Трудовые пенсии по инвалидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования настоящей работы будет являться установление понятия инвалидности и инвалида, особенности присвоения данного статуса лицу и понятие, структура и порядок назначения трудовой пенсии по инвалидности.
Задачами исследования являются:
- Определение понятия инвалидности и порядок ее признания
- рассмотрение инвалидности с точки зрения причины назначения отдельного вида трудовой пенсии

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие инвалидности и трудовых пенсий по инвалидности 5
1.1. Понятие инвалидности и порядок ее признания 5
1.2. Инвалидность – основание для назначения пенсии 8
2. Трудовые пенсии по инвалидности 11
2.1. Структура трудовой пенсии по инвалидности 11
2.2. Исчисление страхового стажа при назначении пенсии по инвалидности 16
3. Особенности исчисления и финансирования трудовых пенсий по инвалидности 20
3.1. Условия наступления инвалидности, имеющие значение для исчисления пенсии по инвалидности. 20
3.2. Федеральное бюджетирование трудовых пенсий по инвалидности 22
Заключение 25
Список использованных источников литературы 27

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

Такая ситуация сложилась  в силу ряда обстоятельств. Серьезной  недоработкой пенсионного законодательства можно считать закрепление различных  условий включения в страховой  стаж периодов работы и получения  пособий по государственному социальному  страхованию. При определении условий  назначения трудовых пенсий по инвалидности это не было учтено.9

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или  после ее прекращения (ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Назначение пенсии гражданину, ставшему инвалидом до поступления на работу, невозможно в силу отсутствия у него страхового стажа. Если толковать приведенную норму буквально, придется признать, что, трудоустроившись после наступления инвалидности и проработав какое-то время, он сможет обратиться за пенсией. На самом деле это не так. Такой вывод противоречит природе страхования, поскольку оно осуществляется на случай наступления какого-либо события в будущем. Очевидно, законодатель имел в виду, что при наличии страхового стажа трудовая пенсия по инвалидности будет назначена застрахованному лицу даже в том случае, если на момент установления ему инвалидности оно не состояло в трудовых отношениях, не занималось предпринимательской деятельностью и не выполняло работы по гражданско-правовым договорам.

 

 

 

3. Особенности  исчисления и финансирования  трудовых пенсий по инвалидности

 

3.1. Условия наступления  инвалидности, имеющие значение  для исчисления пенсии по инвалидности

 

Пенсионное законодательство придает большое значение тому, при  каких обстоятельствах произошло  повреждение здоровья гражданина, повлекшее  за собой признание его инвалидом. В случае наступления инвалидности вследствие совершения гражданином  умышленного уголовно наказуемого  деяния или умышленного нанесения  ущерба своему здоровью, которые установлены  в судебном порядке, ему назначается  социальная пенсия. Схожее правило  существует в гражданско-правовом страховании, при осуществлении которого, согласно ч. 1 ст. 963 ГК РФ, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умышленных действий иных субъектов страхования.

На условия пенсионного  обеспечения влияют и другие факторы, например, тяжесть инвалидности.

В новом пенсионном законодательстве для ее определения вместо группы инвалидности стала использоваться категория "ограничение способности  к трудовой деятельности". Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" она применяется с 1 января 2004 г. Именно к этому моменту в учреждениях медико-социальной экспертизы закончится переосвидетельствование всех граждан, ставших инвалидами до введения в действие нового пенсионного законодательства (I группа инвалидности устанавливается на два года). Ограничению способности к трудовой деятельности III, II и I степени соответствуют I, II и III группы инвалидности. Впрочем, такой подход законодателя не вполне правомерен.

Критерии установления той  или иной группы инвалидности в зависимости  от ограничений жизнедеятельности  определены в Классификациях и временных  критериях, используемых при осуществлении  медико-социальной экспертизы, утвержденных Постановлением Министерства труда  и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ от 29 января 1997 г. Изучение этого документа позволяет констатировать: ограничение способности к трудовой деятельности второй и третьей степени является основанием для установления II группы инвалидности, а первой степени - для установления III группы инвалидности. В соответствии с п. 2.1.1 способность к трудовой деятельности вообще не является критерием при установлении I группы инвалидности. Таким образом, соотношение категорий "группа инвалидности" и "ограничение способности к трудовой деятельности" в названном выше Федеральном законе осуществляется произвольно и не соответствует нормативным актам о медико-социальной экспертизе. Ограничение способности к труду второй и третьей степени имеет одинаковые юридические последствия, поэтому оснований для того, чтобы использовать их в качестве критерия для дифференциации правового регулирования общественных отношений, нет.

Закрепление ограничения  способности к труду в качестве фактора, определяющего тяжесть  инвалидности, нельзя оценить однозначно. Обстоятельства, являющиеся основанием для выплаты страхового обеспечения, можно разделить на две части. Первая связана с постоянной либо временной нетрудоспособностью  или смертью застрахованного  лица, а вторая - с наступлением социально  значимых обстоятельств, которые в  соответствии с законом рассматриваются  в качестве страхового случая. Так  или иначе, но в те периоды, когда эти обстоятельства имеют место, гражданин не может исполнять трудовые обязанности. Такова природа социального страхования, и с этой точки зрения применение степени ограничения способности к трудовой деятельности при назначении трудовых пенсий по инвалидности обоснованно.

Однако в этом вопросе  пенсионное законодательство отходит  от общих принципов правового  института социальной защиты инвалидов, в котором сформулировано определение  понятия "инвалидность". Она рассматривается  как социальная недостаточность  вследствие нарушения здоровья со стойким  расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности  и необходимости социальной защиты. Нетрудоспособность в числе других критериев инвалидности входит в  комплексное понятие "ограничение  жизнедеятельности". К ним при  осуществлении медико-социальной экспертизы относят: способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, к ориентации, к общению и способность  контролировать свое поведение. Анализ указанных критериев позволяет  сделать вывод, что каждый из них  имеет отношение к трудоспособности в целом. К примеру, ограничение  способности к обучению затрудняет повышение квалификации работника, а существенное ограничение способности  к общению в ряде профессий (секретарь, продавец, менеджер, учитель) может  стать непреодолимым препятствием к выполнению работником его трудовой функции. Такое положение делает ограничение способности к трудовой деятельности собирательным и в общем-то излишним критерием. Группа инвалидности, как результат общей оценки всех критериев инвалидности, с этой точки зрения выглядит более предпочтительно.

 

 

3.2. Федеральное бюджетирование трудовых пенсий по инвалидности

 

Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по инвалидности в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов производится за следующие нестраховые периоды:

1) период прохождения  военной службы по призыву;

2) период ухода за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, но не более  трех лет в общей сложности;

3) период ухода, осуществляемого  трудоспособным лицом за инвалидом  I группы, ребенком-инвалидом или  за лицом, достигшим возраста 80 лет;

4) период проживания супругов  военнослужащих, проходящих военную  службу по контракту, вместе  с супругами в местностях, где  они не могли трудиться в  связи с отсутствием возможности  трудоустройства, но не более  пяти лет в общей сложности;

5) период проживания за  границей супругов работников, направленных  в дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской  Федерации, постоянные представительства  Российской Федерации при международных  организациях, торговые представительства  Российской Федерации в иностранных  государствах, представительства федеральных  органов исполнительной власти, государственных органов при  федеральных органах исполнительной  власти либо в качестве представителей  этих органов за рубежом, а  также в представительства государственных  учреждений Российской Федерации  (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности.

Сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду  Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части  трудовой пенсии по инвалидности в  связи с зачетом в страховой  стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов, учитываемую в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона. При этом период продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца. Стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.

Сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду  Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части  трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца  в связи с зачетом в страховой  стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему исчисляется страховая часть трудовой пенсии по инвалидности.

Ежемесячный объем средств  федерального бюджета, подлежащий выделению  Пенсионному фонду Российской Федерации  на возмещение расходов по выплате  страховой части трудовой пенсии по инвалидности в связи с зачетом  в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем деления суммы средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за это лицо, на ожидаемую продолжительность периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Годовой объем средств  федерального бюджета, выделяемых Пенсионному  фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части  трудовой пенсии по инвалидности в  связи с зачетом в страховой  стаж нестраховых периодов, включая расходы на доставку трудовых пенсий, утверждается федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.10

 

Заключение

 

В настоящей работе довольно детально и обстоятельно исследована  тема назначения досрочных трудовых пенсий по инвалидности, как отдельной  группы социально-трудовых пенсий.

Первая глава данной работы посвящена общим положениям о  назначении пенсий по инвалидности: в  ней изложены понятия инвалидности и инвалида, определение социального  обеспечения инвалидов в РФ, а  также рассмотрен вопрос возникновения  инвалидности, как причины назначения отдельной группы трудовых пенсий.

Вторая глава настоящей  работы посвящена понятию, структуре  и порядку назначения трудовой пенсии по инвалидности в РФ с учетом нового законодательства и разности нормативно-правовых актов до 2002 года и после данного  периода.

Третья глава посвящена  отдельным особенностям трудовых пенсий по инвалидности и федеральному бюджетированию данных пенсий в соответствии с законодательством.

В работе достаточно широко рассмотрена нормативно-правовая база социального обеспечения в РФ и мнения некоторых авторов по ее совершенствованию. При внесении изменений в законодательство необходимо, прежде всего, учесть, что особенности  страховой системы во многом определяются спецификой того события, на случай наступления  которого осуществляется страхование. Между фактом достижения гражданином  определенного возраста и возможным  установлением ему инвалидности имеются принципиальные различия. Наступление  старости как страхового случая обычно неизбежно, а закрепление в законе возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии, значительно упрощает страховую деятельность. Вероятность ухудшения здоровья гражданина и, как следствие, признания его инвалидом, зависит от множества факторов. В большей степени она индивидуализирована. Поэтому механизм пенсионного страхования на случай старости во многом неприменим к страхованию на случай инвалидности.

В целом, настоящая работа выполнена с использованием широкого круга нормативно-правовых источников в достаточно доступной для восприятия форме и довольно четко регламентируя  понятие и порядок начисления трудовых пенсий по инвалидности

 

 

Список использованных источников литературы

 

I. Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской  Федерации // Российская газета. №  10 от 25 декабря 1993.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1. 2002.

3. Федеральный закон "О  трудовых пенсиях в Российской  Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ // Российская  газета № 1 от 10.01.2002

4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации".

5. О социальной защите инвалидов  в РФ Федеральный закон от 24.11.1995 №  181-ФЗ // Российская газета №15 от 30.11.1995

6. Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации  Федеральный закон от 15 декабря  2001 г. N 167-ФЗ // Российская газета №18 от 20.12.2001

7. О средствах федерального  бюджета, выделяемых пенсионному  фонду Российской Федерации на  возмещение расходов по выплате  страховой части трудовой пенсии  по старости, трудовой пенсии  по инвалидности и трудовой  пенсии по случаю потери кормильца  отдельным категориям граждан.  Федеральный закон  от 21.05.2005 №  18-ФЗ // Российская газета №8 от 25.05.2005

 

 

8. Постановление Правительства РФ от 29.10.02  № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» // Российская газета №10 от 30.10.2002

9. Постановлением Правительства  Российской Федерации от 24.01.2002 N 42 "Об утверждении коэффициентов  индексации с 1 февраля 2002 года  базовой и страховой частей  трудовой пенсии"// Российская  газета №2 от 30.01.2002

10. Правила исчисления  периодов работы, дающей право  на досрочное назначение трудовой  пенсии по старости в соответствии  со статьями 27 и 28 Федерального  закона "О трудовых пенсиях  в Российской Федерации", утверждены  Постановлением Правительства Российской  Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 // Российская газета №12 от 15.07.2002

Информация о работе Трудовые пенсии по инвалидности