Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:25, доклад
Джереми Бентам уделил большое внимание вопросу о понятии и сущности права. Этому посвящены такие его работы, как «Фрагмент о государственном правлении», «Введение в основания нравственности и законодательства», «Комментарий комментариев», «Истина против Эшхёрста, или Право как оно есть в противопоставлении с его общепринятым пониманием». Пользуясь терминологией современной философии права, можно сказать, что английский правовед в своих произведениях рассматривал право с разных сторон: онтологически, гносеологически и аксиологически.
Учение Дж Бентама « О государстве и праве»
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА
Джереми Бентам уделил большое внимание вопросу о понятии и сущности права. Этому посвящены такие его работы, как «Фрагмент о государственном правлении», «Введение в основания нравственности и законодательства», «Комментарий комментариев», «Истина против Эшхёрста, или Право как оно есть в противопоставлении с его общепринятым пониманием». Пользуясь терминологией современной философии права, можно сказать, что английский правовед в своих произведениях рассматривал право с разных сторон: онтологически, гносеологически и аксиологически1.
Онтологически право представляет собой фиктивную сущность и Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые существуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов, как кому будет угодно2. Таким образом, онтологически право совпадает с законодательством. Поэтому мыслитель уделил большое внимание исследованию такого явления, как закон. Сущность закона была изучена им в произведении «О законах вообще». В этой работе Бентам дал оригинальное определение понятию «закон»: «Закон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государстве относительно желаемого в определённой ситуации поведения лица или группы лиц, подчинённых (или считающихся подчинёнными) его власти. Это воление нацелено по своей сути на ожидание конкретных последствий, наступление которых оно подразумевает. Такое провозглашение в данной ситуации станет средством для осуществления этого воления, а последствия, которые оно имеет в виду, выступят мотивом для тех, о чьём поведении идёт речь»3. В этом определении отмечены такие признаки закона, как его императивный, волевой характер, происхождение от воли суверена, нацеленность закона на определённые последствия, которые служат мотивом для его соблюдения. При этом согласно данному определению, объём понятия «закон» весьма широк и не сводится только к велениям государственной власти.
Гносеологически
право рассматривается
Следует также отметить такую особенность бентамовского подхода к праву, которая связана с особенностями его онтологии права, как признание им возможности познания только отдельных законов. Он говорил: «чтобы знать, что такое право вообще, мы должны знать, что такое закон, а если мы знаем, что такое закон, волей-неволей мы узнаем, что такое право вообще»5. Изучение права, таким образом, должно быть сведено к изучению законодательства. И только исследование отдельных законов даст нам представление о понятии права.
Бентам также рассматривает право с точки зрения аксиологии. Решая вопрос о социальном назначении права, ученый однозначно рассматривает право как ценность, как то, что способствует прогрессу общества и позволяет обеспечить счастье индивида.
В 1776 г., пытаясь обосновать мысль о том, что право как идея по своей природе не может быть несправедливым, философ писал: «Право не враг человеку. Право не соперник ему. Спросите шумную неуправляемую толпу – никто никогда не обвиняет в своих несчастьях само право, всегда имеется какой-то нехороший толкователь права, который нарушал его и злоупотреблял им»6. В целом право по своей сущности позитивно, оно может приносить обществу только пользу. Только тогда, когда идея права извращается на практике в чьих-либо интересах, может возникнуть его негативное восприятие людьми.
Проблема негативного восприятия права населением, несоответствия формы права его содержанию и, как следствие этого, – невыполнение правом общественно полезных целей, снижение его ценности как регулятора общественных отношений, всегда волновала философа. Исследованию и решению этой проблемы посвящена такая его работа, как «Истина против Эшхёрста, или Право как оно есть в противопоставлении с его общепринятым пониманием», написанная в 1792 г. и опубликованная в 1823 г. В этом произведении, мыслитель критически оценивает современную ему английскую правовую систему, отмечает основные её недостатки и предлагает пути их устранения.
Пренебрежение нормами права, их неисполнение проистекают, по мнению Бентама, также и из того, что очень часто законы налагают бесполезные, а порой и вредные для общества ограничения. Мыслитель приводит примеры таких законов, сохранившихся с незапамятных времён, препятствующих свободному развитию как отдельного индивида, так и всего общества. В результате люди, не видящие необходимости в соблюдении бесполезных законов, привыкают к мысли о возможности несоблюдения законов вообще.
Вместе с тем обязательное подчинение закону вызывает к жизни и довольно жёсткие требования, предъявляемые как к самому закону, так и к действиям по его реализации. Мыслитель формулирует ряд продуманных мер по защите и обеспечению законности, которые позволили бы превратить нормы права в эффективный регулятор общественных отношений и добиться их неуклонного исполнения всем населением.
Анализ воззрений Бентама на понятие и сущность права позволяет определить тип правопонимания, характерный для учёного.
Воззрения мыслителя на сущность права в целом пребывают в рамках юридического позитивизма7. Однако правопонимание учёного не так однозначно, чтобы сводить его к нерассуждающему легизму8, т. е. к признанию правом любого положения, получившего одобрение законодателя, к установлению приоритета формы права над её содержанием. Понимая, что право не является исключительно воплощением воли законодателя, Бентам, тем не менее, выводит исследование метафизической (идеальной) природы права за пределы юриспруденции и включает в предметную сферу последней только позитивное право (законодательство).
С позиций юридического позитивизма мыслитель критикует и теорию естественного права. Для него это – «фикция», «метафорическое выражение»9, «фантом», «грандиозное ничто».10 Философ также яростно нападает на теорию естественных неотчуждаемых прав человека – самый распространённый вариант естественно-правовой доктрины в Новое время.
Бентам резко отрицательно относился к этой теории, ко всем вариантам её законодательного оформления.
Центральной идеей бентамовской критики является мысль о том, что не существует естественных и неотчуждаемых прав, т. е. прав, предшествующих появлению государственной власти и позитивных законов, – прав, на которые она не может покушаться. Используя игру слов, Бентам называет такие права одновременно «ante-legal» и «anti-legal»11, т. е. дозаконными и противозаконными. Он выступает против любого варианта теории естественных прав.
ВОЗЗРЕНИЯ НА ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
На содержание воззрений Бентама на гражданское право оказала его приверженность к экономическому либерализму12. Философ выступает за самостоятельное определение участниками гражданско-правовых отношений своих прав и обязанностей по договору и невмешательство государства в сделки граждан.
Мыслитель также отстаивает такие прогрессивные принципы гражданского права, как равная правоспособность всех участников имущественного оборота, формально-юридическое равенство субъектов гражданского права, свобода договора и брачного союза, обязательная сила договора, добросовестность субъектов гражданско-правовых отношений.
Целями гражданского законодательства, по мнению Бентама, выступают безопасность, средства к существованию, довольство и равенство. Приоритетной целью является безопасность. Определяя цели гражданского права и устанавливая их иерархию, учёный, по сути дела, говорит о социальной функции данной отрасли права. Гражданское право в понимании английского философа выполняет стабилизирующую функцию в обществе, позволяет сохранить его единство и устойчивость.
Понимание Бентамом предмета гражданского права не выходит за рамки общепринятого представления об этой отрасли как о совокупности законов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. В предмет гражданского права автор включает также семейные отношения, т. е. он не рассматривает семейное право в качестве самостоятельной отрасли, поскольку брак понимался как договорно-правовое отношение.
Основным институтом гражданского права Бентам считал право частной собственности. Однако мыслитель отрицает возможность признания собственности в качестве естественного права, подвергает сомнению существование экономической категории собственности. Собственность – порождение закона, вне правовой формы этот институт не существует. «Собственность и закон вместе родятся, вместе и умирают. Пока не было законов, не было и собственности. Уничтожьте законы, исчезнет и собственность»13.
Оценивая социальную роль права собственности, Бентам рассматривает его как благо для всех людей: как имеющих собственность, так и не имеющих её. Он категорически выступает против той точки зрения, согласно которой появление собственности явилось причиной разделения общества на имущие и неимущие классы. «Создавая собственность, законы создают богатство, но не создают бедности, бедность есть первоначальное состояние человечества… Законы, создавая собственность, благодетельны и для тех, которые остаются в первобытной бедности»14.
Бентам выступает против посягательств на собственность, рассматривает её как благо, как фактор развития цивилизации, средство облагораживания общества, роста его благосостояния и гуманности.
Положительно оценивая право собственности, философ выступает против идеи её перераспределения и установления фактического имущественного равенства. В обязанность законодателю вменяется охрана существующего распределения собственности. Этот долг имеется у законодателя потому, что главной целью гражданских законов, по мнению Бентама, является безопасность общества, а неправомерные посягательства на собственность разрушают эту безопасность.
Такой социальный институт, как брак, английский юрист рассматривал в качестве договора. В целом, в области брачно-семейного права философ отстаивал такие прогрессивные принципы, как договорный характер брачных отношений, свобода брачного союза, свобода развода, равноправие сторон в браке.
ВОЗЗРЕНИЯ НА УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Анализируя уголовно-правовые взгляды Джереми Бентама, можно прийти к выводу о том, что они находятся в рамках классической школы уголовного права, сформировавшейся в конце XVIII в. Как известно, основными идеями этой школы являлись: уголовная ответственность за вину; равенство всех перед законом; уголовная противоправность как обязательный признак преступления; необходимость предупреждения преступлений; отмена негуманных наказаний. Все указанные принципы данной школы были восприняты и развиты Бентамом.
Единственный принцип, на котором основываются все умозаключения Бентама по уголовно-правовой проблематике – это принцип полезности. Все уголовно-правовые институты проверяются им на соответствие этому принципу. Он позволил английскому правоведу более выпукло очертить принцип соразмерности между преступлением и наказанием (пожалуй, наиболее важный принцип данной отрасли) и обосновать необходимость проведения его в жизнь.
Преступлением, по его мнению, должны считаться только те деяния, которые причиняют реальный вред обществу. Выделяет он и два других признака преступления: противоправность и наказуемость. Однако приоритет отдан признаку общественной опасности.
Таким образом, ещё в 1780 г. Бентам выделил три признака преступления (общественная опасность, противоправность, наказуемость), которые не претерпели существенных изменений вплоть до наших дней и признаются современной наукой уголовного права в качестве конститутивных признаков преступления.
Дефиниция понятия наказания у Бентама выводится из принципа полезности. Наказание, согласно этому принципу, рассматривается как зло. Однако это необходимое зло, устраняющее гораздо большее зло преступления. Польза для общества – главное основание существования наказания и главное его оправдание. Определяя сущность наказания, Бентам считает его неизбежным последствием преступления. Он называет его искусственным последствием в противоположность естественным (материальным) последствиям преступления.
На основании произведений мыслителя можно сделать вывод о том, что он выделял четыре цели наказания: возмещение ущерба, причинённого преступлением; предупреждение совершения новых преступлений (частная и общая превенция); исправление преступника; возмездие (удовлетворение интересов потерпевшего) как побочная цель.
Такое же тщательное внимание, какое уделил Бентам вопросу о понятии и целях наказания он уделяет и вопросу о видах наказания. Можно говорить о двух аспектах его взглядов в данной области: критическом (то есть подробном разборе сложившейся в законодательстве и правоприменительной практике системы наказаний с точки зрения полезности) и конструктивном (т. е. предложении собственной системы наказаний, которая отвечает принципу полезности и поэтому способствует эффективности уголовного права).
Критическому анализу подвергаются такие классические виды наказаний, как смертная казнь, тюремное заключение (в том виде, как оно существовало в конце XVIII в.), конфискация имущества, принудительное переселение в колонии. Положительно оцениваются такие виды наказания, как денежные (в том случае, если они станут относительно определёнными санкциями, т. е. будут налагаться пропорционально материальному положению преступника), высылка, а также тюремное заключение, подвергшееся реформированию.
Информация о работе Учение Дж Бентама "о государстве и праве"