Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:25, доклад
Джереми Бентам уделил большое внимание вопросу о понятии и сущности права. Этому посвящены такие его работы, как «Фрагмент о государственном правлении», «Введение в основания нравственности и законодательства», «Комментарий комментариев», «Истина против Эшхёрста, или Право как оно есть в противопоставлении с его общепринятым пониманием». Пользуясь терминологией современной философии права, можно сказать, что английский правовед в своих произведениях рассматривал право с разных сторон: онтологически, гносеологически и аксиологически.
Проанализировав эффективность существующей системы наказаний, мыслитель создаёт свою систему, в которую включены наиболее действенные из существующих наказаний, а также предлагаются новые. Он высказывается за разнообразие наказаний, опровергает ту точку зрения, что разнообразие наказаний свидетельствует о жестокости уголовного законодательства. Наоборот разнообразие системы наказаний позволит осуществлять их индивидуализацию.
Важным новшеством, внесённым Бентамом в теорию уголовного права, явилось предложение учитывать антропологические факторы, влияющие на оценку преступления и наказания.
Бентам резко отрицательно относится к законодательству, которое не учитывает индивидуальных свойств различных людей, попавших в сходную правовую ситуацию. «Закон непоколебимый, закон, который бы не обращал внимания ни на пол, ни на возраст, ни на состояние, ни на общественное положение, ни на воспитание, ни на нравственные или религиозные предрассудки людей, — такой закон был бы вдвойне ошибочен как недействительный и как тиранический. Слишком строгий для одного, слишком снисходительный для другого, всегда погрешающий излишеством или недостаточностью, он под видом равенства скрывал бы самое чудовищное неравенство»15.
По Бентаму, учёт законодателем неравенства естественных свойств людей повлечёт за собой равенство в применении норм права.
ВОЗЗРЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
В основе воззрений Бентама на международное право также лежит принцип полезности. Целью этой отрасли права является польза всех наций и стран, именно принцип полезности должен лежать в основе международных отношений. Особенность понимания английским утилитаристом международного права состоит в том, что он рассматривает его как одну из отраслей внутригосударственного права, а не как межгосударственное право. «Уложение международное составило бы собрание обязанностей и прав государя в отношении ко всякому другому государю»16.
Бентам
признаёт право нации на ведение
войны и проводит аналогию между
внутригосударственным
Тем не менее, идеал международного общения, по Бентаму, состоит в прекращении войн, о чём свидетельствует его произведение «План всеобщего и вечного мира» (1789). Одним из средств уменьшения внешнеполитической агрессии является демократическая форма правления. Демократия – лучший оплот мира. Народ в демократической республике не позволит правительству вести войну на народные деньги, он также не позволит каким-либо лицам обогащаться в ходе войны, а также воспользоваться военным положением для узурпации власти. Другим средством преодоления войн может выступить создание международной конфедерации европейских государств, управляемой конгрессом, в который каждое государство направляет по два делегата (член конгресса и его заместитель). В этой конфедерации проводится принцип равенства государств – участников союза, сохраняется право государств на полную автономию, а также собственное вероисповедание.
Верховная учредительная власть народа
проявляется в праве избрания
должностных лиц и предании их
суду, надзора за деятельностью верховной
власти путём полного всестороннего
информирования общества о течении
государственных дел. Народ избирает
только депутатов парламента и местных
легислатур, по отношению к остальным
должностным лицам в
Избирательным правом наделяются все граждане, удовлетворяющие имущественному цензу (уплата известной суммы налогов), за исключением женщин, несовершеннолетних, неграмотных и лиц, находящихся в данной местности проездом. Бентам выступает за предоставление избирательных прав преступникам, отбывшим наказание, и иностранцам, постоянно проживающим в избирательном округе. Мыслитель отстаивает прогрессивный принцип тайной подачи голосов избирателями, выступает за равные по численности избирательные участки и избрание только одного депутата от участка. Переизбрание депутата допускается только в том случае, если число лиц, ранее избиравшихся в парламент, в 2–3 раза больше численности действующего парламента. Это правило было создано для того, чтобы избиратели могли выбрать действительно достойного депутата, а не голосовали по традиции за того человека, которого привыкли видеть парламентарием.
Джереми Бентам выступает за однопалатный парламент (для предотвращения излишних расходов, волокиты, коррупции и невыполнения народной воли), обладающий абсолютным суверенитетом. Высшая законодательная, власть, по его мнению, всемогуща, она не сдерживается никакими ограничениями. Английским утилитаристом был выдвинут ряд принципов, по которым должен был работать парламент:
1. Несовместимость депутатской
должности с должностью в
2. Участие должностных лиц
3. Частые перевыборы в парламент (желательно ежегодные).
4. Полная, точная и скорая
публикация отчётов о
5. Обязательно присутствие
6. Возможно более частое
7. Ответственность депутата
Для того чтобы не прерывалась преемственность законодательной власти, философ предложил создание особого органа – Комитета по преемственности, для того чтобы предыдущий состав парламента мог передать свои проекты, планы и предложения для завершения новому составу. Этот комитет также выполняет функции разработки и экспертизы законопроектов. Бентам также предложил создание должности министра по законодательству, который активно участвовал бы в законодательном процессе, осуществляя экспертизу законопроектов и доводя до парламентариев предложения по обновлению законодательства, поступающие от частных лиц.
Особенностью проекта
Во главе исполнительной власти стоит премьер-министр, избираемый парламентом на четыре года, отвечающий за свою деятельность перед парламентом и народом. Также парламент избирает министра юстиции, все же остальные министры назначаются премьер-министром. Все министры в своей деятельности подотчётны парламенту. Министр юстиции является главой судебной власти. Помимо традиционного набора министерств (военное ведомство, морское ведомство, министерства торговли, финансов, иностранных дел), Бентам предлагает создать ряд новых: министерство по профилактике, внутренних сообщений, общественного призрения, образования, здравоохранения. Все министры должны быть профессионалами.
Судебную систему Бентам хотел построить на основе принципов максимальной ответственности, контроля общественного мнения, скорого и доступного суда, равенства всех перед судом, профессионализма и эффективности.
В каждом суде должен быть только один судья, имеющий право принимать решения и несущий полную ответственность. Судьи назначались министром юстиции из числа лиц, сдавших экзамен на профессиональную пригодность и прошедших стажировку.
Поначалу английский правовед выступал
вообще против суда присяжных. Однако
позже, желая создать дополнительную
возможность для выражения
Общественное мнение, по проекту Бентама, можно было выражать не только через квазисуд присяжных, но и через посетителей судебных заседаний, которых Бентам называл «судебными инспекторами», «судом общественного мнения». Настолько важным казался мыслителю этот институт, что он даже хотел законодательно закрепить минимальное количество граждан, обязанных присутствовать при каждом судебном разбирательстве.
Английский правовед продумал ряд мероприятий, направленных к тому, чтобы сделать правосудие доступным для всех классов. При каждом суде должен состоять благотворительный адвокат. Кроме того, неимущие могли обращаться за помощью в Фонд равного правосудия, пополняющийся за счёт государственных вложений и частных пожертвований. В некоторых случаях размер судебных расходов определялся пропорционально благосостоянию тяжущихся.
Правосудие должно быть скорым. Поэтому как минимум один судья должен дежурить в суде круглосуточно.
Таким образом, мы видим, что значение творчества Дж. Бентама для истории политических и правовых учений сложно переоценить. То обстоятельство, что его правовое учение предопределило развитие современных ему правовых систем и юридической мысли, свидетельствует о необходимости дальнейшего углубления наших знаний о творчестве этого мыслителя.
1 Выделение в науке философии права таких разделов, как правовая онтология, правовая гносеология и правовая аксиология было осуществлено В.С. Нерсесянцем. См: Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 40. Онтология – философское учение о бытии, гносеология – раздел философии, изучающий источники, средства и условия истинности познания; аксиология – философское учение о ценностях.
2 Bentham J. A comment on the Commentaries // Collected Works of Jeremy Bentham. A comment on the Commentaries and A Fragment on Government / Edited by J.H. Burns and H. L.A. Hart. L., 1977. P. 7.
3 Bentham Jeremy. The Limits of Jurisprudence Defined. Being part two of An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. N.Y., 1945. Р. 88.
4 Bentham J. Truth versus Ashhurst; or Law as It Is Contrasted With What It is Said to Be // The Works of Jeremy Bentham, published under the superintendence of his executor, John Bowring, Vol. V. Edinburgh;London, 1843. P. 233.
5 Bentham J. A Comment on the Commentaries…P. 7.
6 Bentham J. A Fragment on Government… Р. 12.
7 Юридический позитивизм – правовое учение, признающее единственной формой бытия права правила поведения, установленные или санкционированные государством (сувереном). Позитивисты отказываются давать оценку законодательству на основе высших идеальных принципов (естественного права, идеи права и т.д.) и призывают юриспруденцию к изучению исключительно позитивного права (законодательства).
8 Легизм – правовое учение, отождествляющее право и закон, считающее закон лучшей формой права. Если понимать закон широко (как все формы позитивного права), то легизм тождественен юридическому позитивизму.
9 Bentham J. Theory of Legislation. L., 1882. Р. 82.
10 Bentham J. A Comment on the Commentaries//Collected Works of Jeremy Bentham. A Comment on the Commentaries and a Fragment on Government. London, 1977. P. 20
11 Bentham J. A Critical Examination of the Declaration of Rights // Bentham’s Political Thought. L., 1973. Р. 285.
12 Экономический либерализм – теория, возникшая во второй половине XVIII в. и ставшая чрезвычайно популярной в начале XIX столетия, отстаивавшая невмешательство государства в активную экономическую деятельность индивидов, полную свободу частной инициативы и предпринимательства.
13 Бентам И. Основные начала гражданского кодекса…С. 338
14 Там же. С. 339
15 Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства … С. 87.
16 Бентам И. Всеобщее начертание полной книги законов// Рассуждение о гражданском и уголовном законоположении с предварительным изложением начал законоположения и всеобщего начертания полной книги законов и с присовокуплением опыта о влиянии времени и места относительно законов// Сочинения английского юрисконсульта И.Бентама. Т. I–III. СПб., 1805. С. 457.
Информация о работе Учение Дж Бентама "о государстве и праве"