Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:27, реферат
Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы страны. Сейчас автомобильный транспорт развиваясь в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, он способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере и в настоящее время значительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи с чем начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность.
Бохан, А. П.
Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
Общая характеристика проблемы
Актуальность темы исследования.
Автомобильный транспорт играет
ключевую роль в развитии транспортной
системы страны. Сейчас автомобильный
транспорт развиваясь в условиях,
когда наметилась тенденция к
оживлению и восстановлению реального
сектора экономики, он способствует
нормализации положения в финансовой
и кредитной сфере и в
На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти -грузовых перевозок.
Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.
Данная проблема, характеризующаяся
сложностью и многоплановостью, приобрела
особую остроту в последнее
По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Каждые сутки на улицах городов и дорогах Российской Федерации совершается более 430 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 600 человек.
3
В Российской Федерации за пять лет (1996-2000 гг.) произошло около 800 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В них погибли 145 тыс. и получили ранения 900 тыс. человек. В 2001 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 164 403 ДТП, в которых погибло 30 916, ранено 187 790 человек, т.е. практически каждые сутки мы теряем «Курск» на дорогах, а каждый год безвозвратно исчезает небольшой населенный пункт. В Российской Федерации за январь-август 2002 г. произошло 112603 ДТП, в которых погибло 19871 и получили ранения 133163 человека.[1]
Из общего количества дорожно-транспортных происшествий, каждое третье является преступлением, что подтверждается статистическими данными. Так в 2000 г. в Российской Федерации зарегистрировано 52697 преступлений за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ), а в 2001 г. - 54525 преступлений.[2] Показатели 2001 года свидетельствуют о возрастании на 3,5% количества совершенных преступлений.
Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей (повреждением) материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации.
Стоимостная оценка последствий ДТП происшествий (гибель, ранение людей, инвалидность и реабилитация, моральные, экономические и иные факторы) используется во всех странах с развитой автомобилизацией как один из основных критериев при принятии решений в процессе государственного управления в сфере безопасности дорожного движения.
Данные оценки позволяют
сделать соответствующие
По расчетам специалистов, величина социально-экономического ущерба от ДТП в 2000 г. составила 191,7 млрд. рублей, а в 2001 г. - 200 млрд. рублей (например: 200 млрд. рублей составили долг государства перед бюджетной сферой в 2001 г.).
4
В 2000 г. потери только от гибели и ранения людей в результате ДТП составили 2,8% валового внутреннего продукта страны.[3]
Согласно статистическим данным, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта составляют 18-21% в общей структуре преступности.- По количественным показателям они занимают второе место после преступлений против собственности. За период с 1996 по 2001 гг. на улицах и дорогах страны погибло более 175 тыс. человек. По оценкам специалистов, которые на основе адаптивной итерационной модели прогноза аварийности сделали вывод о возможности, начиная с 2002 г., осложнения обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. По расчетным данным в 2002 г. ожидаемое количество ДТП составит по сравнению с предшествующим годом ожидаемое увеличение количества ДТП составит 0,5-1%.
В связи с увеличением
количества дорожно-транспортных происшествий
в Российской Федерации, соответственно
наблюдается и количественный рост
преступлений, посягающих на нарушение
правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств. Преступные нарушения
правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств являются самым
преобладающим видом
В диссертационном исследовании рассматриваются уголовно наказуемые деяния, предусмотренные ст. 264 УК РФ, которая регламентирует уголовную ответственность за преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Уголовной ответственности за преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств во все времена уделялось достаточное внимание и ей посвящено немало диссертационных исследований и научных работ, в том числе исследований проведенных Н.С. Алексеевым, М.Б. Валиевым, А.В. Грибковым, Ф.А. Гусейновым, П.С. Дагелем, О.В. Домашенко, В.И. Жулевым, Б.Л. Зотовым, В.В. Ивановой, В.И. Касынюком, В.Е. Квашисом, АА. Киракосяном, Е.В. Кичигиной, В.П. Коняевым, А.П. Копейченко, А.И. Коробеевым, А.С. Кузьминой, Н.Ф. Кузнецовой, Б.А.
5
Куриновым, В.И. Курляндским, В.В. Лукьяновым, И.Х. Максутовым, И.Г. Маландиным, Ф.Б. Мельниковым, B.C. Орловым, Б.В. Петуховым, А.А. Пионтковским, И.В. Скирским, В.И. Ткаченко, СВ. Трофименко, М.П.Чичериной, А.И. Чучаевым, М.Д. Шаргородским и другими учеными.
Однако следует отметить, что самостоятельного исследования, посвященного уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по действующему уголовному законодательству не проводилось. Исследователи в основном рассматривали ситуации в изучаемой сфере, которые касались УК РСФСР 1960 г. Современное состояние проблемы, а также изменения которые произошли в изучаемой сфере с принятием ныне действующего УК РФ исследователями не затрагивалось. Это определило научную актуальность проведенного нами исследования.
Цели и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования заключается в комплексном уголовно-правовом анализе действующей законодательной и нормативной базы, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и разработке теоретически обоснованных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и практики их применения.
Содержание указанных целей определяют следующие задачи диссертационного исследования:
- изучение истории
- анализ объективных и
субъективных признаков
разработка теоретических проблем квалификации данного преступления;
- разработка предложений
по совершенствованию
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования явились общественные отношения, возникающие при нарушении
6
правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также проблемные вопросы квалификации таких преступлений.
Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и практика их применения; нормы и институты действующего административного и гражданского законодательства.
Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составили положения, выработанные в философии, социологии, общей теории права, уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском и административном праве, криминологии и криминалистике.
Нормативную базу исследования
составили Конституция
Эмпирическую основу исследования
составили статистические сведения
о ДТП, статистическая отчетность МВД
РФ (1997-2001 гг.), материалы следственно-судебной
практики, опыт правоприменительной
деятельности органов внутренних дел
по делам рассматриваемой
Репрезентативность собранного и изученного материала обеспечивает обоснованность и достоверность выводов, положений и рекомендаций, содержащихся в диссертационном исследовании.
Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, целью исследования. На основе проведенного автором диссертационного исследования выявлены некоторые несоответствия в уголовном законодательстве, связанные с ответственностью за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и недостатки в практике его применения. В работе содержится развернутая уголовно-правовая
7
характеристика объективных и субъективных признаков составов преступлений, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; проанализированы проблемы квалификации данных преступлений. Кроме того, научная новизна работы связана с обоснованием и формулировкой целого ряда конкретных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства, устанавливающих ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также рекомендации по вопросам совершенствования практики их применения. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Непосредственным объектом
нарушений правил дорожного
2. Анализ и оценка современного
состояния уголовного
3. Конкретизация понятия
«правила безопасности
4. Приводится название
ст. 264 УК РФ в смысловое
5. Обосновывается и
6. Вносятся редакционные
изменения в диспозицию ч. 1 ст.
264 УК РФ, т.е. следует отказаться
от формулировки «нарушение