Установление происхождения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Права, как и обязанности, человека и гражданина определены международным законодательством и законодательством государства (государств), гражданином которого (которых) этот конкретный человек и гражданин является. Закреплены они в соответствующих нормативно-правовых актах. Права у гражданина возникают с момента рождения, а обязанности - с момента достижения им определенного в законе возраста. До этого за его здоровье, воспитание, образование и поступки несут ответственность другие (родители, опекуны, и т.д.). Факт рождения становится юридическим фактом только в результате соответствующей процедуры государственной регистрации. Целью данной работы и является рассмотрение установления происхождения ребенка, а также правовое регулирование основания и порядка регистрации новорожденного гражданина Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Правовое регулирование порядка регистрации детей по законодательству Российской Федерации 4
1.1 Органы, уполномоченные производить государственную регистрацию рождения ребенка 5
1.2 Порядок и основания государственной регистрации рождения ребенка 5
2. Установление происхождения детей 9
2.1 Установление происхождения детей от лиц, состоящих в зарегистрированном браке 9
2.2 Установление происхождения детей от лиц, не состоящих в зарегистрированном браке 10
2.3 Установление отцовства в добровольном порядке 11
2.4 Установление отцовства в судебном порядке 12
3. Некоторые особенности установления, государственной
регистрации и оспаривания отцовства (материнства) 16
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Установление происхождения детей Дюрягина.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение           3

1. Правовое регулирование порядка регистрации детей по законодательству Российской Федерации     4

1.1 Органы, уполномоченные производить государственную регистрацию рождения ребенка       5

1.2 Порядок и основания государственной регистрации рождения ребенка           5

2. Установление происхождения детей      9

2.1 Установление происхождения детей от лиц, состоящих в зарегистрированном браке        9

2.2 Установление происхождения детей от лиц, не состоящих в зарегистрированном браке        10

2.3 Установление отцовства в добровольном порядке    11

2.4 Установление отцовства в судебном порядке    12

3. Некоторые особенности установления, государственной

регистрации и оспаривания отцовства (материнства)    16

Заключение          20

Список литературы         21 

брак происхождение регистрация рождение ребенок

 

 

Введение

 

Права, как и обязанности, человека и гражданина определены международным законодательством и законодательством государства (государств), гражданином которого (которых) этот конкретный человек и гражданин является. Закреплены они в соответствующих нормативно-правовых актах.

Права у гражданина возникают с момента рождения, а обязанности - с момента достижения им определенного в законе возраста. До этого за его здоровье, воспитание, образование и поступки несут ответственность другие (родители, опекуны, и т.д.). Факт рождения становится юридическим фактом только в результате соответствующей процедуры государственной регистрации.

Целью данной работы и является рассмотрение установления происхождения ребенка, а также правовое регулирование основания и порядка регистрации новорожденного гражданина Российской Федерации.

В данном случае, регулирующими вопросы семейного права в целом и государственной регистрации и происхождения детей в частности, будут следующие нормативно-правовые акты.

На международном уровне это “Конвенция о правах ребенка”.

Для Российской Федерации в первую очередь это Конституция РФ, защищающая институт семьи, и определяющая права и обязанности родителей и детей (ст. 38). Имущественные и личные неимущественные отношения регулируют соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ, а порядок и особенности их применения – Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Более конкретные вопросы, рассматриваемые в данной работе, регламентированы Семейным кодексом РФ и Федеральным законом “Об актах гражданского состояния”.

1. Правовое регулирование порядка регистрации детей по законодательству Российской Федерации

 

Основаниями возникновения семейных правоотношений являются юридические факты.

Отсюда вытекает, что данное положение распространяется на правоотношения, возникающие между родителями и детьми. Первичным основанием возникновения родительских прав является сам факт рождения ребенка у родителей.

Как следует из статьи 47 Семейного кодекса Российской Федерации (далее Кодекса), права и обязанности родителей, как и детей, основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Таким порядком является государственная регистрация рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния (далее ЗАГС). Поэтому для подтверждения родительских прав и обязанностей необходимо, чтобы происхождение ребенка было в соответствии с законом подтверждено и зарегистрировано.

Происхождение удостоверяется записью в книге актов гражданского состояния в соответствующих, определенных Федеральным законом “Об актах гражданского состояния” (далее Законом), учреждениях. О произведенной записи выдается свидетельство о рождении.

Указанное положение касается не только детей, рожденных в браке, но и детей, родившихся от лиц, не состоящих между собой в зарегистрированных брачных отношениях.

В последнем случае дети имеют такие же права, что и дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой, опять же, если их происхождение было удостоверено в установленном законом порядке (ст. 53 Кодекса).

1.1 Органы, уполномоченные производить государственную регистрацию рождения ребенка

 

В упомянутой уже статье 4 Закона обозначены полномочия, порядок образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния. Регистрация рождения ребенка, несомненно, к данным актам относится (п. 2 ст. 2 ФЗ “Об актах гражданского состояния”).

Во-первых, непосредственно таковыми являются органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 4 Закона).

Во-вторых, полномочиями органов ЗАГС могут наделяться органы местного самоуправления муниципальных образований в случае отсутствия на их территории органов ЗАГС, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений (п. 2 ст. 4 Закона).

В-третьих, в случае граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории РФ, государственная регистрация производится консульскими учреждениями РФ (п. 3 ст. 4 Закона).

 

1.2 Порядок и основания государственной регистрации рождения ребенка

 

Государственная регистрация рождения ребенка осуществляется в порядке, предусмотренном главой II Закона. Регистрация производится органом ЗАГС по месту рождения ребенка или по месту жительства его родителей (одного из них). В записи акта о рождении указывается фактическое место рождения ребенка или наименование места, в котором ребенок был найден. Согласно п. 2 ст. 15 Закона, указывается наименование государства, субъекта РФ или административно-территориального образования иностранного государства, а также наименование городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В более сложных обстоятельствах, т.е. если ребенок родился на судне, в самолете, поезде или на другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация его рождения производится органом ЗАГС по месту жительства родителей (или одного из них) или любым органом ЗАГС, расположенным по маршруту следования транспортного средства.

В таких случаях местом рождения ребенка считается место государственной регистрации его рождения. Государственная регистрация рождения ребенка, родившегося в экспедиции, на полярной станции или в отдаленной местности, в которой нет органов ЗАГС, производится органом ЗАГС по месту жительства родителей (одного из них) или в ближайшем к фактическому месту рождения ребенка органе ЗАГС [5].

Основаниями для государственной регистрации рождения ребенка в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона являются:

  • документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, в которой происходили роды, независимо от ее организационно-правовой формы;
  • документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой, т.е. при родах вне медицинской организации;
  • заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи.

При отсутствии указанных документов регистрация рождения ребенка производится на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной. Лицо, присутствовавшее при родах, может сделать заявление о рождении ребенка устно или в письменной форме работнику органа ЗАГС, производящему государственную регистрацию рождения.

При отсутствии возможности у указанного лица явиться в орган ЗАГС, его подпись на заявлении о рождении ребенка данной женщиной должна быть удостоверена организацией, в которой указанное лицо работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией или органом местного самоуправления по месту его жительства либо администрацией стационарной медицинской организации, в которой указанное лицо находится на излечении (п. 2 ст. 14 Закона).

Заявление лица, присутствовавшего при родах, проходивших вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи, может быть представлено в орган ЗАГС родителями (одним из них) ребенка или другим заявляющим о рождении ребенка лицом, а также может быть направлено в орган ЗАГС посредством почтовой связи, электронной связи или иным способом (п. 3 ст. 14 Закона).

Статья 16 Закона указывает возможные формы подачи заявления для регистрации и документы, для этого обязательные.

Для государственной регистрации рождения ребенка необходимо заявление родителей (или одного из них) о рождении ребенка. Заявление может быть выражено устно или в письменной форме.

Если родители не имеют возможности лично заявить в соответствующий орган ЗАГС о рождении ребенка, заявление о рождении ребенка может быть сделано родственником одного из родителей или иным уполномоченным родителями (одним из них) лицом либо должностным лицом медицинской или иной организации, в которой находилась мать во время родов, или находился ребенок после своего рождения. Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня его рождения.

Одновременно с подачей заявления о рождении ребенка в орган ЗАГС должны быть представлены следующие документы:

  • документ, подтверждающий факт рождения ребенка;
  • документы, удостоверяющие личности родителей (одного из них);
  • документы, удостоверяющие личность заявителя и подтверждающие его полномочия;
  • документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка [7].

Ввиду достижений современной медицины возникли некоторые нюансы, которые были соответствующим образом кодифицированы.

При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка (п. 4 ст. 51 Кодекса).

Это же положение содержится также и в п. 5 ст. 16 Закона.

 

 

2. Установление происхождения детей

 

В данной части рассмотрим законодательное закрепление установления происхождения ребенка в зависимости от того, родился ли ребенок от лиц, состоящих или не состоящих в зарегистрированном браке, а также в добровольном или судебном порядке устанавливалось его происхождение.

 

2.1 Установление происхождения детей от лиц, состоящих в зарегистрированном браке

 

Согласно п. 1 ст. 48 Кодекса происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается органами ЗАГС на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или иных доказательств.

 Состояние матери ребенка в зарегистрированном браке дает основание полагать, что отцом ребенка является супруг матери.

В данном случае действует презумпция отцовства, и в дополнительном доказывании этого факта нет необходимости, разумеется, если не доказано иное.

Таким образом, состояние в браке является достаточным основанием для того, чтобы мужа матери ребенка признали отцом ребенка даже по одностороннему заявлению матери.

При государственной регистрации рождения ребенка предъявляется документ, являющийся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о регистрации рождения. Таким документом является свидетельство о регистрации брака (п. 1 ст. 17 Закона).

Презумпция отцовства действует и в ситуациях при рождении ребенка:

  • в течение трехсот дней с момента расторжения брака;
  • в течение трехсот дней с момента признания брака недействительным;
  • в течение трехсот дней с момента смерти супруга матери (п. 2 ст. 48 Кодекса, п. 2 ст. 17 Закона).

Из этих же нормативно-правовых актов следует, что документом, необходимым для внесения записи об отце, будет являться запись акта о браке отца и матери ребенка. Если ребенок родился по истечении указанных сроков, то отцовство подлежит доказыванию в судебном порядке.

 

2.2 Установление происхождения детей от лиц, не состоящих в зарегистрированном браке

 

Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка; в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав - по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия - по решению суда (ч. 1 п. 3 ст. 48 Кодекса).

Информация о работе Установление происхождения детей