Светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Задачами своей курсовой работы я ставлю:
• конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости государства;
• анализ содержания и существенных признаков светскости;
• системное исследование норм российского законодательства, определяющих Российскую Федерацию как светское государство;
определение значения и места принципа светскости государства в системе основ конституционного строя Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…3
1.ИСТОРИЯ ВОПРОСА………………………………………………………………………...5
2.КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕТСКОСТИ ГОСУДАРСТВА………... 8
3.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО……………………..13
4. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………19
5.СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

светское государство.docx

— 51.95 Кб (Скачать файл)

       Приведенный перечень существенных признаков отделения  религиозных объединений от государства  не является жестким ( однозначно определяющим), так как в мире существуют специфические  правовые модели отношений государства  с религиозными объединениями, которые  содержат элементы, не соответствующие  некоторым пунктам этого перечня.

 

       3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО 

       Эта глава посвящена конституционно-правовому  анализу Российской Федерации как  светского государства, системному анализу норм российского законодательства, закрепляющих и гарантирующих светскость государства, государственной службы и государственных и муниципальных  образовательных учреждений, определению  значения и места принципа светскости государства в системе основ  конституционного строя Российской Федерации. В российском законодательстве на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации  светскость государства закреплена как напрямую, так и через закрепление  обеспечивающих ее гарантии (существенных признаков светскости государства  – отделения религиозных объединений  от государства и недопустимости установления общеобязательной религии), а также через закрепление  требований, являющихся элементами существенных признаков светскости государства, светскости государственной службы и светскости государственных и  муниципальных образовательных  учреждений.

       Как светское государство Российской Федерации  характеризуется тем, что в ней  религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст.14), « не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной »16. Содержание этого положения раскрывает ст 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года « О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.17

       Деятельность  органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной  власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а так же военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.18

       В законодательстве Российской Федерации  закреплены основные требования, составляющие существенные признаки светскости государства  и их элементы. Но эти правовые требования не получили в российском законодательстве развернутую конкретизацию (гарантии, правовые механизмы), в результате чего не обеспечена эффективная реализация этих требований. Вследствие этого  оказываются неурегулированными и  неразрешенными многие социальные проблемы, в том числе проблемы обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации, проблемы социальной и культурной интеграции иммигрантов, роста религиозно- политического экстремизма, проблемы межрелигиозных конфликтов и игнорирования  государством социально значимых инициатив  крупнейших религиозных организаций  России (противодействие наркомании, гражданско-патриотическое воспитание молодежи и пр.).

       Выдвигается и обосновывается вывод, что конституционно- правовой институт светскости государства  в Российской Федерации характеризуется  системностью, проявляющейся в:

  1. целостности системы и наличии системообразующих элементов;
  2. многоаспектности светскости государства и взаимосвязи различных аспектов светскости государства;
  3. взаимосвязи элементов существенных признаков светскости государства;
  4. наличии системы взаимосвязанных различных по юридической силе норм, закрепляющих и гарантирующих светскость государства.

       Системообразующими  элементами конституционно-правового  института светскости государства  в Российской Федерации и других европейских государствах являются два элемента (одновременно являющихся существенными признаками светскости государства):

  1. отделение религиозных объединений от государства;
  2. недопустимость установления общеобязательной религии.

       Указанные элементы составляют ядро в системной  структуре института светскости государства, являются главными, определяющими  его целенаправленность, что обусловлено  исторически и вызвано тем, что  на формирование светского государства  оказывали влияние два различных  важных фактора политико-правового  развития европейских государств:

  1. практическая модернизация государственного устройства европейских государств в XVIII–XX веках ( а также Турции в XX веке), направленная на достижение и защиту независимости государств от всеобъемлющего влияния религиозных организаций. Этот фактор был инициирован непосредственно высшими руководителями и политической элитой государств ( например, российской императрицей Екатериной II) и направлен на правовое обеспечение независимости государственных институтов от религиозных организаций ( господствовавших церквей). Данный фактор был направлен своим воздействием на ограничение деятельности и влияния религиозных организаций и конкретных личностей (руководителей религиозных организаций), был ориентирован на изменение законодательства в интересах государства. Его конечной целью было отделение религиозных объединений от государства;
  2. общественные процессы, направленные на освобождение личности от навязывания государством или иными общественными институтами общеобязательной религии, освобождение человека от жесткой опеки и диктата государства в сфере духовной жизни, на установление и обеспечение свободы вероисповедания человека. Этот фактор инициировался «снизу», как мыслителями (философами, теологами и др.), так и религиозными меньшинствами, был ориентирован на изменение законодательства в интересах личности и был направлен своим воздействием на ограничение деятельности и вмешательства государства, побуждая его к уходу с позиций жесткой опеки и диктата в духовной сфере жизни общества. Конечной целью данного фактора было закрепление правового запрета на установление общеобязательной религии в государстве.

       Указанные два фактора были, хотя и взаимосвязаны, но различны по своей природе и  разнонаправлены, следовательно, они  не могут быть объединены или сведены  к обобщающему принципу, элиминирующему изначальную обособленность лежащих  в его генезисе факторов. Этим факторам в структуре конституционно-правового  института светскости государства  как системы соответствуют системообразующие  элементы, являясь идеальным воплощением  векторов указанных факторов. Именно поэтому главными системообразующими элементами, обеспечивающими целостность  и целенаправленность института  светскости государства как системы, следует считать два взаимосвязанных  элемента, а не один, как для большинства  более простых по развитию общественных системных явлений.

       Многоаспектность  светскости государства проявляется  в том, что светскость государства  выступает в следующих аспектах:

  1. основа конституционного строя;
  2. конституционно-правовой принцип;
  3. конституционная характеристика государства;
  4. конституционно- правовой институт;
  5. правовое требование;
  6. система правоотношений;

       Элементы  существенных признаков светскости государства являются, в свою очередь, существенными признаками принципа отделения религиозных объединений  от государства и принципа недопустимости установления общеобязательной религии, а также связаны с существенными признаками производных светскости государства – светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений. Эти элементы тесно взаимосвязаны между собой и образуют единую систему, выступая одновременно в качестве гарантий друг друга и взаимно обеспечивая направленность и содержание структурных частей системы. Существенные признаки производных светскости государства – светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений – являются гарантиями светскости государства, а в контексте государственно-правовой практики – проявлениями и следствием признаков светскости государства.

       Конституционно-правовой институт светскости государства в  Российской Федерации представляет собой систему взаимосвязанных  различных по юридической силе норм – конституционных норм более  высокой юридической силы по отношению  к нормам других статей Конституции, а также норм федеральных законов. Общественная значимость светскости государства  в Российской Федерации отражена в особой защите принципа светскости государства и признании фундаментального конституционного значения этого принципа как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

       На  основе анализа правового содержания конституционной нормы о равенстве  религиозных объединений перед  законом выдвинут и обоснован  вывод, что принцип равенства  религиозных объединений перед  законом означает их юридическое  равенство, то есть равенство их основных прав и обязанностей, правовых критериев  и правовых условий, регулирующих их деятельность, равенство подходов государства  ко всем религиозным объединениям, наличие единого для всех религиозных  объединений законодательства, регулирующего их правовой статус. Обосновано, что принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает возможность установления правовой дифференциации религиозных организаций в их взаимоотношениях с государством и в порядке осуществления их прав, включая возможность предоставления государством определенным религиозным объединениям дополнительных преференций, являющихся элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединениями.

 

5. СВЕТСКОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

         Данная глава включает конституционно-правовое  исследование содержания и существенных  признаков светскости государственной  службы и светскости государственных  и муниципальных образовательных  учреждений, как производных конституционного  принципа светскости государства,  а также посвящена определению  направлений совершенствования  российского законодательства о  светскости образования.

       Светскость  государственной службы – характеристи кагосударственной службы, отражающая или закрепляющая религиозную нейтральность  и независимость государственной  службы от религиозного санкционирования или давления, от подчинения религиозным  объединениям и от их вмешательства.

       Существенные  признаки светскости государственной  службы:

  1. Светскость функционирования государственной службы:
    • недопустимость установления в системе государственной службы общеобязательной религии;
    • независимость формирования и функционирования государственной службы от религиозного санкционирования или давления, независимость деятельности государственных служащих от подчинения религиозным объединениям, что не исключает осуществления общественного контроля выполнения государством своих функций в соответствии с законодательством;
    • независимость действий или решений государственных служащих от санкционирования или контроля религиозными объединениями.
  2. Светскость комплектования государственной службы:
    • гарантии равенства прав каждого на доступ к государственной службе независимо от убеждений или отношения к религии;
    • недопустимость установления религиозных испытаний, цензов или ограничений при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении.
  3. Религиозная нейтральность государственных служащих в их деятельности:
    • недопустимость использования государственными служащими своего служебного положения для формирования того или иного отношения к религии;
    • недопустимость дискриминации и нарушения государственными служащими в их деятельности равноправия граждан в зависимости от убеждений или отношения к религии;
    • недопустимость сопровождения служебной деятельности государственных служащих публичными религиозными обрядами и ритуалами;
    • запрет открытого ношения знаков религиозной принадлежности государственными служащими, за исключением ношения нательных знаков религиозной принадлежности в той мере, в какой это обосновано свободой совести и выражения религиозных убеждений;
    • светскость профессиональной этики государственных служащих. Светскость государственной службы налагает определенные правовые ограничения и на идеологическое давление на государственную службу, а также на способы распространения государственными служащими идеологии, в том числе посредством установления требования внепартийности государственной службы. Отсутствие в российском законодательстве прямого развернутого закрепления норм о светскости государственной службы и их должной конкретизации через закрепление соответствующих гарантий несет угрозу нарушения этого важнейшего принципа организации государственной службы.

       Светскость  образования – характеристика образования, отражающая независимость образования  от религиозного санкционирования или  давления, от подчинения образовательной  деятельности религиозным объединениям, ненаправленность образования на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или  навязывание какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществление  аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных объединений форм привлечения  обучаемых в религиозное объединение. Соответственно, светское образование (гражданское, общегражданское_, общесоциальное) – образование, независимое от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, не направленное на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществление   аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных  объединений форм привлечения обучаемых  в религиозное объединение.

       В обобщенном смысле, светская школа – совокупность образовательных учреждений, реализующих в соответствии с государственными образовательными стандартами образование различного уровня, независимое от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, не направленное на профессиональную религиозную ( духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществление аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных объединений форм привлечения обучаемых в религиозное объединение, а также совокупность соответствующих преемственных образовательных программ и научно-методического обеспечения.

       Существенные  признаки светскости государственных  и муниципальных  образовательных  учреждений:

  1. Гарантии свободы мировоззренческого выбора:
  • недопустимость установления в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общеобязательной религии;
  • равенство прав каждого на поступление в образовательные учреждения и получение образования независимо от убеждений или отношения к религии;
  • обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу убеждений; обеспечение добровольности при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также при вступлении в какое-либо объединение или пребывании в нем; недопустимость принуждения к определению своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию в религиозных обрядах и праздниках, участию в деятельности и мероприятиях религиозных объединений.

Информация о работе Светское государство