Услуги как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

В современном гражданском обороте России услуги выступают в качестве объектов гражданских прав несравнимо больше, чем это было при плановой экономике. Это связано, прежде всего, с развитием рыночных отношений в нашей стране, ставших объективной основой возникновения целого ряда различных видов услуг, в которых граждане, юридические лица, а также публично – правовые образования испытывают потребности.

Содержание работы

Введение;
1.Понятие услуги в ГП;
2.История услуги;
3.Виды услуг;
4.Понятие действия;
5.Свойства услуги;
6.Качество услуги;
Заключение;
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Услуга как объект ГП.docx

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Работы и сейчас отделяют от услуг по критерию предоставления овеществленного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды услуг

 Для гражданско-правового  регулирования услуг важно принимать  во внимание, что услуги делятся  на два вида: одни воплощаются  в товарах, другие же не оставляют  овеществленных результатов, существующих  отдельно от исполнителей этих  услуг. Таким образом, услуга, которая воплощается в товаре, является лишь деятельностью,  опосредующей процесс производства  вещи. В данном случае происходит  слияние деятельности по производству  или изменению вещи с результатом,  то есть с самой вещью, являющейся  продуктом труда, сама же деятельность  – является процессом труда.  При этом конечная цель заключается  в получении необходимой вещи, обладающей определенными характеристиками  и свойствами.

Что касается услуги, не получающей овеществленной формы, то она одновременно является и процессом, и продуктом  труда. Данное качество услуги послужило  основанием для отнесения ее как  процесса труда к сфере обслуживания, в то время как единство процесса и продукта труда относилось к  сфере услуг. Иными словами, в  сферу услуг входят только те экономические  отношения, когда граждане для удовлетворения своих потребностей получают «особую  потребительную стоимость» в виде деятельности определенного человека или организации. По этому признаку сюда не могут  быть включены отношения по продаже  товаров, ведь «… товар как таковой  никогда не является непосредственно  предметом потребления, а является носителем меновой стоимости»14. По экономическому же основанию не признается услугой обслуживание в связи с предоставлением населению вещей во временное пользование (имущественный, жилищный наем, бытовой прокат), что обусловлено характером экономического отношения при найме вещи15. Также как нельзя отождествлять сферу обслуживания и сферу услуг, нельзя и считать, что все услуги однородны по своей экономической сущности. По мнению К. Маркса «известного рода услуги, иными словами потребительные стоимости, представляющие собой результат известных видов деятельности или труда, воплощаются в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодных для продажи товар»16. Услуги первого рода, при которых результаты деятельности воплощаются в товарах (вещах), – это работы по изготовлению и ремонту одежды, обуви, головных уборов, фотоработы и т.д.. К услугам второго рода, где результаты деятельности не существуют отдельно от исполнителей и не являются товарами, относятся: так называемые личные услуги, когда удовлетворяются нужды самого человека (обучение игре на музыкальных инструментах, репетиторство, присмотр за детьми, телефонная связь, врачебная косметика и т.д.); услуги, в результате которых выполняются хозяйственные поручения граждан (комиссия, экспедиция, вручение подарков, доставка мебели, посылок и т.д.); услуги по сохранению имущества (хранение вещей в ломбарде, платные стоянки автомобилей и т.д.); информационные услуги; услуги гостиниц (исключая предоставление помещения) 17. Такова экономическая характеристика услуг, которая дает возможность определить, что отношения по оказанию услуг относятся к предмету гражданско-правового регулирования. Услуги первого рода являются в юриспруденции предметом подрядных договоров и именуются работами, а услуги второго рода – предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг. Мы постепенно подошли к вопросу выявления содержания понятия услуги в гражданском праве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие действия

 

Действие, понимаемое как  определенный уровень поведения, есть «серия телодвижений, направленных на один объект»18. Является ли услуга действием в этом смысле? Конечно нет, поскольку она представляет собой более сложное явление, в ней есть некая цель и определенный эффект.

Более высокий уровень  поведения по отношению к действию – это операция. «Операция представляет собой комплекс действий, ориентированных  на решение определенной задачи»19. Совокупность действий, последовательно сменяющих или дополняющих друг друга, – вот поведенческая характеристика услуги.

В то же время «действие», составляющее объект любого обязательства, совершаемого в активной форме, –  операция, исполнения которой вправе требовать кредитор. Процесс систематического выполнения сходных услуг лицом, их оказывающим, образует деятельность исполнителя. Цель - систематическое  получение доходов или иного  личного удовлетворения. В отдельных  случаях услугой может являться не только операция, но и деятельность. Подобная характеристика присуща долговременным и однообразным по содержанию услугам. Однако, по общему правилу, они выступают  в имущественном обороте в  качестве обособленных во временном  отношении операций. Услуга характеризуется  также рядом других свойств. Она, будучи объектом гражданских прав, гражданско-правовых сделок, должна отвечать требованиям фактической и юридической  осуществимости.

  1. Свойства услуги

 

1) Услуга не имеет вещественного  результата

По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, как операция обладает свойством  неосязаемости и этим кардинально  отличается от наиболее распространенных объектов гражданских прав – вещей.

2)Услуга проявляется в  ее эффекте, который воспринимается  зачастую на уровне чувств. Тут  же проявляется другое ее свойство  – трудность обособления и  неотделимость от источника. Товар  же, вещь может существовать отдельно  от своего источника, т.е. производителя.

3)Услуга оказывается человеком. 

Когда определенная часть  деятельности выполняется машиной, можно, казалось бы, говорить, что эффект услуги исходит от машины. Однако и  в этом случае услуга неотделима от источника, она – определенный этап функционирования механизма, а как  можно обособить деятельность от исполнителя?

4)Эксклюзивность услуги

Раз услуга всегда выступает  в «привязке» к конкретному человеку, а совершенно похожих людей не бывает, то свойство неотделимости  порождает специфическую черту  услуг – их эксклюзивность. Нормы  права, регулирующие договоры на оказание тех или иных услуг, содержат обобщенные модели отдельных типов (видов) договоров. Услуга, оказываемая конкретным человеком  или организацией, индивидуализируется, становится в известной мере уникальной, эксклюзивной, хотя и продолжает относиться к конкретному виду деятельности. Так, лечение заболеваний с предполагаемыми осложнениями у пациентов осуществляется врачами в зависимости от индивидуальной переносимости тех или иных препаратов, поэтому лечение для больных, страдающих одним и тем же заболеванием, назначается различное. К тому же одни специалисты медицины могут лечить ангину гомеопатией, другие же предпочитают использование для этих целей антибиотиков.

5)Синхронность оказания  и получения услуги.

Еще одно свойство услуги –  синхронность оказания и получения. Получение (принятие) ее заказчиком и  процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно. При этом только эффект услуги может сохраняться  какое-то, возможно непродолжительное, время. Трудно представить ситуацию, при которой услуга будет оказываться  в одно время, а приниматься –  в другое. Принять услугу до того момента, пока не начат процесс ее оказания, невозможно. Принять услугу после того, как она оказана, также  не представляется возможным. Допустимо  получение в отдельных случаях  эффекта от услуги по истечении некоторого периода времени с момента  завершения процесса ее оказания, (предоставление массажных услуг против сколиоза как раз предполагает достижение полезного эффекта спустя несколько  дней, недель (в зависимости от степени  искривления позвоночника)). Из указанного вытекает свойство несохраняемости  услуг.

6)Несохраняемость услуги.

Свойство синхронности оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью можно объединить термином «моментальная потребляемость услуг». Такое свойство известно законодателю, иначе как можно объяснить  включение в п. 2 ст. 167 ГК, посвященной  последствиям недействительности сделок, правила, по которому при двусторонней реституции сторона, которой была оказана услуга по недействительной сделке, обязана возместить другой стороне ее стоимость в деньгах.

7)Услуга не имеет устойчивого  качества

Все отмеченное приводит к  выявлению одного из главных свойств  услуги – неустойчивости ее качества. Качество – это то, что нельзя исчислить. Оно проявляется в  особенностях, специфических чертах явления, и уровень качества есть ряд свойств, делающих явление ценным, значимым. Следовательно, уровень качества должен определяться набором признаков  выполняемой операции. Здесь возникает  сложность – как определить те признаки и требования, которым должна отвечать операция, чтобы быть доброкачественной  услугой? Чаще всего определение  происходит через сроки, соотношение  себестоимости и конечной цены, количество обслуженных предметов, т.е. через  количественные показатели20.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Качество услуги

Попытки разработать те или  иные критерии качества услуги по-прежнему предпринимаются. На сегодняшний день в российской цивилистике преобладает  подход, согласно которому «оценка  качества услуги подразумевает характеристику самого процесса оказания услуги и  условий ее потребления (сервиса  услуги), но не результата деятельности исполнителя». Как было отмечено выше, недостижение какого-либо результата не может по общему правилу рассматриваться  как ненадлежащее исполнение обязательства. Достижение положительного для услугополучателя результата может быть одним из признаков  качественности оказанных услуг, однако данное положение применимо не ко всем видам услуг, а лишь к тем, в которых результат является естественной характеристикой деятельности исполнителя, в частности медицинские  услуги, в отличие от услуг по судебному представительству. По мнению Н.В.Козловой, достижение юристом выгодного  для его клиента процессуального  результата является «наиболее простым  и удобным способом определения  надлежащего качества оказанных  правовых услуг…ибо надежных критериев, наверное, не существует». «Более осторожно  высказывается Е.М.Берлин, предлагая  систему критериев качества правовых услуг  с учетом разнообразия последних. Показателями качества могут быть: 1) отсутствие в тексте юридического заключения или иного документа, составленного юристом, ошибок и юридических неточностей (ссылок на устаревшие нормативные акты и т.п.); 2) наличие в проекте договора, составленного юристом, преимуществ клиента перед его контрагентом; 3) наличие в консультации ссылок на судебную и арбитражную практику и др.». Данные критерии ориентированы не только на результат, но и на сам процесс деятельности юриста.

В юридической литературе высказывается мнение, что для  повышения качества услуг большое  значение сейчас приобретает компьютерное (или аналогичное ему) моделирование  будущего результата услуги, например, будущей прически или туристического путешествия. Конечно, данный прием  можно применить не ко всем видам  услуг, а только к так называемым «полу работам - полу услугам». В частности, бессмысленно моделирование образовательных или консультационных (исключением является, по-видимому, составление проектов договоров и др. документов) услуг. Анализ действующего законодательства позволяет придти к выводу о том, что моделирование в обязательствах по оказанию услуг используется, хотя и в несколько иной форме. Так, «практически все утвержденные Правительством РФ правила оказания услуг обязывают исполнителя предоставлять заказчику максимально полную предварительную информацию о видах услуг, порядке их оказания, сроках, видах дополнительных услуг, предупредить о возможных недостатках. Этим в какой-то мере обеспечивается формализация ожиданий заказчика»21

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы определения качества услуги

 

Качество отдельных видов  услуг можно определять методами экспертной и социологической оценки. Приемлема также оценка мастерства исполнителя, технологической дисциплины (соблюдение последовательности), завершенности  операции (достигнута ли ее цель), качества обслуживания для потребительских  услуг (этика общения, создание комфортной обстановки для потребителей, заказчиков услуг, учет их запросов)22. Сложность определения критериев качества связана также с тем, что качество услуг неустойчиво, а потому в гражданском праве обычно устанавливаются нормы о том, что не должен совершать исполнитель услуг, в связи с чем, в подзаконных актах закрепляются либо формальные критерии определения качества, либо употребляются юридические конструкции, в основе которых лежит негативное обязывание.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Услугу можно определить как специфическую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей субъектов гражданского права, выраженную в достижении невещественного результата, получаемого посредством совершения действий, не запрещенных действующим  законодательством.

Так же мы можем сделать  вывод, что услуга как объект гражданских  прав – это способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который  не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается  в результате действия (операции) или  деятельности определенного человека или организации, допускаемой действующим  правопорядком.

Между тем четкая дифференциация имеет важное практическое значение, поскольку без надлежащей защиты остаются потребители услуг, так  как механизм защиты их прав сводится лишь к защите от ненадлежащего результата исполнения обязательства, каковым  всегда подразумевается вещь. Результат  же оказания услуги обладает спецификой, которая заключается в том, что  по результату невозможно оценивать  качество выполненной услуги. Это  приводит к тому, что при ориентации на защиту от ненадлежащего результата исполнения услуги, без учета характера деятельности, права потребителей в действительности не обеспечиваются.

Вывод: в данной работе рассмотрено  понятие услуги, виды услуг, свойства услуги, а так же  методы определения  качества услуги.

 

 

 

Список литературы:

1. О почтовой связи: Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. Ст. 1// Рос. газета. 1999. № 140–141.

2. Об основах туристической деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. Ст.1// Собр. законодательства РФ. 1996. № 29. Ст. 5491.

 3. Одни ученые считают, что работа – это более широкое понятие по отношению к услугам (см. Советское гражданское право. Т. 2. М., 1985. С. 171), другие, наоборот, рассматривают выполнение работ в качестве разновидности услуги (см. Гражданское право/ Под ред. Суханова. Т. 2. М., 1993. С.198), третьи эти категории разделяют (см. Кабатов В. А. Возмездное оказание услуг// Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. Комментарий. М., 1996. С. 392).

4. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002. С. 202.

5. Красавчиков О. А. Сфера обслуживания : гражданско-правовой аспект// Гражданское право и сфера обслуживания: Сб. науч. трудов. Свердловск, 1984. С. 16.

 6. Шешенин Е. Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг// Антология уральской цивилистики. 1925-1989: Сборник статей. М., 2001. С.355.

7. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978. С. 12

8. Новицкий И. Б. Римское право. Изд. 4-е. М., 1993. С. 184.

9. Брагинский М. И. Договоры подряда и возмездного оказания услуг по гражданскому законодательству// Законодательство и экономика/ 1997. №17–18. С.159.

 10. Ковалевская Н. С., Шишкина В. С. Договоры о выполнении работ/Коммерческое право: Учебник/ Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. Ч.1. СПб., 1997. С. 287.

 

1 О почтовой связи: Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. Ст. 1// Рос. газета. 1999. № 140–141.

2 Об основах туристической деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. Ст.1// Собр. законодательства РФ. 1996. № 29. Ст. 5491

3 Одни ученые считают, что работа – это более широкое понятие по отношению к услугам (см. Советское гражданское право. Т. 2. М., 1985. С. 171), другие, наоборот, рассматривают выполнение работ в качестве разновидности услуги (см. Гражданское право/ Под ред. Суханова. Т. 2. М., 1993. С.198), третьи эти категории разделяют (см. Кабатов В. А. Возмездное оказание услуг// Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. Комментарий. М., 1996. С. 392).

Информация о работе Услуги как объект гражданских прав