Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 23:03, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. А формами воспитания детей оставшихся бес попечения родителей являются: усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми и приемная семья.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- познакомится с процессом выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- рассмотреть форму воспитания детей оставшихся без попечения родителей, такую как усыновление ( удочерение );

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей..4
Усыновление (удочерение)………………………………………………10
Опека и попечительство над детьми……………………………………14
Приемная семья…………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПРАВУ.docx

— 47.64 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей..4
  2. Усыновление (удочерение)………………………………………………10
  3. Опека  и попечительство над детьми……………………………………14
  4. Приемная семья…………………………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………………22

Список литературы………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа написана на тему «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей». Актуальность данной темы заключается в том, что произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенное увеличение количества детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и их количество составило 650  тысяч, несмотря на применяемые государством меры по обеспечению прав и интересов детей, количество детей-сирот возрастает.

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. А формами воспитания детей оставшихся бес попечения родителей являются: усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми и приемная семья.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- познакомится с процессом  выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- рассмотреть  форму  воспитания  детей оставшихся без попечения  родителей, такую как усыновление  ( удочерение );

- рассмотреть форму воспитания  детей оставшихся без попечения  родителей, такую как опека и  попечительство над детьми;

- рассмотреть форму воспитания  детей оставшихся без попечения  родителей, такую как приемная  семья.

Предметом исследования данной работы стали формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей.

При исследовании данной работы был произведен анализ и синтез приведенной ниже литературы.

  1. Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случае смерти родителей, лишении их родительских прав, осуждении родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказе родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений. В большинстве ситуаций, если родители временно не могут осуществлять заботу о своих детях, они принимают меры к устройству их к родственникам или иным лицам, а в некоторых случаях и в государственные учреждения. Однако в случае внезапной смерти, болезни или несчастного случая с родителями дети могут оказаться в угрожающем положении. Еще большую опасность для детей представляет уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите является весьма актуальным. Решение этих проблем возложено на систему органов опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Эти органы обязаны осуществлять меры по выявлению, устройству и осуществлению последующего контроля за условиями жизни детей. В связи с тем, что при устройстве детей на воспитание в семью и особенно при передаче их на усыновление, были выявлены многочисленные злоупотребления, ни одно иное юридическое или физическое лицо, кроме органов опеки и попечительства, не вправе осуществлять деятельность по выявлению и устройству детей как профессиональную (ст. 121 СК). Это означает, что запрещено принимать целенаправленные меры по поиску, регистрации и определению судьбы детей, лишенных родительского попечения. Однако все должностные лица, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, оказавшиеся в их распоряжении. Особенно часто в таком положении оказываются органы дознания и предварительного следствия, производящие арест родителей; медицинские учреждения, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольные и образовательные учреждения, которые посещают дети. Исходя из буквального понимания закона обязанности должностных лиц и граждан ограничиваются сообщением о детях, нуждающихся в помощи, органам опеки и попечительства. Никаких самостоятельных действий по оказанию детям помощи они предпринимать не должны. Однако оставление ими детей в опасности противоречило бы нормам морали. Поэтому следует сделать вывод, что все лица, выявившие детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно принять меры к оказанию детям помощи и временному помещению их в безопасное место. Органы опеки и попечительства, получившие сведения о таких детях, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни детей и принять меры к их временному устройству.

Временное устройство детей обычно представляет собой передачу их родственникам или иным близким ребенку лицам. Этот вид устройства всегда является предпочтительным, поскольку это позволяет смягчить последствия травмы, причиненной детям в результате того, что они оказались разлученными со своими родителями. Если передача ребенка таким лицам невозможна, дети временно помещаются в детские учреждения.

В период временного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, он нуждается в восполнении своей дееспособности, поскольку оказывается в ситуации, когда родители не могут выполнять свои функции законных представителей, а опекун ребенку еще не назначен. Для разрешения этого противоречия в соответствии с пунктом 2 статьи 123 СК РФ исполнение обязанности опекунов или попечителей в отношении таких детей временно осуществляется органами опеки и попечительства.

Если неспособность родителей осуществлять заботу о детях является временной, после отпадения обстоятельств, препятствующих выполнению родительских обязанностей (выздоровлении, освобождении из-под стражи, возвращении из отъезда), дети возвращаются родителям. Если дети лишились попечения родителей на длительное время или навсегда, встает вопрос об их постоянном устройстве. Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, предусмотрены в статье 123 СК РФ. Дети могут быть переданы на усыновление, под опеку или попечительство; или в приемную семью, а также в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные формы семейного воспитания детей. Основной целью такого устройства является обеспечение детям права на воспитание в семье. Поэтому семейным формам воспитания детей отдается безусловное предпочтение. Из всех видов семейного воспитания детей, в свою очередь, наилучшим является усыновление, поскольку тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве. При решении вопроса об устройстве ребенка принимается во внимание его этническое происхождение, язык, культурная и религиозная принадлежность, а также возможность обеспечения ребенку преемственности в воспитании и образовании. Религиозная, культурная и этническая принадлежность ребенка, так же как его родной язык, являются свойствами, определяющими индивидуальность ребенка. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности является обязанностью всех государств-участников. При выборе конкретной семьи для передачи ребенка безусловное предпочтение отдается родственникам ребенка и другим близким ему лицам, например отчиму, мачехе, фактическим воспитателям. Определяющее значение придается также мнению самого ребенка. Усыновление или передача в приемную семью ребенка старше десяти лет без его согласия вообще не допускается. Передача детей в детские учреждения применяется только в тех случаях, когда помещение детей в семью по тем или иным причинам оказалось невозможным.

Дети, оставшиеся без родительского попечения и подлежащие устройству в семью на воспитание, подлежат обязательному учету. В целях организации такого учета постановлением Правительства РФ был утвержден «Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» . Данная система учета предусмотрена для обеспечения наилучшей защиты интересов детей. Ее цель — сделать информацию о таких детях централизованной и более доступной, с тем чтобы каждый ребенок получил равный шанс на устройство на наиболее благоприятных для него условиях. Одновременно система обязательной регистрации детей преследует цели предотвращения злоупотреблений при передаче детей на воспитание в семьи.

Обязанность предоставлять первичные сведения о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, прежде всего возлагается на руководителей детских лечебных и воспитательных учреждений. Им, как правило, первым становится известно об обстоятельствах, в связи с которыми ребенок может быть передан на воспитание. Например, в случае смерти его родителей, отказа забрать ребенка из данного учреждения, лишения родителей родительских прав. Сведения о таких детях должны быть сообщены органам опеки в течение семи дней с момента, когда руководителям детских учреждений стало известно, что данный ребенок может быть передан на воспитание в семью. Столь краткий срок введен для того, чтобы не допустить установления детскими учреждениями непосредственных контактов с лицами, желающими получить ребенка на воспитание, или их посредниками. Данные контакты, завязанные в обход органов опеки и попечительства, привели к многочисленным злоупотреблениям при передаче детей на воспитание в семью и создали угрозу появления рынка коммерческих услуг по подбору ребенка для передачи на усыновление или воспитание в иной форме.

Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Органам опеки и попечительства предоставляется месячный срок со дня получения сведений о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, для устройства таких детей в семью. Как правило, это устройство производится в регионе, где находится орган опеки и попечительства и проживает ребенок, поскольку первичный учет детей осуществляется по месту их жительства. Таким образом, ребенку обеспечивается возможность быть помещенным в семью, проживающую в той же местности, где он жил до сих пор, что в большинстве случаев отвечает его интересам. Если местный орган опеки и попечительства не смог обеспечить устройство ребенка, он передает сведения о нем в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для постановки ребенка на региональный учет. Указанный орган, в свою очередь, в месячный срок со дня получения сведений о ребенке принимает меры к устройству ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации или на территории иных субъектов Российской Федерации. Одновременно сведения о ребенке передаются в Министерство образования Российской Федерации для постановки ребенка на централизованный учет.

Таким образом, можно сказать, что исследуемые институты устройства детей оставшихся без попечения родителей имеет обеспеченную систему государственных органов, что является, несомненно, необходимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Усыновление (удочерение)

 Усыновление  (удочерение)  - это юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой стороны, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия: а) установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя; б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению. Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующем, так и правопрекращающим юридическим фактом.

Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых систем как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В РФ усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, как и в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным.

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Лица, достигшие 18-лененго возраста, не могут быть усыновлены.

Необходимым условием усыновления является получение согласия на усыновление ребенка, достигшего десятилетнего возраста. Выяснение отношения ребенка к усыновлению имеет важное значение с учетом необходимости соблюдения его прав и интересов. Предполагается, что именно с достижением указанного возраста ребенок в состоянии осознано выразить свою волю и отношение к предстоящему усыновлению, в том числе и в ходе судебного разбирательства. В этих целях ему в доступной форме работником органа опеки и попечительства объясняются сущность усыновления и вытекающие из него последствия: о правоотношениях, возникающих между ним и усыновителями, их родственниками; об утрате правоотношения с родителями (братьями, сестрами, бабушкой и дедушкой); об изменение фамилии, отчества, данных о родителях. Ребенок должен быть подробно осведомлен о личности усыновителя, и составить впечатление о нем по результатам личного общения.

Основной социальной целью усыновления является создание детям, лишившихся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Под интересами ребенка при усыновлении понимается создание для него благоприятных условий материального и морального характера для воспитания и развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении. О семейном благополучии ребенка также говорится в преамбуле Конвенции о правах ребенка.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением тех случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается лишь в тех случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимися родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление производится по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Следовательно, никто не может принудить к усыновлению вопреки воле. Данное волеизъявление должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое подается в районный суд, находящийся по месту проживания (нахождения) ребенка.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Информация о работе Устройство детей оставшихся без попечения родителей