Услуги как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

В современном гражданском обороте России услуги выступают в качестве объектов гражданских прав несравнимо больше, чем это было при плановой экономике. Это связано, прежде всего, с развитием рыночных отношений в нашей стране, ставших объективной основой возникновения целого ряда различных видов услуг, в которых граждане, юридические лица, а также публично – правовые образования испытывают потребности.

Содержание работы

Введение;
1.Понятие услуги в ГП;
2.История услуги;
3.Виды услуг;
4.Понятие действия;
5.Свойства услуги;
6.Качество услуги;
Заключение;
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Услуга как объект ГП.docx

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет

имени первого  Президента России Б.Н. Ельцина»

Кафедра «Правовое  регулирование экономической деятельности»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Гражданское право»

на тему «Услуги как объект гражданских прав»

Студент: Шилов И.А.

Группа: ЭМЗ-671504д

Руководитель: Жевняк О.В. к.ю.н.

Срок сдачи работы:

Срок защиты:

Оценка:

Екатеринбург, 2012

 

 

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный  университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой __________

______________________

«____»________ 20___ г.

Задание № _____

на выполнение курсовой работы

Студент группы_________________ специальность_________________________________

Фамилия ________________ Имя _____________________ Отчество __________________

Руководитель курсовой работы _________________________________________________

Срок выполнения курсовой работы:  с ____________  по _____________

Тема курсовой работы ________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание курсовой работы  ___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особые дополнительные сведения    ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План выполнения курсовой работы

Наименование элемента

работы

Сроки

Примечания

Отметка о выполнении

       
       
       
       
       
       

Курсовая работа закончена ________________________________________

Оценка курсовой работы _____________________________

Руководитель __________________________________  

План работы:

Введение;

1.Понятие услуги в ГП;

2.История услуги;

3.Виды услуг;

4.Понятие действия;

5.Свойства услуги;

6.Качество услуги;

Заключение;

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном гражданском  обороте России услуги выступают  в качестве объектов гражданских  прав несравнимо больше, чем это  было при плановой экономике. Это  связано, прежде всего, с развитием  рыночных отношений в нашей стране, ставших объективной основой  возникновения целого ряда различных  видов услуг, в которых граждане, юридические лица, а также публично – правовые образования испытывают потребности.

Вместе с тем, несмотря на практическую значимость, в законодательстве отсутствует легальное определение  понятия «услуги»1. Это не позволяет выработать единообразного понимания этой правовой категории в теории гражданского права и единообразного применения соответствующих норм законодательства в правоприменительной практике. В таких условиях является весьма актуальным научное исследование сущности услуги  и выявление таких ее свойств, которые бы отграничили этот объект гражданских прав от других схожих объектов, и, прежде всего, от работ, также являющихся разновидностью действий.

Рассматривая понятие  услуги, можно обратиться к его  родовому определению, данному в  толковом словаре русского языка  С.И.Ожегова.  Здесь под услугой понимается «действие, приносящее пользу другому». Однако, данное определение нельзя использовать при формировании легальной формулировки, ведь если под услугой понимать все то, что приносит полезный эффект, то едва ли не все обязательства можно отнести к обязательствам по оказанию услуг. Поэтому законодатель вкладывает в содержание рассматриваемой категории несколько иной смысл.

ГК РФ предусматривает  довольно много договоров, опосредующих более десятка разновидностей услуг, в частности, договоры поручения, комиссии и д.р., а также выделяет главу 39 «Возмездное оказание услуг», регулирующую оказание других видов услуг2. Анализ ст. 779 ГК РФ позволяет придти к выводу о том, что понятие «услуга» равнозначно «совершению определенных действий или совершению определенной деятельности». Так, услугами в различных законодательных актах именовалась «предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений», «деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туриста с туристическими ресурсами в стране временного пребывания», «продукт деятельности по приему, обработке, перевозке и доставке почтовых отправлений, почтовых и телеграфных переводов денежных средств». Однако, попытки на законодательном уровне определиться с понятием «услуга» нельзя признать успешными. Цель данной курсовой работы рассмотреть услугу, как объект гражданского права. Задача: разобрать понятие услуги, действия, изучить свойства услуги.

 

 

 

 

 

  1. Понятие услуги в гражданском праве

 

В большинстве статей ГК услуга фигурирует в качестве объекта  правоотношений, а точнее – как  предмет обязательства.

Согласно классическому  определению обязательство есть правовая связь (правоотношение), в  силу которой одно лицо (кредитор) имеет  право требования, а другое лицо (должник) обязано совершить определенное действие или воздержаться от определенного  поведения. Таким образом, обязательство  сводится к правам и обязанностям сторон (содержание) и к тому, на что  направлены эти права и обязанности (объект).

Как видно из определения, объект обязательства может выступать  в двух формах: активной (собственно действие) и пассивной (воздержание  от действий). Услуги относятся только к первой. Однако сказать, что услуга – это действие, значит сказать  очень мало. Очевидно, она является специфическим действием. Следовательно, чтобы определить ее сущность, необходимо указать признаки этого действия, отделить его от действий другого  вида3.

Понятие «услуга» находится  на стыке двух наук – экономики  и юриспруденции, следовательно, не имеет строго как экономического, так и строго юридического содержания, воплощая в себе элементы той и  другой науки. Поэтому представляется важным рассмотреть услугу и как  экономическую категорию. Необходимость  изучения услуги как экономической  категории усиливается еще и  тем, что правовая научная мысль  не всегда успевает осваивать достижения экономической науки об инфраструктуре, сфере обслуживания, о категориях и видах услуг, в результате чего правовая проблематика сферы обслуживания оказывается в замкнутом юридическом  круге4.

Термин «услуга» в экономической  литературе используется в самых  различных аспектах, в зависимости  от того, какая область экономических  знаний оперирует этим понятием. Начнем с того, что в экономике существует сфера услуг и сфера обслуживания. Следует различать эти понятия. К сфере услуг относятся только те отношения, в результате которых  гражданину оказывается услуга, причем услуга как экономическая категория. К. Маркс определил услуги как  « особую потребительную стоимость», ибо труд оказывает услуги не в  качестве вещи, а в качестве деятельности». Потребительная стоимость – это  все то, что удовлетворяет человеческие потребности. Но удовлетворять потребности  людей призваны и вещи и услуги, и что касается различий между  услугами и вещами, то эти различия выявляются при сравнении их физической формы. Дело в том, что услуга представляет собой деятельность, и именно этим она может противопоставляться  вещи. Важно констатировать еще одну особенность услуги, которая отмечалась, прежде всего, экономистами5, а лишь позже приобрела и юридическое значение.

Работы отделяют от услуг  по критерию предоставления овеществленного  результата: подрядчик, лицо, выполняющее  работу, обязан не только осуществить  предусмотренную соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику  овеществленный результат. В то же время  исполнитель услуг выполняет  только определенную деятельность и  не обязан предоставлять какой-либо овеществленный результат. Разграничение  по указанному признаку является, пожалуй, единственным бесспорным в цивилистической  доктрине, которое нашло отражение  в ГК. Лицо, выполняющее работу, обязано  произвести спецификацию и сдать  результат заказчику (п. 1 ст. 702 ГК). При  недостижении результата работа не считается  исполненной. Заказчик не вправе вмешиваться  в деятельность лица, выполняющего работу (п. 1 ст. 715 ГК). Иначе говоря, заказчика  интересует только доброкачественный  результат. Услуга же сводится к совершению ряда действий или осуществлению  определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК). Безусловно будет достигнут определенный результат, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи. В данном случае, представляется, правильнее говорить о «полезном эффекте» услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях – наблюдать, но не получать как вещь. Причем этот «полезный эффект» в качестве полученного результата может и не совпасть с ожидаемым. Законодатель относит к подряду, наряду с изготовлением или переработкой (обработкой) вещи, также и «выполнение другой работы». По смыслу норм статей ГК РФ о подряде (ст. 702, 703, 704 и др.) «выполнение другой работы» – п.1 ст.703 ГК РФ – преследует цель создания вещи, так как и эта «другая» работа должна иметь результат, подлежащий передаче заказчику, тогда как в услугах такая цель отсутствует.6 Так, например, комплектация компьютера модемом, производимая компьютерной фирмой будет являться работой, а вот предоставление заказчику возможности выхода в Internet, будет осуществляться этой же фирмой путем оказания ему интернет-услуг7. Ведь в первом случае у подрядчика намечена определенная цель работы и ее достижение очевидно и видимо. И заказчик, после приемки работ, получает овеществленный результат в виде компьютера с дополнительными функциями, и он (заказчик) теперь может пользоваться этим результатом длительное время. Оказание же интернет-услуг неосязаемо, и заказчик потребляет эти услуги в процессе их предоставления.

В подрядных обязательствах, безусловно, важны в своем единстве производство работ и передача ее результатов, а не просто передача имущества. И все же деятельность в подряде не имеет такого значения, какое она приобретает в услугах. Так, в обязательствах по выполнению работ процесс труда, деятельность важна постольку, поскольку она служит предпосылкой достижения конечного материального результата, в услугах же деятельность уже не есть лишь предпосылка, а в ее осуществлении и состоит собственно исполнение обязательства по оказанию услуг. В подряде для получения этого материального результата исполнитель осуществляет деятельность по созданию или переработке вещи, т.е. овеществлен не только результат, но и объект приложения действий. Подряд юридически безразличен к приемам, которыми выполняется работа. В подряде стадия потребления наступает после завершения деятельности и известный интерес удовлетворяется через отделимый от деятельности и от ее исполнителя результат в услугах, как мы знаем эффект деятельности проявляется по мере оказания услуги и неотделим от нее. Поэтому, в отличие от услуг, которые необратимы, в работах есть результат, который можно предъявить к возврату (за его некачественностью или вследствие признания сделки недействительной). Иными словами, в подрядных обязательствах, «пока выполняются работы, еще нет результата, а как только появляется результат, сами работы уже завершены»8. Опираясь на традиционный пример посещения женщинами салонов красоты, можно утверждать, сославшись на вышесказанное, что наращивание ногтей будет являться работой по договору бытового подряда (причем из материалов подрядчика), а вот уяснение юридической природы обстоятельства, касающегося посещения косметологического кабинета, может вызвать сомнения. Но это только на первый взгляд. Заказчику безусловно оказывается косметологическая услуга, так как овеществленный результат здесь отсутствует, клиентке важен сам процесс оказания услуги, потребляемость последней наступает во время ее предоставления, а полезный эффект может и не достигнуть желаемого результата.

На вопрос «Может ли услуга оказываться из материалов подрядчика» (п.1 ст.704 ГК РФ), можно ответить, что  допустима ситуация, когда и в  обязательстве по оказанию услуги для  ее исполнения требуется использование  материалов, оборудования (машинописная бумага, транспортные средства и прочее). Но в отличие от работ, в услугах  эти предметные реальности, не предназначены  для облечения их в некую новую  вещественную ценность, подверженную риску случайной гибели или порчи, выполняют совершенно иную роль –  служить техническими средствами осуществления  деятельности, ее материальной формой выражения и т.п., но только не тем, что имеет в виду подряд9. Важно отметить, что некоторые ученые консультирование в устной форме считают услугой, а в письменной – уже работой10.

 

 

 

 

 

 

  1. История услуги

В римском праве отсутствовало  развернутое понимание сущности услуг. Такое понятие можно реконструировать на основе анализа источников и литературы по римскому праву. Договор возмездного  оказания услуг, точнее, сам феномен  возмездного оказания услуг из соответствующего договора как специфической части  гражданского оборота, есть результат  развития института личного найма. Несмотря на то, что в римском  праве не выделялся отдельный  тип (вид) договора на оказание услуг (в  современном его понимании), в  литературе традиционно рассматривается  вид договора, во многом аналогичный  современному договору на оказание услуг, а именно договор личного найма (найма услуг). В римском праве договор найма являлся особым договорным типом, включавшим в себя три самостоятельных (поименованных) вида договора: наем вещей (locatio conductio rerum), наем услуг (locatio conduction operarum) и наем работы, или подряда (locatio conduction operis или operis faciendi)11. При этом договором найма услуг (locatio conduction operarum) назывался такой договор, по которому одна сторона (нанявшийся locator) принимала на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны (нанимателя, conductor) определенные услуги, а наниматель принимал на себя обязательство платить за эти услуги условленное вознаграждение12. А договором подряда (найма работы, locatio-conductio operis) назывался договор, по которому одна сторона (подрядчик, conductor) принимала на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны (заказчика, locator) известную работу, а заказчик принимал на себя обязательство уплатить за эту работу определенное денежное вознаграждение. Тем самым отличие этих двух договоров заключалось в том, что по договору найма услуг нанявшийся обязан был к предоставлению отдельных услуг; договор же подряда направлен но то, чтобы подрядчик дал определенный opus, т.е. законченный результат13.

Информация о работе Услуги как объект гражданских прав