно-правовых отношений от религиозного санкционирования или давления, от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов. Церковь полностью отделена от государства, однако она не отделена от жизни общества, от тех проблем , которые волнуют как верующих , так и неверующих.14

       Принцип отделения религиозных объединений  от государства раскроем через следующие  его существенные признаки:

    1. Независимость государства от религиозных объединений и  независимость религиозных объединений от произвольного, не основанного на законе вмешательства государства: независимость формирования, устройства и деятельности государства, государственной правовой системы, государственно-правовых отношений, государственного управления, органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, от религиозного санкционирования или давления, от санкционирования или контроля религиозными объединениями, за исключением осуществления в соответствии с законодательством общественного контроля за выполнением государством своих функций; недопустимость произвольного, не основанного на законе вмешательства государства, его органов и должностных лиц в религиозную деятельность, во внутренние дела, включая вопросы внутреннего устройства, законно действующих религиозных объединений, а также в вопросы определения гражданами своего отношения к религии и в исповедание религии членами религиозных объединений.
 
     
    1. Недопустимость  смешения и подмены компетенции  государства и религиозных объединений: запрет создания и деятельности в  органах государственной власти, иных государственных органах и  учреждениях подразделений религиозных  объединений, а также одновременного замещения высших государственных (политических) должностей руководителями религиозных объединений; запрет создания в государственной судебной системе особых религиозных судов, а равно распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан судов религиозных объединений, участия государства в реализации решений таких судов; недопустимость финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений;
    2. Недопустимость вмешательства религиозных объединений в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений и преследования религиозными объединениями политических целей.
    3. Недопустимость признания религиозных норм или решений религиозных организаций в качестве источников права в государстве (светский характер правовой системы государства): нормы религиозных установлений ( внутриконфессиональные установления, религиозное право и т.д.) не являются источниками права в государстве, за исключением случаев, специально оговоренных в законодательстве; решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично- правовых норм или актов, а государство не участвует в их реализации для членов религиозных объединений и иных лиц. Отмечается, что запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений не исключает осуществления религиозными объединениями образовательной, культурно- просветительской и благотворительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сотрудничества с государством в социально значимых проектах. А запрет финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений не исключает возможности поддержки государством их благотворительной, культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности в соответствии с законодательством.
    4. Запрет преследования религиозными  объединениями политических целей через запрещение участия религиозных объединений, а также их руководителей, выступающих в качестве представителей соответствующих религиозных объединений, в избирательных кампаниях по выборам в органы государственной власти, вхождения религиозных объединений в избирательные блоки, выдвижения религиозными объединениями кандидатов в депутаты и на выборные государственные должности, ведения предвыборной агитации, внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов, участия в деятельности политических партий и политических движений, оказания им материальной помощи. Указанные запреты не исключают прав граждан – членов религиозных объединений принимать участие в личном качестве в выборах и референдумах в установленном законом порядке.
  1. Принцип недопустимости установления общеобязательной религии основывается на следующих положениях:
    1. запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной;
    2. свобода мировоззренческого самоопределения ( свобода вероисповеданий) означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать какой-либо религии , церкви, конфессии;15
    3. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии;
    4. равенство религиозных, а также общественных объединений перед законом.
  2. Светскость легитимности государства. В конституционном праве под легитимностью понимается признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. В данном контексте светскость легитимности государства – это социальная и правовая независимость легитимности государства от религиозных институтов и норм, недопустимость правового обуславливания или обоснования суверенитета и прав государства каким-либо предшествующим или высшим порядком или же авторитетом, имеющим религиозную природу. Это значит, что светское государство не нуждается в сакрализации, оправдывающей то, как государство возникло и существует. Однако, данный признак находит свое отражение в приведенных выше существенных признаках светскости государства.

Информация о работе Светское государство