Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: понятие, порядок назначения, правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение института Уполномоченного по правам человека в РФ, его цели и предназначение; рассмотрение проблемы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются аспекты возникновения и развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Совершенствование законодательства РФ о правах и свободах                   человека и гражданина         3.1 Обращение к субъектам права законодательной инициативы  Одним из приоритетов в деятельности Уполномоченного является содействие совершенствованию законодательства о правах и свободах человека и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики, осуществляемый Уполномоченным, позволяет выявлять недостатки в правовом регулировании и обращаться с предложениями об их устранении.      Эффективность законодательства во многом зависит от правовой и общественной экспертизы законопроектов и действующих федеральных законов. В этой деятельности Уполномоченный стремится к сотрудничеству с палатами и комитетами Федерального Собрания, депутатами Государственной Думы, Общественной палатой Российской Федерации, неправительственными правозащитными организациями, другими институтами гражданского общества, субъектами права законодательной инициативы.           В 2006 году Уполномоченным по итогам правовой экспертизы направлено свыше 40 заключений на законопроекты с предложениями по внесению поправок и приведению в соответствие с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права. Многие из них учтены в окончательной редакции принятых Госдумой федеральных законов. В целях обеспечения гарантий соблюдения прав человека при их правовом регулировании и выполнения социальных обязательств государства в комитеты Государственной Думы направлены заключения по проектам федеральных законов, устанавливающим, в частности:     - размеры бюджетного финансирования по бесплатному обеспечению инвалидов, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, специальным автотранспортом в качестве средства их медицинской реабилитации и социальной адаптации;        - порядок прохождения срочной военной службы по призыву, меры социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей;   - процедуру рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами индивидуальных и коллективных обращений граждан;         - формы и методы борьбы с терроризмом, допустимость при этом ограничения прав и свобод граждан, деятельности средств массовой информации;            - меры уголовно-правового характера о конфискации имущества, полученного в результате совершения преступлений, и меры по обеспечению при этом гарантий права собственности на имущество, приобретенное законным путем.           3.2 Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации          Эффективным способом содействия Уполномоченного приведению федерального законодательства о правах человека в соответствие с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права являются его обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на нарушение конституционных прав человека законом, примененным в конкретном деле.  Уполномоченный обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с предложением выступить в качестве субъекта права законодательной инициативы по внесению соответствующих изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».        Поскольку конституционное судопроизводства должно отвечать демократическим принципам и целям правосудия по защите прав человека от неконституционных решений органов законодательной власти, представляется, что процедура допустимости обжалования в установленном порядке названных решений Конституционного Суда Российской Федерации предоставит дополнительные гарантии судебной защиты прав человека и обеспечит тем самым доступ к конституционному правосудию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение      Подводя итог данной работе можно констатировать, что на сегодняшний день институт Уполномоченного по правам человека является новым для России. В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур. Уполномоченный по правам человека в Российской федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь решением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.         По итогам работы института Уполномоченного можно сказать, что защита прав граждан меньше всего нуждается в шумных показательных акциях. Требуется ежедневный, кропотливый труд специалистов-профессионалов, необходим принципиальный контроль за выполнением принятых решений. Права граждан удается восстановить примерно по каждой шестой принятой к производству жалобе. Это коснулось в основном вопросов трудовых правоотношений, предоставления на законных основаниях жилья, социальных льгот и пособий, а также пересмотра отдельных судебных решений, защиты человека в уголовной и уголовно-исполнительной сферах.         Так же нужно отметить, что значительное место в деятельности Уполномоченного занимает работы по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.    Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие.         В Республике Тыва институт уполномоченного по правам человека только обрабатывается общественной палатой Республики Тыва в соответствии с Федеральным Конституционным законом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Список использованных источников  и литературы                                 Нормативно-правовые акты:                1.Конституция Российской Федерации.- М., 1993.             2. ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.2.97 N 1-ФКЗ. // Собрание Законодательства РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.    3.Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина за 2006 год //Российская газета, №4341 от 13 апреля 2007 г.             4.Об уполномоченном по правам человека в РФ: Закон РФ от 26.02.97г.//Собрание законодательства РФ. – 1997. - №9.     5.Об уполномоченном по права  человека в РФ: Закон РФ от 26.02.97.//Собрание законодательства РФ. – 1997г. - №9. – Ст. 1011.        Научные статьи:              1.Цымбалова Н.А. «Институт Уполномоченного по правам человека в России: смысл создания и правовое регулирование». // Государство и право, 2000 №8.                                                                                                                    2. Комарова В.В. «Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации».//Государство и право, 1999. №9.                                                       3. Государствоведение // Под ред. В.Чиркина. – М., 2002.     4. Мишин М. «Конституционное право зарубежных стран». – М., 2005.Права человека // Под ред. И. Лукашевой. – М., 2000.       5. «Права человека и процессы глобализации современного мира» // Под ред. Е. Лукашевой. – М.: Спарк, 2005. – 811с.        6. «Права человека» //Под ред. И.Лукашевой. – М., 2000. – С.38.    7. «Государствоведение» // Под ред. В.Чиркина. – М., 2002. – С.8 – 7.   8. Аметистов Э.М. «Защита прав и свобод человека внесудебными органами  // Обеспечение прав и свобод человека в национальном праве»: Сб. обзоров. М., 1989.             9. Холанёва Н.Ю. «Правовой институт уполномочнного по правам человека» // Гражданин и право 2000 №6.

Научная литература:

1.Баглай М.  «Конституционное право РФ». –  М., 1998.              2.Глухов В. «Защита прав и свобод человека». – М., 2004.     3.Ковешников Е. «Конституционное право РФ». – М., 2001.    4.Козлова Е.И. «Конституционное право России». – М., 2001.    5. Саидов А. «Общепризнанные права человека». – М.: Междунар. отношения,  2004. – 184с.          6. Глухов В. «Защита прав и свобод человека». – М., 2004. – 78с.    7. Учебник кафедры Правоохраны. М., 2000.       8. Кокотов А.Н. «Конституционное право России». – М., 2007.    9. Хаманева Н.Ю. «Защита прав граждан в сфере исполнительной власти». – М., 1997.             10.Учебник «Служба защиты прав человека и гражданина: мировой опыт». – М., 1996.             11.Бойцова В.В., Бойцова Л.В. «Правовой статус омбудсмена в условиях современного общественного развития». – М., 1990.      12.Власов И.С. «Защита гражданских прав личности в Польше» (институт омбудсмена): Обзор. – М., 1991.         13.Маклаков В.В. «Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы». – М., 1986.         14. «Охрана прав граждан зарубежных стран: институт омбудсмена (сравнительный аспект)»: Сб. обзоров. – М., 1991.      15.Хаманева Н.Ю. «Роль омбудсмена в охране прав граждан в сфере». – М., 1998.              16.Бердяев Н. «Философия неравенства». – М., 1994. – 9с.     17.Румянцев О.Г. «Основы конституционного строя России». – М.: Юрист, 2000.              18. «Теория государства и права». Под ред. Матузова Н.И. и Туманова В.А. – М., 1999.             19.Миронов О. «Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации». – М., 2002.      

1 Мишин М. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2005.    Права человека // Под ред. И.Лукашевой. – М., 2000. – 105С.

2 Саидов А. Общепризнанные права человека. – М.: Междунар. отношения, 2004. – 184 с. 

3 «Служба защиты прав человека и гражданина: мировой опыт». М., 1996. - 64с.   

4 Власов И.С. «Защита гражданских прав личности в Польше» (институт омбудсмена): Обзор. М., 1990. 

5 «Охрана права граждан зарубежных стран: институт омбудсмена (сравнительный аспект)»: Сб. обзоров. М., 1991. – 87С.

6 Маклаков В.В. «Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы». М., 1986.- 154с. 

7 Глухов В. Защита прав и свобод человека. – М., 2004.- 97с. 

8 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.2.97 N 1-ФКЗ. // Собрание Законодательства РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.  

9 См. Список использованных источников и литературы

10 Об уполномоченном по правам человека в РФ: Закон РФ от 26.02.97г.//Собрание законодательства РФ. -1997. - №9.  

11Миронов О. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М., 2002. – 115с. 

12 Власов И.С. «Защита гражданских прав личности в Польше» (институт омбудсмена): Обзор. М., 1990. – 74с. 

13 «Служба защиты прав человека и гражданина: мировой опыт». М., 1996.   

14 Об уполномоченном по правам человека в РФ: Закон РФ от 26.02.97г.//Собрание законодательства РФ. -1997. - №9. 

15 Хаманева Н.Ю. «Защита прав граждан в сфере исполнительной власти». М., 1997. – 56с. 

16 Н. Бердяев в своей книге «Философия неравенства» М., 1994 С.9. 

17 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.2.97 N 1-ФКЗ. // Собрание Законодательства РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.   

18 См.: Закон Свердловской области от 14 июня 1996 г. № 22-03 «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» // Областная газета. 1996. 21 июня. 


Информация о работе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: понятие, порядок назначения, правовой статус